10 правил общения

10 правил общения

Некоторые психологи весь процесс общения, или коммуникативное поведение человека в общении, условно делят на две части: первичную коммуникативное поведение — это часть общения, которая полностью зависит от того человека, который первым вступает в контакт; вторичную коммуникативное поведение — это реакция человека на действия партнера по общению. Составляющими успеха коммуникативного поведения является умение распознавать психологические типы собеседников, правильно ориентироваться в каждом этапе общения, подбирать соответствующие цели формы и методы обсуждения проблем.

Тем, кто занимается бизнесом и использует беседы для решения деловых проблем, поможет знание классификации типов людей, предложенной психологом А. Егидесом. Он разделяет людей на семь психотипних групп и описывает особенности каждой из них.

К первой группе относятся люди порядочные, дисциплинированные, те, которые определяют четкий порядок для себя и других и жестко придерживаются его. их педантичность иногда раздражает, но они все делают в полном объеме и в указанные сроки. Иногда они бывают агрессивными, но умеют сдерживаться. им можно доверять, возлагать на них ответственность за решение конкретных вопросов.

Ко второй группе относятся люди, которые живут радостно и выделяются своей добротой, чуткостью. Они имеют много знакомых, коммуникабельны и очень мобильны. В беседе с ними можно получить различную интересную информацию. Однако одновременно в их действиях нет четкости и точности. Если они возьмут в долг деньги, то забудут отдать, если что-то пообещают, то могут не сделать.

В третью группу входят люди, которые имеют хороший вкус, элегантность, пластичность. Они выделяются своим артистизмом, умеют устанавливать контакты, могут найти выход из трудного положения. Умело организуют приемы, презентации, встречи, но серьезную кропотливую или аналитическую работу могут провалить.

К четвертой группе относятся люди, которые не очень контактными. Это тип людей эмоционально холодных, с развитым ассоциативным мышлением. Среди них много талантливых художников, ученых, изобретателей и т.д..Они — генераторы идей, умеют предложить различные варианты решения задач, найти нестандартные решения, но общаться с ними трудно. их жизненная энергия направлена на себя.

Пятую группу составляют люди, которых часто называют сентиментальными. Они отзывчивы, робкие, застенчивые, впечатлительные, умеют сочувствовать, вносят атмосферу человечности, надежды. Когда возникают трудности в работе или личным делам, то на помощь приходят прежде всего люди именно этого типа.

Шестая группа — это конформисты, представители которой лучше реализуют чужие идеи. Они, как правило, легко присоединяются к мнению других. Ничего не спрашивая, не рассуждая, конформисты легко соглашаются выполнить порученное дело. Люди этого психотипа могут иногда принять и самостоятельное решение, но в основном ждут, чтобы им сказали, когда, что и как надо сделать.

К седьмой группы, по мнению А. Егидеса, можно отнести людей, которые не могут заниматься бизнесом и быть менеджерами. Это — люди неустойчивые, легко меняют свое мнение, недоверчивы. Во время разговора с ними трудно быть уверенным в положительном результате беседы.

Вокруг нас есть все психотипы. Важно, общаясь с ними, уметь их распознавать и учитывать их особенности.

В общении каждый человек проявляет свои особенности, которые обусловлены ее характером, темпераментом, вниманием, памятью, эмоциями, личностными чертами и качествами, т.е. ее психологической природой. Исходя из этого, Предраг Мицич разработал классификацию «абстрактных типов» собеседников и характерных особенностей их поведения

1. «Бессмысленный человек» — нетерпеливый, невыдержанный, возбужденный; своим поведением бессознательно подталкивает собеседника к тому, чтобы он не соглашался с высказанными тезисами и утверждениями. Имея дело с бессмысленным человеком, целесообразно не выходить за пределы профессионального общения, надо быть спокойным и опровергать его утверждения.

2. «Степенный человек» — доброжелательный и спокойный во время разговора. Такому человеку следует давать возможность проявить себя, особенно когда подводятся итоги встречи, обсуждаются предложения.

3. «Всезнайка» — это человек, у которого всегда и на все есть «своя» мысль, и он обязательно хочет ее произнести, не прислушиваясь к мнению собеседника. Если приходится иметь дело с таким человеком, надо немного сбить с него спесь, специально ставя сложные вопросы, а также привлекать его к обсуждению идей, предложенных другими.

4. «Говорун» — такой человек не умеет выслушивать других, перебивает разговор, не ценя времени собеседника. Для предотвращения терять время, болтуна надо своевременно и тактично остановить, потому интересных идей он все равно не внесет.

5. «Боягуз «- человек, отмалчивается, чтобы не выставлять себя на посмешище или не показаться бессмысленным. Такого человека следует поддержать, подчеркнув, что в него верят, к нему прислушиваются.

6. «Неприступный тип» — это такой человек, который имеет отсутствующий вид; ему кажется недостойным внимания и усилий все то, что происходит. Общаясь с таким типом, лучше сразу признать его знания, опыт, проявить интерес к нему самому и его делам, тогда он проявит интерес к обсуждаемому делу.

7. «Незаинтересованный тип» — бесцеремонно демонстрирует незаинтересованность всем тем, что происходит вокруг. Для того чтобы вступить с таким человеком в контакт, надо все-таки найти то, что для него может иметь существенное значение.

8. «Большое шишка» — это люди, которые совсем не терпят критики. Они считают себя лучше других, а собственные предложения единственно правильными. С такими людьми надо быть осторожными и стараться не критиковать их. Вместе с тем следует показать, что он такой же человек, как и другие. Хорошо при этом использовать прием противопоставления вроде: «Да …, однако»;

9. «Почемучка» — это такой человек, который не может удержаться, чтобы не задать вопрос по любому поводу. Общаясь с таким человеком, целесообразна переадресация ему самому его же вопрос для ответа. Это заставит «Почемучка» размышлять над проблемой, которую вынесен на обсуждение.

Прогрессивный американский психолог, основатель семейного консультирования В. Сатир, исходя из психологических качеств личности, выделяет следующие типы собеседников: заискивающий, обвинительный, рассудительный, удаленный и уравновешенный.

Предупредительный тип — такой человек в разговоре стремится угодить другим, часто извиняется, не вступает в споры. Он говорит так, будто ничего не может сделать сам, не получив одобрение, соглашается с любой критикой в свой адрес, благодарен уже за то, что с ним разговаривают. Такого человека иногда называют миролюбцем. Предупредительный тип в беседе скажет: «Извините пожалуйста, у меня ничего не получается, а Вы так хорошо все знаете и умеете».

Обвинительный тип — это такой человек, постоянно ищет виновных. Он — диктатор, хозяин ситуации, часто ведет себя вызывающе, говорит резко и жестко, перебивает других, не давая людям договорить до конца. Человек этого типа стремится таким образом завоевать авторитет, власть над другими, получает от этого удовольствие. В глубине сознания он знает, что без других ничего не стоит, и поэтому радуется, если другие люди ему подчиняются. Обвинительный тип в беседе скажет: «Вы всегда опаздываете на работу и еще и на работе тратите время неэффективно. Это никуда не годится. Слушайте, что я вам говорю».

Расчетливый тип (или компьютер) — это очень корректный, слишком спокойный человек, все рассчитывает заранее, имеет монотонный голос, выстраивает длинные фразы. Расчетливый тип в беседе скажет: «Если вы так хотите, то я все сделаю для того, чтобы Вы были спокойны, все было хорошо и не было никаких проблем».

Удаленный тип — такой человек вроде бы находится в другом месте, не реагирует ни на какие вопросы, часто говорит неуместно, несвоевременно и неточно. Удаленный тип в беседе скажет: «Ну и хорошо. Пусть будет так, а может не так, я не знаю». Эти четыре модели общения свидетельствуют о заниженной самооценке человека, ощущение им собственной неполноценности.

Уравновешенный тип — к другим относится открыто, честно, никогда не унижает человеческое достоинство. Поведение такого человека последовательно, гармонично. Люди такого типа общения, как правило, находят выход из сложного положения и могут объединить других людей для совместной деятельности. Это — цельные личности. Они открыто передают свои мысли, выражающие чувства, вызывают уважение и доверие к себе. Другие в их обществе чувствуют себя хорошо и спокойно.

Понятно, что приведенные классификации являются условными. Однако знание этих особенностей поможет менеджеру распознавать своих собеседников и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения.

Для того чтобы достичь поставленных целей, привлекая к их выполнению разных людей, менеджер должен хорошо знать, что характер общения во многом зависит от типа мышления человека. Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Некоторые психологи трактуют мышление как процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

Психологи выделяют следующие стили мышления: аналитический, идеалистический, реалистический, прагматический, синтетический. Согласно своему стилю человек и общается с другими.

Например, с человеком, который имеет аналитический стиль мышления, необходимо установить контакт. Это должен сделать инициатор, потому аналитику не нужен обратную связь. Целесообразно использовать вопросы (типа «Это имеет значение? Это разумно?») Для того, чтобы убедиться, что невозмутимый аналитик все же слушает.Материал, с которым знакомят аналитика, необходимо тщательно подготовить, потому что его интересуют именно детали, факты. Такой человек обязательно обсуждать каждую ошибку. Главное — терпеливо выслушать всю ту информацию, которую выложит аналитик, демонстрируя свою компетентность и профессионализм. Если он в чем-то ошибается, то лучше дать ему возможность убедиться в этом с помощью косвенных вопросов.

Общаясь с человеком, который имеет идеалистический стиль мышления, можно достичь взаимопонимания, если не нарушать принципы морали. Такой человек придерживается высоких идеалов, поэтому и следует апеллировать к ним. Идеалист всегда готов прийти на помощь любому, кто к нему обращается. Однако форма обращения должна быть деликатной, вежливой, ибо в случае нахального поведения идеалист сопротивляться. Он не любит, когда на него давят. До принятия нужного решения идеалиста надо вести постепенно и осторожно, стараясь избегать конфликтов, дискуссий.

Определенные особенности в общении является с человеком, который имеет реалистичный стиль мышления. Начав общение с ним, стоит сразу переходить к делу, говорить четко, ясно, кратко, проявлять при этом вежливый твердость. Реалист обычно уважает тех людей, которые хорошо знают свое дело, знают, чего они хотят. Такому человеку не хватает собственных идей, поэтому она с уважением относится к тем, у кого они есть. Если идеи разумные и убедительные, то реалист их воспримет и поддержит. Чтобы взаимодействие с реалистом была эффективной, следует дать ему возможность контролировать ситуацию. В противном случае — он будет держать себя неуверенно, от чего межличностные отношения могут стать напряженными.

Человек, имеющий прагматический стиль мышления, чем-то напоминает реалиста, но больше дорожит своей значимости. В связи с этим прагматик ведет себя в критических ситуациях сдержанно. Вместе с тем он считает, что каждый должен заботиться о себе, делать свое дело самостоятельно, и вообще, просто так никто никому ничего не делает. Прагматик умеет использовать ситуацию с тем, чтобы получить важный для себя результат. Ради этого он всегда готов объединиться с другими, пойти на компромисс.

Самое сотрудничать с человеком, который имеет мышление синтезатора (генератором идей). Он может быть несколько самоуверенным, живет обособленным от всего остального жизнью. Однако знание особенностей его мышления помогают тем направить работу его интеллекта в нужном направлении. Иногда стоит бросить синтезатору вызов и таким образом привлечь его внимание к себе и к проблеме, решить которую желательно вместе.Работая с ним, теоретическую часть работы следует поручить именно ему, а практическую взять на себя. С синтезатором надо разговаривать на его языке и создавать ему благоприятные условия для генерации идей.

Менеджеру следует помнить, что установление контакта с людьми, которые придерживаются других стилей мышления, доведение этого контакта в успешного сотрудничества — это один из путей, который способствует развитию собственного интеллекта. Второй путь — это анализ своего собственного стиля мышления и его целенаправленное развитие.

9 правил человеческих отношений коучинг

Editor 20 ноября 2013, 08:24

Отношения это, несомненно, самый существенный и самый стимулирующий двигатель в жизни. И вполне естественно применять мощь коучинга в этой важной сфере.

Бок о бок с карьерным коучингом, управленческим, организаторским коучингом и духовным коучингом идет коучинг отношений. Коучи должны уметь помогать клиентам ясно представить свои ценности и задачи в отношениях… а затем наметить осознанный курс к жизненно важным связям с другими.

Но есть еще одна возможность посмотреть на коучинг и на то, как он применяется к сфере отношений. Что, если бы нам пришлось взять приемы коучинга и экстраполировать из них набор принципов, которые бы сообщили нам способ нашего взаимодействия с людьми? Одна организация (The Center for the Advancement of Christian Coaching) так и сделала и получились 9 “правил отношений”, которые стремятся иметь отношение к каждому взаимодействию, со стажерами, тренерами, членами, сотрудниками или продавцами. Вот они…

1. Прямая коммуникация. Взятая вне основных знаний, эта ценность вынуждает нас говорить правду в любви, без манипуляции, самосохранения или неясности.

2. Инициатива в отношениях. Эта ценность налагает на каждого из нас ответственность за здоровые взаимоотношения. Мы не ждем ее от других: инициатива принадлежит нам.

3. Веселье. Этот компонент, который часто недооценивают, позволяет нам ожидать и содействовать легкому и заразительному удовольствию от жизни и работы. Что-то вроде “лови момент”.

4. Теплота. Поскольку каждый из нас желает выразить теплоту по отношению к нашим клиентам, мы каждый день стремимся распространять эту неуловимую, успокаивающую и притягательную “волну” по отношению к нашим сослуживцам.

5. Умеренность. Мягкая, честная самооценка и скромный взгляд на нашу собственную значимость формируют важное основание для конструктивных и благочестивых встреч.

6. Взаимная вежливость. Эта ценность призывает нас к позиции прощения и готовности не замечать обиды. Это центральная часть Евангелия и основа спасительных отношений.

7. Уважение. Наша готовность относиться к другим, как к особенным и ценным, перекликается с восприятием людей в коучинге, как “творческих, изобретательных и цельных” во Христе.

8. Честность. Непоколебимая приверженность высоко этическим нормам поведения, помогает нам поступать правильно в отношениях, в жизни и в работе, даже когда никто не смотрит!

9. Ценности коучинга. Это заключительное правило взаимоотношений призывает нас показывать на примере все остальные ценности, к которым мы стремимся, как коучи, и применять их все время и во всех взаимодействиях.

Конечно, все эти “правила” можно объединить в одном слове – любовь. Иисус сказал, что все ветхозаветные законы: нравственные, культовые и гражданские, не говоря уже обо всех пророческих словах, сказанных за тысячи лет, все сводится к любви (Матф. 22:40). Павел вторит ему в Послании к Римлянам 13:10 – “Любовь есть исполнение закона”. Обдумайте свои личные правила взаимоотношений и используйте возможность сделать каждое взаимодействие выражением Божьей любви к человеку.

В конце января в Риге пройдет обучающий курс Основы Христианского Коучинга, участники которого получат три сертификата: сертификат христианского коуча, и два сертификата бизнес-коуча по версии европейских ассоциаций ICU и ICTA. Это профессиональное образование дающее право на работу и признаваемое в бизнес-сообществе. Об условиях и стоимости участия в курсе можно узнать по телефону +37127794393 или через email levushkan@gmail.com

>Вежливое общение

Игровые упражнения Правила вежливого общения

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ » ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ»

Цель: Формирование у детей знаний о правилах вежливого общения и навыков вежливого общения.

1. Научить детей вежливо общаться с ровесниками и взрослыми.

2. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать у детей вежливость, учтивость.

Форма проведения: игровые упражнения

Оборудование: листы со значениями слова «вежливость», с ситуациями, с

правилами вежливого общения.

Выполнил: воспитатель первой квалификационной категории Комаров А.В.

Вступительное слово. Здравствуйте, ребята! Внимательно послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, и скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить .

— Добрый день! – тебе сказали,

— Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали – теплоты и доброты.

— Здравствуйте – ты скажешь человеку,

— Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас,

А вы припомнить не смогли бы:

Кому сказали? Сколько раз?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей)

— Мы сегодня будем не просто говорить о вежливости, а будем учиться вежливому общению.

Основная часть. Для начала давайте выясним, что же такое «вежливость»? Что значит, быть вежливым? Попробуем вывести правило? (ответы детей)

— А теперь давайте сопоставим ваши варианты ответов с определением, которое нам предлагает словарь, и сравним с нашим выводом.

Вежливость – древнерусское «вежа» — знающий, учтивый. Это соблюдение правил приличия. Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Невежество – обратный смысл – грубиян, не соблюдает правил приличия.

Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый (информация на доске).

— В обиходе вежливого человека, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Сейчас мы узнаем, знают ли наши ребята вежливые слова, слова, употребляемые в приветствиях. Нужно дружно и правильно закончить рифму.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться … (доброе утро)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Когда бранят за шалости,

Говорим «Простите … ( пожалуйста).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо).

И во Франции и в Дании

Говорят, прощаясь. (до свидания).

Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого… (здоровья).

Если солнышко садиться,

По деревьям золотится,

Говорим при встречи

Всем знакомым (добрый вечер)

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда

Налетел из-за угла,

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова (извините)

Будет легче нам ехать и легче идти,

Когда пожелают (счастливого пути)

Вежливость – это не только «волшебные» слова. Вежливость – это еще и правила приличия, умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно общаться.

Представим ситуацию, когда вы отправляетесь друг к другу в гости, на день рождения. Дайте совет тому, кто ходит в гости (ответы детей).

А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

— Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись, и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

— Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Советы наоборот»?

(Дети отвечают, что нужно сделать все наоборот: поздороваться, когда пришел, говорить слова «пожалуйста», «спасибо», отвечать, если тебя о чем-нибудь спрашивают).

Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.

Как вежливые слова помогают здороваюсь с ними, говорю

найти друзей им «проходите, пожалуйста»

Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой

мириться, если я обидел друга и дружить.

хочу помириться, я могу сказать

Как вежливые слова помогают Прости пожалуйста

быть гостеприимными, когда ко

мне приходят гости я всегда

Если вы не знаете имени человека Простите пожалуйста или

к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры, подскажите

начните фразу со слов

Игра «Вежливо или невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.

— Поздороваться при встрече . (вежливо).

— Толкнуть, не извиниться . (невежливо).

— Помочь подняться, поднять упавшую вещь . (вежливо).

— Не встать, обращаясь к учителю . (невежливо).

— Взять билет в трамвае . (вежливо).

— Не уступить место пожилому . (невежливо).

Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?

Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?

Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?

Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?

Разбор ситуаций и составление правил вежливости.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» — говорила она подругам.

Будь вежлив со своими товарищами.

Коля, вбежав в класс, закричал:

— Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

Вежливый человек внимателен к людям.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

— У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.

— Разве,- удивился тот.

— Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.

— Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

— Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

А какие ещё правила вежливости вы могли бы добавить? (Ответы детей)

Подведение итогов. Вот и заканчивается наше мероприятие. Что особенно вам запомнилось? Что нового вы узнали? Какие правила вежливого общения вы запомнили?

Вежливость – древнерусское «вежа» — знающий, учтивый. Это соблюдение правил приличия. Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Невежество – обратный смысл – грубиян, не соблюдает правил приличия.

Вежливый человек — соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.

Как вежливые слова помогают Здороваюсь с ними, говорю

найти друзей им «проходите, пожалуйста»

Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой

мириться, если я обидел друга и дружить.

хочу помириться, я могу сказать

Как вежливые слова помогают Прости, пожалуйста

быть гостеприимными, когда ко

мне приходят гости я всегда

Если вы не знаете имени человека Простите, пожалуйста или

к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры,

начните фразу со слов

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Будь вежлив со своими товарищами.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Вежливый человек внимателен к людям.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

Игровые упражнения Правила вежливого общения
Скачать: Игровые упражнения «Правила вежливого общения»
http://infourok.ru/igrovie-uprazhneniya-pravila-vezhlivogo-obscheniya-532984.html

Открытый урок риторики в 3 А классе

Сидорова Ольга Михайловна,

учитель начальных классов.

Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

  • открывать значение слова вежливость;
  • подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи ? значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
  • учебник Т.А. Ладыженской “Детская риторика”, 3-й класс;
  • таблицы, карточки;
  • тест “Оцени свою вежливость”;
  • словари русского языка по этике, словари синонимов и антонимов.

  1. Организационный момент

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают).

Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу ?
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

II. Актуализация знаний

? Какие средства общения можно применить? (Работа по цепочке)

(Дети говорят, что «улыбка»)

? Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги ? ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

  • Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся Душа зябнет, каменеет.

? Улыбнитесь друг другу.

? Улыбнитесь мне. Улыбнитесь гостям.

? Как стало на душе? (Радостно)

III. Постановка учебной задачи

? А вот Виталию Григорьеву почему-то нерадостно. Давайте поможем.

1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

Я не знаю, как мне быть ?
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
? Дверь открой!
Притвори ее, герой! ?
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
? Сам закрой!
За обедом скажет мама:
? Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
? Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю.
Я не знаю, как мне быть ?
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
? Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
? Внучок, ?
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

? Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.

? Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

? Он всем грубил, так как был избалованным. ? Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

? А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.

IV. Открытие детьми нового знания

? Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)

? Что такое вежливость? (Ответы детей.)

? А вот как думают друзья Гены-крокодила.

( у ребят на партах высказывания разных героев)

? Какой тебе ответ больше понравился?

? Как бы ты ответил (а) на вопрос Гены?

? А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике.

Ученик: “Вежливость ? это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

Учитель: (читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”)

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай ? не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

? Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините. )

? С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.

  • Предлагаю поиграть в игру “Не ошибись, пожалуйста”.
  • Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово.
  1. Встаньте, пожалуйста!
  2. Поднимите руки!
  3. Будьте добры, похлопайте в ладоши.
  4. Потопайте.
  5. Попрыгайте, тихонечко, пожалуйста.
  6. Потопайте.
  7. Руки вперед.
  8. Мои дорогие, прошу вас тихо сядьте!

Итак, добрые слова ? добрые дела. С 116 № 130, 131, 132, 133.

Работа по учебнику.

V. Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”. У доски.

  • первая группа ? подобрать синонимы к слову вежливый
  • вторая группа ? подобрать антонимы

Открытый урок риторики в 3 А классе
Задачи: открывать значение слова вежливость; подвести к мысли о том что учиться вежливой речи значит учиться уважительному доброму отношению друг к другу.
http://5fan.ru/wievjob.php?id=58381

Речевой этикет — правила вежливого общения

Для любого человека жизненно важно знать хорошие манеры. Нормой поведения должно являться проявление хорошего тона. Культурный человек обязан знать нормы этикета и соблюдать их. Способность подать себя, а так же произвести хорошее впечатление, даст вам возможность приобрести уверенность и комфортно ощущать себя абсолютно в любом обществе.
Что такое речевой этикет? Речевой этикет — правила вежливого общения и речевого поведения. Умение владеть речевым этикетом помогает достижению авторитета, доверия и уважения к себе. Постоянное использование речевого этикета в деловом обществе оказывает на партнеров и клиентов положительное впечатление об организации, накапливает положительную репутацию.

Приветствие.

При встрече положено здороваться не только с тем, кого знаешь, но и с тем, кого не знаешь, если необходимо обратиться к этому человеку с какой-то просьбой или вопросом. Определенные правила общения и нормы этикета существуют не только по отношению к формам приветствий, но и также к условиям, при которых целесообразнее использовать именно ту или иную форму.

Обычно приветствуют первыми:

  • мужчина – женщину;
  • младшие — старших;
  • более младшая женщина – старшую, а так же и старшего мужчину;
  • служащие младшего ранга — служащих старшего;
  • опоздавший — ожидающего;
  • тот, кто входит в помещение – уже присутствующих;
  • тот, кто проходит — стоящего;
  • проходящий мимо — обгоняющего.

При одинаковых условиях первым приветствует более вежливый человек.

Женщине, входящей в комнату с уже собравшимися там гостями, необходимо первой приветствовать присутствующих, не ожидая, пока с ней поздороваются мужчины. Тем временем мужчины не должны ждать, когда к ним подойдет и поздоровается женщина. Будет лучше, если мужчины сами поднимутся и пойдут ей навстречу.

Если человек заходит в помещение, где находятся гости, приглашенные хозяином, необходимо поздороваться со всеми гостями сразу или с каждым из присутствующих по отдельности. Подходя к столу, человек должен поприветствовать присутствующих и снова поздороваться с каждым из соседей по столу, садясь на свое место. При этом и в первом случае, и во втором, подавать руку необязательно.

Здороваясь с дамой, а так же со старшим по положению или возрасту человеком, сидящий мужчина обязательно должен встать. Если он здоровается с проходящими мимо лицами, с которыми не собирается разговаривать, мужчина может не вставать, а только приподняться.

На приемах официального характера сначала приветствуют хозяина или хозяйку, затем дам, сначала более старших, затем молодых; после — более старших по положению мужчин, а уже потом остальных гостей. Хозяин и хозяйка должны пожать руку всем приглашенным в свой дом гостям.

Если на приеме есть супружеские пары, то сначала друг друга приветствуют женщины, потом с ними здороваются мужчины, а уже затем мужчины здороваются друг с другом.

Женщина, которая идет в обществе мужчины, первой приветствует женщину, идущую или стоящую в одиночестве. Если вы стоите с кем-нибудь, и ваш спутник поприветствовал незнакомого вам человека, вам необходимо поздороваться с ним тоже. Если вы встретили своего знакомого в обществе незнакомца, надо поздороваться с ними обоими. Также необходимо приветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

Представление.

Существует ряд правил вежливого общения, которым необходимо следовать при знакомствах и представлениях. Мужчина, не важно, какого возраста и положения, всегда первым представляется женщине. Более старшим по возрасту (а так же по служебному положению) следует представлять младших женщин и мужчин, знакомому человеку — менее знакомого (при условии, что они одного пола и возраста). Если у двоих людей одинаковое положение, то более молодой должен быть представлен старшему, подчиненный — начальнику, если человек один, то он представляется паре или целой группе, обществу, женщина тоже должна быть первой представлена супружеской паре. При этом сначала нужно назвать имя того, кто представляется. Нельзя просто подводить людей друг к другу и говорить: “Познакомьтесь”. Невежливо обязывать людей называть самих себя.

Если мужчина сидит, пока его представляют, он должен встать. Женщине вставать необязательно, кроме тех моментов, когда ее представляют старшей по возрасту (или положению) даме. После знакомства люди должны обменяться приветствиями или, что вероятнее, рукопожатиями. Первым протягивает руку тот, кому представляются. Подавать пару пальцев или их кончики вместо руки невежливо. Если дама или человек, старший по рангу или возрасту не подает руки, нужно слегка поклониться.

Ведение беседы.

Тон разговора следует задавать абсолютно естественным, непрерывным, плавным, но, ни в коем случае, не дотошным и игривым, это значит, что нужно быть знающим, но не педантичным, веселым, но не следует шуметь, необходимо быть вежливым, но нельзя утрировать вежливость.

В “высшем свете” этикет общения позволяет говорить обо всем, но нельзя углубляться во что-либо. При разговоре надлежит избегать всяческой серьезной полемики, особенно это касается разговоров о религии и политике.

Не менее необходимым условием для воспитанного и вежливого человека является умение слушать. Если вы будете уметь внимательно слушать рассказ, не перебивая рассказчика, уметь показывать свою заинтересованность к месту вопросами, вроде: “И что же приключилось дальше? ”, “Это невероятно! Как такое могло произойти? ”, “И как же вы с этим справились? ”, то любому человеку будет приятно беседовать с вами.

Не старайтесь подавлять своего собеседника эрудицией. Никто не хочет ощущать себя глупее, чем остальные. Но если вы о чем-либо не знаете, не надо стесняться говорить об этом. Большинство людей любит рассказать о чем-то, чего не знают их собеседники.

В обществе нельзя начинать говорить о себе, пока об этом специально не попросили. Но и при таком раскладе необходимо быть скромным, не переоценивать себя и свои возможности.

Не следует разговаривать на большом расстоянии, этим вы привлекаете внимание окружающих людей, но и не стоит общаться «вплотную».

Речевой этикет — правила вежливого общения
Что такое речевой этикет, какие правила вежливого общения нужно соблюдать
http://www.allwomens.ru/11122-rechevoy-etiket-pravila-vezhlivogo-obscheniya.html

Этикет вежливого общения

Цели классного часа:

  • Показать учащимся, что главным в общении является речь, что в общении у людей всегда проявляются степень уважения, вежливости, совести.
  • Знакомить с этикетом вежливого общения, с правилами речевого этикета.
  • Воспитывать у детей вежливое и дружеское отношение друг к другу, к окружающим.

Оборудование: слова на карточках – «речка», «речь»; на доске высказывание – «Красную речь красиво и слушать»; карточки с заданием; листочки для детей, кармашек в виде сердца, ножницы на каждого, простые карандаши, ручки.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

– Сегодня на классном часе мы с вами поговорим на тему, с которой мы с вами тесно связаны: об этикете.
– Давайте вспомним сначала, что такое этикетка?
– Что такое этикет?

(Открываются слова на карточках) «Речь» – «речка»

– Подумайте, а чем похожи слова «речь» и «речка»?
– Что в них общего?
– Верно ли, чтобы речка текла плавно, была полноводная, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток? (Ответы детей)
– А чтобы речь текла плавно, что нужно? (Ответы детей)
– Ну, а мы с вами всегда будем слышать чистый ручеек нашей речи? (Ответы детей)
– Как вы думаете, можем ли мы обидеть словами человека? (ответы детей)
– К сожалению, грубые слова иногда можно слышать в речи, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

Два козла

Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

– А как вы предлагаете общаться друг с другом, чтобы у нас с вами был дружный коллектив?
– Что такое общение? (Одна из форм человеческого взаимодействия, это обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами)
– А что такое жест? (Движения рук, выражающие какой-то смысл, несущие информацию)
– Можно ли обидеть человека своими жестами?
– Какие жесты вы знаете? (Прощания, приветствия, согласия, подзывания, отрицания, удивления, оскорбления. )

Из истории

– В 19 веке говорили, что вежливость служит украшением действий и поступков человека. Растопыренная, выброшенная вперед рука считалась раньше отпугиванием нечистой силы. Сейчас это защитный жест – «уйдите» или «помогите». Правая рука означает правду, правоту, правильность. Левая рука – ложь. Один из жестов этикета — пожатие руки.

– Почему люди выбрали правую руку?
– Особая роль в жестах отводится рукам. Есть люди, которые не могут говорить и тогда они пользуются языком жестов.
– Встречали ли вы таких людей?
– Можно ли над ними смеяться, показывать на них пальцем? (ответы детей)
– Какая речь должна быть у человека? (внятная, четкая, понятная)

Стихотворение С. Михалкова «Сашина каша»

Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно –
Как люди говорят,
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свиданья!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где галоши?»
А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва – едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать.
Он может, но не хочет
За речью проследить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.

– О какой каше говорится в стихотворении?
– Понятно ли вам, о чем говорит Саша?
– Что нужно сделать Саше, чтобы все его поняли? (Ответы детей)
– Прочитайте выражение на доске: «Красную речь красиво и слушать». Как вы это понимаете?

Игра «Как дальше»

– Давайте поиграем. Продолжите мою пословицу, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного: «От учтивых слов на сердце. (тепло)»
– Как вы это понимаете?

«Пчела ужалит жалом, а человек . (словом)»
«Слово ранит, но слово и . (лечит)»

– Всегда мы должны подумать, а потом уже сказать что-то. Вот тогда вы будете вежливыми людьми.
– Кого можно назвать вежливым человеком? (Соблюдающего правила приличия, воспитанного, учтивого)

Из истории

– Сейчас 21 век. А вот до 16 века в русском языке широко употребляли слово «вежа». Вежа – человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке. Отсюда и слово «вежливо», которое позднее превратилось в «вежливость». Вежливо – качество ценное и обязательное. Поэтому учили «вежеству» в школах так же, как и грамматику. Вежливые люди умеют вежливо прощаться, приветствовать, извиняться, спрашивать. Знают правила вежливости.

Игра «Вежливое правило»

– Какие вежливые слова вы знаете? Назовите.
– А как вы знаете правила вежливости, мы узнаем из ваших ответов. Предлагаю взять карточку и найти, из предложенных ответов, правильный.

Карточка №1

Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим:

а) немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику;
б) ни в коем случае не прекращать рассказ; а сделать его более живым и интересным – наполнить сенсационными фактами, жаргонами словечками и т.д.;
в) остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались?

Карточка №2

Как себя вести, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить:

а) молчите, и тогда вежливые люди отстанут от вас;
б) постарайтесь внятно объяснить свое самочувствие, чтобы избавить собеседников от напрасных усилий;
в) изо всех сил постарайтесь скрыть свое психологическое состояние и проявить внимание к собеседникам?

Карточка №3

Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей:

а) это недопустимо;
б) конечно, можно, особенно если она безупречна и внушает восхищение?

Карточка №4

Куда деть руки во время беседы:

а) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу eго пиджака и т.д.;
б) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными;
в) если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди?

Карточка №5

Можно ли, находясь в обществе, тихо напевать любимые мелодии:

а) конечно можно, это только порадует окружающих;
б) конечно можно, особенно если у вас хороший слух и голос;
в) даже при хорошем слухе и голосе от этого лучше воздержаться?

Карточка №6

Можно ли во время беседы потирать лоб, нос, почесывать шею, затылок и т.д.:

а) можно, если это помогает сосредоточиться;
б) нельзя, даже если это помогает сосредоточиться;
в) можно, но только с помощью носового платка?

Карточка №7

Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом:

а) недопустимо, лучше уединиться и поговорить;
б) допустимо, если предмет разговора – глубоко личный;
в) допустимо сказать собеседнику шепотом не более двух-трех слов?

Карточка №8

Как поступить, если, одолжив у друзей вещь, вы ее неожиданно сломали:

а) вернуть как есть, объяснив поломку низким качеством вещи;
б) вернуть, предварительно отремонтировав;
в) купить новую вещь взамен поломанной?

– Из беседы с вами видно, что с заданием вы справились.
– А теперь посмотрите на своего соседа, на класс. Как мы сидим? Скажите: нравится ли вам, как сидит сосед?
– Как сидят другие?
– Если не нравится, то почему? (ответы детей)
– А тебя огорчает то, что твоему соседу по парте не нравится, как ты сидишь?
– А зависит ли настроение учителя или настроение ребят от того, как вы входите в класс?
– Как вы говорите друг с другом?
– А будет ли дружба настоящей и хорошей, если не соблюдать правила дружбы?
– Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
– Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему?»

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.

(Ответы детей на вопрос, заданный ранее)

– Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой. Так ли это?

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Будь весел, радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой не даром зовем.

– Какое надежное и емкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: «Нет лучше дружка, чем родная. (матушка)»

– Посмотрите – на доске конверт в виде сердца. Это наше «сердце», готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-конверт вы опустите сейчас «ладошку» со своими пожеланиями. Мы заклеим его, оставим с вами и откроем только на выпускном вечере по окончанию школы.

Задание детям: обвести свою ладошку, вырезать, написать на ней пожелание и опустить в конверт.

– А теперь я предлагаю встать всем в круг и взяться за руки. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Хочется надеется мне, что этот классный час даст начало той большой дружбе, которую мы понесем через всю школьную жизнь. Хором: «Ребята, давайте жить дружно!»

Этикет вежливого общения
Во всех занятиях по этике самое главное – не превращать их в нудные нотации, а подводить детей к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, а не принимали все как догму. Данное занятие рекомендую провести как итоговый праздник в конце всего цикла занятий.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585101/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *