Что такое лобби

Что такое лобби

Гостиничное лобби

Английское слово lobby практически синоним фойе и прихожей. Это первое помещение, в которое человек попадает, придя с улицы, промежуточный пункт на пути в жилые комнаты или рабочие кабинеты. Роль лобби особенно важна в тех учреждениях, куда приходит много посторонних людей и где визитеры вынуждены ждать своей очереди, — в офисных центрах, в приемных медицинских клиник и салонов красоты.

Но на лобби гостиниц ложится куда более серьезная нагрузка. Здесь не только дожидаются расселения и заполняют необходимые для chek-in документы, но и коротают время в ожидании друзей, гида, экскурсионного автобуса или такси. А еще это место удобно для общения с соседями по отелю, коллегами или случайными знакомыми, которых не хочется приглашать к себе в номер.

Кроме того, многие гостиницы и отели не включают в перечень услуг бесплатный Интернет в номерах, зато предлагают свободный доступ к Сети в зоне ресепшена, где и любят расположиться постояльцы с ноутбуками играя игры футбол на двоих или общаясь через интернет. Чтобы люди здесь не скучали и не нервничали, отельеры стараются их чем-то занять, а заодно извлечь для себя дополнительную прибыль. Да еще следует создать атмосферу гостеприимства и уюта, куда ж без нее. Вот для решения всех перечисленных задач и нужен лобби-бар — своего рода гостиная.

Справедливости ради надо заметить, что не каждый отель или гостиница, а уж тем более небольшой частный гостевой дом устраивает бар прямо в прихожей, а маленькие «постоялые дворы» зачастую ограничиваются его скромным подобием — каким-нибудь закутком с несколькими шаткими столиками и кофемашиной. Но в заведении с претензией на высокий уровень сервиса клиентам, едва переступившим порог, обязательно дают возможность промочить горло, выбрав напиток из большого ассортимента.

Фигурки на входе

В древние времена люди держали в своих жилищах фигурки всевозможных богов — хранителей очага. Так решали сразу две задачи: статуи и интерьер украшали, и за порядком в доме следили, особенно в отсутствие хозяев. Может, в древних языческих культах и берет исток привычка современных отельеров размещать в холлах и лобби гостеприимных заведений всевозможные скульптуры? Магическая помощь в гостиничном бизнесе, конечно, нужна — жильцов и работников в отелях очень много, поди всем угоди и за всеми уследи!

Вот только выглядят современные лары и пенаты странновато. Порой это вообще никакие не антропоморфные существа, а металлические загогулины и стеклянные завитушки. Еще постояльцев частенько доверяют встречать четвероногим — от коняги до слоника. И только азиатские гостиницы верны традициям: ситуацию там по-прежнему контролируют будды и прочие круглолицые божества.

Что значит лоббировать интересы?

В зависимости от точки зрения, понятие «лоббировать интересы» может иметь то или иное значение. В данном контексте лоббировать — это значит взаимодействовать с органами власти. В данном процессе могут участвовать граждане, общественные объединения, группы, отдельные лица, организации и предприятия. Они специализируются непосредственно на лоббистской деятельности. Помимо того, в процессе могут участвовать и другие субъекты правоотношений. Основной целью взаимодействия является оказание влияния на принятие необходимых решений.

Политическое лобби

Под лобби в политике понимают систему приемов и практики реализации интересов разных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под данным термином принято понимать высококвалифицированную деятельность, которая имеет политический смысл и правовое обоснование и при этом является интегральным элементом демократической системы. Цели лобби разные, но даже в странах с богатыми демократическими традициями у лобби социально-экономические цели, которые связаны с решениями вопросов собственности.

Оружейное лобби

Считается, что самое крупное оружейное или как еще его называют военное лобби – это NRA (Национальная стрелковая ассоциация). Исходя из отчетов по финансированию различных предвыборных компаний, здесь тратится намного меньше, нежели в анти-оружейных группах. В разное время в ней было от 4,5 до 6 миллионов членов, что делало самой крупной по членству добровольной НГО в Америке и второй во всем мире. Что же касается анти-оружейных групп, то они хотя и имеют громкие названия, часто ограничиваются тысячами членов, а иногда даже сотнями и десятками людей.

Нефтяное лобби

Очень сильное лобби существует в Америке. В этой стране руководство шестнадцати небольших нефтяных компаний стали инициаторами создания группы «Производители за экспорт американской нефти». Они даже смогли встретиться с сотрудником Белого дома Эта встреча которая хотя и стала безрезультатной, все же смогла показать прием лоббистской аргументации, заключающийся в стремлении формулировать цели предлагаемого решения. Цель группы:

  1. Добиться, чтобы был отменен запрет на экспорт нефти и этим сделать новый фундамент американской экономики.
  2. Создать новые рабочие места.
  3. Снизить цены на нефть на мировых рынках.
  4. Восстановить геополитическое превосходство.

Табачное лобби

О вреде курения известно даже детям. Однако от этого количество курильщиков не уменьшается, а даже растет. Вместо того, чтобы всячески препятствовать распространению губительной вредной привычки, находятся люди и даже группы людей, готовые поддержать табакокурение на всех уровнях, в том числе на уровне государства. Такие табачные лоббисты выступают против законов, запрещающих или ограничивающих любимое многими людьми во всем мире пристрастия.

Игорное лобби

Игорное лобби направлено на защиту игорной сферы в стране, куда принято относить азартные игры в казино, лотереи и букмекерская деятельность. В числе стран, где такой бизнес под запретом и Украина. Здесь уже 6 лет игорные заведения вне закона. Однако лоббирующие группы продолжают делать попытки реанимировать данную отрасль. Сейчас есть более девятнадцати законопроектов на данную тему, но пока ни один из них не набрал нужное количество голосов. Было принято решение создать рабочую группу, которая будет работать над этими законопроектами.

ЛГБТ лобби

Под ЛГБТ лобби понимают поддержку групп людей прав представителей сексуальных меньшинств. Одно из их требований – легализировать однополые браки. В числе таких стран Франция. Однако легализация однополых союзов здесь вызвала широкий резонанс в общественности. Всего такие браки есть в шестнадцати странах мира. Впервые такой союз был создан в 2001 году в Нидерландах. Тем мне менее в некоторых европейских странах такие браки не признаются или вовсе запрещены на конституционном уровне. Есть свое голубое лобби в шоу бизнесе. Одним из примеров победы можно назвать брак Элтона Джона.

Фильмы про лоббистов

Самыми интересными фильмами про лоббистов называют такие кинокартины:

  1. «Здесь курят». Фильм рассказывает про мужчину, которому необходимо лоббировать табакокурение. Однако он выбрал такую работу только потому, что нужны деньги для сына.
  2. «Достопочтенный джентльмен». Рассказывается про мошенника из Флориды, который мечтает про большие деньги и для этого отправляется покорять вершины в большой политике.
  3. «Уроки любви». В центре сюжета – невоспитанная подружка известного миллионера. Чтобы ее хоть немного укротить и обучить манерам, мужчина нанимает интеллигентного журналиста в качестве учителя.
  4. «Мисс Слоун». Фильм про девушку лоббиста, прославившуюся своим талантом победить во чтобы то ни стало и добиться желанных целей.
  5. «Похожие на мартовские иды». Картина рассказывает про одного из членов команды губернатора, который работает в избирательной компании.

Результаты голосования по фракциям, впрочем, можно было предсказать.

Так, накануне вынесения законопроекта на обсуждение в первом чтении автором статьи совместно с экспертами Аналитического агентства «Ай-Кью» было проведено исследование различных типов парламентского лоббизма.

В настоящее время нами выделяется 5 основных типов лоббирования:

социально-политическое лоббирование (через фракции политических партий и движений и отчасти через депутатские группы);

-отраслевой лоббизм (лоббирование по линии Комитетов ГД и отчасти депутатских групп);

региональное (лоббирование интересов избирателей своих избирательных округов депутатами-«одномандатниками»);

групповое лоббирование (по линии депутатских групп и групп депутатов);

— индивидуальное лоббирование.

Социально-политический лоббизм, то есть лоббирование интересов различных политических партий и. соответственно, как бы связанных с ними социальных групп, осуществляется через фракции Государственной Думы. Для этого для представления интересов различных социальных групп и введен пропорциональный принцип формирования половины нижней палаты российского парламента. В данном случае представительство и продвижение депутатами интересов тех или иных групп не просто законная форма лоббирования. Для этого, собственно, и существует такой орган власти, как парламент.

Отраслевой лоббизм такое же естественное и нужное явление, как и лоббизм социально-политический. Дабы проводить через Государственную Думу

политику в интересах различных отраслей промышленности, финансовой сферы, науки, культуры, общественных объединений и религиозных организаций и сформированы думские Комитеты. Именно так по отраслевому, т.е. профессиональному признаку устроена, в частности, исполнительная власть.

Представительство и продвижение интересов различных организаций, групп граждан, предприятий также вполне законная форма лоббирования (чего нельзя сказать об индивидуальном и корпоративном групповом лоббизме).

Региональные лоббисты представлены в большей мере в Совете Федерации. Можно сказать, что верхняя палата парламента России состоит исключительно из региональных лоббистов. Губернаторы и руководители законодательных собраний субъектов Федерации, впрочем, сами себя лоббистами не считают (они руководители, а не лоббисты), но термин «лоббирование» используют все чаще.

Что же касается 225-ти депутатов Государственной думы РФ, избранных по одномандатным округам, то лоббирование, то есть представительство на общенациональном уровне и продвижение интересов своих избирателей, то есть, по сути, региональных интересов их святая обязанность, как бы этот процесс ни назывался защитой интересов избирателей или их лоббированием.

Корпоративный (групповой) лоббизм, в отличие от лоббизма политического, регионального и отраслевого явление внеструктурное, частное, наполовину незаконное. Известно, что крупнейшие корпорации не удовлетворяет лоббирование своих интересов только через фракции (с ними достаточно сложно устанавливать контакты, тем более их сложно контролировать) или Комитеты (поскольку они призваны удовлетворять интересы всех предприятий и корпораций соответствующей отрасли, к тому же в Комитеты входят представители различных фракций-партий). Крупные корпорации, как правило, стремятся создавать управляемые группы.

Основными корпоративными группами в ГД 1-го созыва были группы, сформированные банковским капиталом, топливно-энергетическим и военнопромышленным комплексами. «Новая региональная политика», к примеру, не была монолитным организмом. В ней мы могли заметить и подгруппы ТЭК и ВПК. Чуть позже при непосредственном участии банковского капитала были созданы депутатские группы «Стабильность» и «Россия», хотя помимо конкретных финансовых структур в формировании этих групп приняли участие также конкретные «группы интересов» Администрация Президента («Стабильность») и Правительство РФ («Россия»). В Госдуме 2-го созыва такие группы пока не проявились как самодостаточные лоббисты от ВПК сконцентрированы преимущественно во фракции КПРФ, лоббисты стройкомплекса и разного рода торговых компаний во фракции ЛДПР, а лоббисты ТЭК, финансовых структур и ряда иных отраслей во фракции движения «Наш дом Россия».

Индивидуальное лоббирование интересов различных организаций, групп граждан, предприятий не предусмотрено действующим законодательством и думским регламентом. Потому оно находится за пределами законных методов и способов продвижения интересов «клиентов». Разумеется, продвижение в парламенге интересов, скажем, инвалидов или «гражданского сектора» отличается по целому ряду показателей от лоббирования интересов каких-то предприятий и корпораций. Во всяком случае, лоббирование интересов коммерческих структур в большинстве случаев не бескорыстно. И все же индивидуальное лоббирование, даже если оно совершается в благотворительных целях, находится пока вне закона.

Материал взят из книги Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе (Андрей Юрьевич Мельвиль)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *