Как стать писателем

Как стать писателем

Юрий Александрович Никитин

Как стать писателем… в наше время

Поликлет изваял две статуи, изображавшие одно и то же: одну по вкусу толпы, другую по законам искусства. Первую в угоду толпе он создавал по желанию всякого, кто к нему приходил, то есть послушно делал изменения и поправки. Наконец он выставил обе статуи. Одна вызвала всеобщее одобрение, другая была осмеяна. Тогда Поликлет сказал: «Статую, которую вы ругаете, изваяли вы, а ту, которой восхищаетесь, – я».

Предисловие

Эта книга начинала писаться в 60-х, когда я объяснял друзьям, как и почему у меня получается, а у них нет, потом была издана в виде брошюрки, а спустя несколько лет – в переплете.

Затем были дополненные переиздания, но сейчас вот выпускаю последнее и самое полное, приурочиваю его к своему 75-летию.

Это наиболее хаотическое, так как книга писалась, повторяю, сорок лет. Это не роман, а нечто вроде мозаики, куда вставляю новые найденные за это время алмазики. Или цветные стеклышки, если вам так удобнее.

Хорошо-хорошо, у многих эти советы вызывают раздражение, так как почти каждый «знает», как писать рассказ, повесть, роман. Но не отметайте сразу, а проверяйте на друзьях, давая прочесть свой вариант, и уже подправленный, согласно этой книге.

Я, конечно, понимаю, что любой мальчишка, только-только научившийся читать, уже больше меня знает и понимает литературу, прекрасно знает, как нужно писать, потому эту книгу читать, скорее всего, не станет, а если что и прочтет, то обронит небрежно насчет примитивности изложения, убогости, серости и обилии воды и что все написанное можно было уложить в два абзаца.

Также эти умники лучше политиков знают, как управлять страной, как поднять экономику и вообще знают, как решить все проблемы легко и просто. И все-таки, несмотря на это большинство анонимов, засоряющее Интернет комментами, расскажу, как это делается, опираясь на свой громадный опыт, а он у меня есть, знаете. И знаете, что он не дутый и не высосанный из пальца.

Много изменилось с 1999 года, когда вышло первое издание этой книги. Мир изменился, многие профессии исчезли, еще больше появилось новых. Книгоиздание изменилось настолько, что можно даже подумать насчет конца и краха писательского ремесла…

Нет, свое отжили только бумажные книги, но не профессия писателя. Читать стали даже больше, только читающие переходят на электронные книги, и таких будет все больше. И еще одна особенность: с общим прогрессом постепенно повышается и вкус, требования к слову становятся строже, и писать сегодня нужно лучше, чем писали вчера.

Для этого я и подготовил это последнее издание, в самом деле последнее, в котором суммировал весь свой и чужой опыт. Новых изданий уже не будет, я сказал все, а кто сумеет сделать лучше, пусть сделает.

Одновременно с этой я пишу и «Мне – 75», вижу много общего в подаче материала. Там о том, как жить правильно, и начал с напоминания, что Джим Фикс, апологет бега трусцой, призывавший бегать и бегать, умер в 52 года от сердечного приступа во время пробежки. Марк Хьюз основал «Гербалайф», обещая всем, кто будет «жить правильно», жизнь до ста лет в ясном уме и бодрости, но умер в 44 года от остановки дыхания во сне. Мишель Монтиньяк, автор нашумевших книг о борьбе с лишним весом, изданных в сорока странах тиражом в 16 миллионов экземпляров, умер в 66 лет. Вы скажете, что 66 лет все же хорошо, но он не дожил 11 лет до средней продолжительности жизни в его стране! Про нашего Розанова, яркого пропагандиста здорового образа жизни, мечтавшего дожить до бессмертия и пропагандировавшего «правильный путь», вспоминать вообще горько, умер в свои тридцать лет!

И вот я, такой вот умный, предлагаю свой путь, аки гуру. Но ерничание ерничанием, но я выкарабкавшись из тяжелейших болезней, преследовавших с детства, вот в свои 75 не только гоняю на вело и жму сотку, но и арбайтэн, арбайтэн, а это куда важнее, чем бегать трусцой и бахвалиться мускулами!

Вот и в этой книге я, понимая, что некоторых здорово обижу, все же вынужден сказать правды ради, что все-таки лучше слушать чемпионов, как достичь рекордов, чем теоретиков или мальчиков, написавших пару книг! Без обид, хотя, конечно, они будут, понимаю-понимаю.

Пару месяцев тому назад, это на момент написания этой инструкции, я снова получил «Фантаста года», то есть уже 2014-го, как самый успешный в коммерческом плане автор России. Это значит, в самом деле имею право сказать то, что уже говорил, но многими из вас высокомерно отвергалось. Может быть, теперь внимающих будет больше?

Кстати, я только что закончил и сдал в издательство последний роман саги о Ричарде Длинные Руки, 50-й роман об одном герое, идущем из тома в том, что является абсолютным рекордом в мире и безусловно войдет в Книгу рекордов Гиннесса, если кто-то не поленится туда ее подать.

Потому мои советы молодым авторам идут не от теории, не от смутных представлений, как «писать правильно», а, уж простите, от практики.

Первое издание, что в 1999 году, тогда еще в мягкой обложке, называлось «Как стать писателем и заработать миллион». Как ополчились ну буквально все на свете!.. Какое кощунство, мы же духовные, мы вообще самый духовный в мире народ… или нация?… как язык повернулся такое сказать, как рука не отсохла написать такое… стыдно сказать, о деньгах! Писатели не пишут за деньги!!!

Хотите поржать, поройтесь в инете. Но вот сейчас скажу, рискуя вызвать то же самое яростное негодование: свой миллион долларов я заработал. Гонорарами. И не один миллион. Вы тогда, это было двадцать лет назад, не слушали, может быть, послушаете сейчас? Наверняка крылья уже обгорели, и не раз, теперь наконец-то готовы и других послушать, более опытных?

После тех первых изданий «Как стать…» были крики: ну что это он так часто о себе, какая-то мания величия, куда это годится!

Понимаю-понимаю, конечно же нужно о вас и только о вас, таких талантливых и недооцененных, вообще непризнаваемых тупыми редакторами, тупыми издателями и тупыми читателями, а еще одухотворенных, тонких, чувствующих, элегантных, ценящих, понимающих, эстетствующих…

Все-таки положа руку на сердце, одно дело – ссылаться на что-то неопределенное, типа я так чувствую, я так вижу, а вы, быдло, ничего не понимаете из моих тонких запросов и элегантных аллюзий, другое дело – указать на тиражи, массовые продажи книг и, чего уж стыдиться в наше капиталистическое время, крупные гонорары, которые весьма кстати для дома, для семьи, для терпеливой жены, а у писателей они должны быть очень терпеливыми.

Я человек тех старых времен и той старой закалки, когда о деньгах говорить было крайне неприлично, особенно писателям, мы же не за деньги работаем, мы же духовные, но сейчас шепну тихонько, что несколько миллионов долларов в виде гонораров, если примете советы всерьез и будете трудиться, а не ждать вдохновения, обеспечат вам на будущее достойную жизнь. Где-то по миллиону долларов в год, пусть даже по полмиллиона, но это позволит и самому не смотреть на цену в продуктовом магазине, и друзьям помогать в их нелегкой жизни, когда не то что сложную операцию трудно себе позволить, но даже зубные имплантаты не поставишь в хорошей клинике!

Со времен падения советской власти прошло четверть века, выросло целое поколение, родившееся уже в новое время, народ давно пришел к мысли, что нужно уметь зарабатывать, и только писатели долго и очень долго оставались в том старом дремотном состоянии, когда им все равно платили, невзирая на публикации, достаточно было обзавестись членским билетом Союза писателей СССР.

И даже сейчас слышны обвинения в адрес писателей, дескать, они же, сволочи, зарабатывать хотят, они за бабки работают, как не стыдно этим гадам? В инете идет бурление говн, создаются антипиратские союзы, то есть хотим получать все бесплатно, а они, писатели, как хотят.

Как стать знаменитым писателем: первые шаги

Какие качества нужны писателю? Пожалуй, самые главные — фантазия и умение образно изложить свои мысли на бумаге. Но вот найти работу благодаря связям в этом деле не получится точно. Чтобы стать успешным писателем, придется сначала писать в стол, затем рассылать свои нетленки по редакциям, а потом месяцами ждать ответа. Повезет или нет, покажется ли ваш труд не только интересным, но и в востребованном читателями формате — это уже решат издатели. Поэтому необходимо быть не только талантливым, но и очень терпеливым и активным, ведь сам себя не продашь — никто не купит.

Любовь надо отвоевывать

Сформулировать точные указания, которые помогут вам стать писателем, никто, разумеется, не в силах. Однако многие с готовностью рассказывают о своем пути на этом поприще, о том, как молодым талантам можно сделать себе имя.

Для начала мы пообщались с автором любовных и исторических романов, детективов и фантастики Елены Арсеньевой. Родилась Елена Грушко (псевдоним она взяла позже) в Хабаровске. Окончила филологический факультет Хабаровского пединститута и заочно — сценарный факультет ВГИКа. После этого работала на Хабаровском ТВ редактором передач для детей и юношества, в литературно-художественном журнале «Дальний Восток» и в Хабаровском книжном издательстве. Переехав в Нижний Новгород, она стала региональным представителем «Молодой гвардии».

Первым произведением Елены была новелла «Не жена», опубликованная в журнале «Дальний Восток». Критик газеты «Литературная Россия», делавшая обзор творчества молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, буквально разгромила дебютантку, но та не расстроилась и отнесла в издательство сборник рассказов «Последний снег апреля». Если сначала Елена была поклонником реализма и документалистики, то позже ее стали привлекать сказки и фантастика: так появились повести «Голубой кедр», «Атенаора Меттер Порфирола», «Созвездие видений» и другие.

«Иногда успех к писателю приходит быстро, а порой его ждут годами. Я всегда принимала активное участие в общественной жизни: посещала семинар молодых фантастов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске и многие другие специализированные конвенты», — вспоминает Елена. Вскоре судьба преподнесла ей новый подарок — знакомство во время поездки в Москву с писателем-фантастом Юрием Медведевым. Несколько лет они издавали в соавторстве книги энциклопедического характера по истории Руси, России и русскому быту.

В конце 90-х Елена Грушко начала писать исторические произведения и детективы, тогда же обзавелась и псевдонимом. Сейчас на ее счету более семидесяти романов — детективных, исторических, любовных, а также сборников исторических новелл. «Главное в писательстве — болеть этим делом, получать от него удовольствие и не отчаиваться, даже если вас не признают критики. Любовь надо отвоевывать», — резюмирует автор.

Пишу в стол, а зарабатываю журналистикой

К сожалению, далеко не всем, избравшим писательскую стезю, так везет. Вот история Татьяны: «Еще в период учебы на филологическом факультете ННГУ я начала работать журналистом и уже в 25 лет стала главным редактором нижегородского светского издания. Но все это время мечтала писать книги». Татьяна была главредом трех печатных изданий, но через 15 лет приняла судьбоносное решение уйти работать фрилансером, чтобы иметь время для создания своих произведений. Она сама рассылала предложения по московским издательствам, пока одно из них не согласилось опубликовать ее книгу, в которой рассказывается о профессии журналиста. В итоге гонорар за нее составил 18 тысяч рублей. Такая же сумма должна была перечисляться за каждые 5 тысяч проданных экземпляров.

Позже Татьяна написала еще два исторических романа, но вот уже четыре года издательства отказываются от них — «не формат». «Сейчас я выложила свои романы в Интернете — у меня появились свои поклонники, мы с ними переписываемся. Я не отчаялась — думаю, все еще впереди, — говорит она. — Главное, я получаю удовольствие от процесса, что очень важно. А зарабатываю в качестве журналиста в свободном полете».

Писатель создает новую Вселенную

Восходящая звезда издательства «Эксмо» Ольга Володарская — автор романов в жанрах мелодрамы и детектива («Стерва на десерт», «Убийство в стиле ретро», «Призраки солнечного юга», «Плачь, влюбленный палач», «Кара Дон Жуана»). Несмотря на жуткие названия, в ее книгах принципиально нет криминальных авторитетов, торговцев оружием или наркотиков. Ольга призналась, что в детстве была страшной фантазеркой, обожала книги Волкова про Изумрудный город и любила представлять, как однажды попадет в волшебную страну. Ее первое собственное произведение было посвящено приключениям девочки Оли и ее четвероногих друзей. С тех пор она постоянно что-то сочиняет: то сказки, то рассказы, то киносценарии.

Серьезно заняться писательством Ольга решилась в двадцать пять лет, после того, как завершила первый большой труд — историческую мелодраму «Жена Синей Бороды». «Я никому не давала читать свои книги: прятала рукописи, ставила пароль на компьютер — словом, писала в стол, — рассказывает она. — Только первый детективный роман „Стерва на десерт“ увидел своих читателей». Этот жанр как раз и был выбран пять лет назад только из-за своей популярности. Читая детективы, Ольга всегда сразу же вычисляла убийцу и полагала, что писать их так же скучно. Но все оказалось намного интереснее, и за третий роман она взялась уже с большим азартом. «Написать новую книгу — все равно что создать новую Вселенную, — объясняет Ольга. — Ведь ты придумываешь свой мир, населяешь его людьми и придумываешь их судьбы. Может быть, у меня мания величия, но я считаю, что писатель создает новый мир».

Из старой жизни — по частям

Ольга Володарская советует начинающим писателям запастись терпением и упрямством. В свое время она отнесла в издательство несколько книг: «И когда меня наконец пригласили на встречу, я даже не обрадовалась — так долго ждала. В 2008 году контракт все-таки был заключен, а до этого держалась я на плаву только благодаря издательству „Подвиг“, которое платило мало, но все же помогало выжить. Работала я тогда в информационно-вычислительном центре за компьютером. Каждый день приходила домой и писала».

После долгожданного заключения договора Ольга уходила из старой жизни «не целиком, а по частям». Уволилась с работы не сразу — сначала брала административный отпуск: боялась прощаться с коллективом, привычным режимом и укладом. Но когда ушла окончательно, то началась совершенно новая жизнь: не надо было вставать в шесть утра и нестись сломя голову на утреннюю электричку — можно было и полениться. «Теперь не представляю, как можно вернуться в прошлое. Мне по душе свобода, и в этом плане я счастливый человек. Мое рабочее место там, где есть ноутбук. Это так здорово, что можно работать в такси, самолете, в гостях».

Герои ищутся на курортах

По словам Ольги, сегодня явно не будет пользоваться популярностью истории про то, как люди поднимают завод: «Нужно писать про гламурную жизнь, хорошо читаются и детективы. Правда, сейчас рынок стал более разнообразным, а буквально пять назад лет на них был бешеный спрос». В среднем Ольга пишет три книги в год. Дело это энергозатратное, поэтому после завершения каждой рукописи она едет отдыхать, «заряжается» и часто именно на курортах начинает размышлять над новым сюжетом.

Так, например, произошло с романом «Кара Дон Жуана», задуманным в 2003 году во время отдыха в Адлере. Ольга сидела у моря, а рядом с ней играла черноволосая смуглая серьезная девочка. Она подбирала камушки и бросала в воду, стараясь попасть в купающихся детишек. Так появилась героиня Кара. А с прообразом главного персонажа Сергея автор познакомилась на набережной Абхазии. Он жил в этой стране, но покинул ее во время конфликта с Грузией. «Над этим романом я работала примерно шесть месяцев, если не считать периода „вынашивания“. Я долго придумываю сюжет, а потом начинаю его быстро записывать. При этом часто результат получается другим — не таким, как планировала изначально».

Ольга призналась, что известным писателям завидуют менее успешные коллеги: «Не понимаю, как можно кого-то критиковать, но люди у нас любят злословить: „За этого заплатили, поэтому он издается, за этого пишут рабы, а эта вообще бездарность, просто у нее муж знаменитый“. Абсолютно бездарный человек может пробиться благодаря деньгам, но долго он все равно не продержится».

Писательница считает, что всегда интереснее пробовать что-то новое. Сама она балансирует на грани детектива и мелодрамы, но есть те, кто виртуозно владеют одним жанром и становятся в нем непревзойденными. «Например, Агата Кристи — какая же она молодец! Все произведения гениальны, проходных среди них нет», — восхищается она.

Верьте в себя!

Какие советы можно дать начинающим писателям? Ольга Володарская подчеркивает: будьте готовы к долгому и тернистому пути. Ее первую книгу переиздавали три раза и заплатили только 25 тысяч рублей. «Начинала работать я с литературным агентом, — делится она опытом. — Если брать агента, то непременно „акулу“, который должен отлично разбираться в этом бизнесе. Ничего не могу сказать — мой был порядочным человеком, многое держалось просто на честном слове. А ждать ответа по поводу договора с хорошим, честным издательством можно бесконечно».

Наша героиня ждала года два. Дебютантам могут сказать, что книга понравилась, но до момента заключения контракта пройдет еще очень много времени. Когда она пришла на встречу с главным редактором издательства, оказалось, что он отлично знает ее книги. Например, спросил Ольгу, как она смогла так правдоподобно описать Рио-де-Жанейро. Но она туда никогда не ездила: просто черпает информацию со слов знакомых или же смотрит журналы и различные альманахи.

Итак, запаситесь терпением и сдавайте в издательства сразу несколько книг. Также очень важно верить в себя: если близкие, друзья, коллеги относятся к вашему занятию как к баловству, не стоит их слушать, идите своим путем. «Мама очень мной гордится, а вот муж — известный переводчик — как писателя всерьез не воспринимает, — рассказывает Ольга. — По его мнению, тому, кто пишет хуже Гюго, нечего и браться за это дело. Меня это не обижает, да и читательская аудитория у меня женская, а не мужская».

Хорошо ли быть Львом Толстым?

Ольга уверена, что творческий кризис, при котором идеи действительно иссякают, может настигнуть любого писателя: «Я чувствую, что когда у меня кончается вдохновение (а это обычно бывает к середине романа), меня одолевают тяжкие мысли, наступает несколько дней паники. Думаю, в этих случаях лучше всего сделать перерыв, пожить для себя, а еще лучше поменять обстановку. Не зря же голливудские звезды берут себе передышку, которая иногда затягивается на несколько лет».

Единственный и основной доход Ольги — писательство. Она признается, что если бы жила на ренту или была замужем за миллионером, то издавала бы одну книгу в год, но вкладывала в нее все свои силы. Не было бы безумной спешки и конкретных сроков сдачи. «Хорошо быть Львом Толстым, когда можно и в лаптях походить, и писать долго свои четыре тома, — рассуждает она. — Я нисколько не умаляю достоинств нашего классика, но не думаю, что художник должен быть голодным. Все же лучше быть сытым и при этом не терять желания творить».

Как правило, солидные гонорары автор начинает получать после трех-четырех публикации высоким тиражом. Первое вознаграждение в среднем составляет 20–30 тысяч рублей, при этом книга может создаваться месяцами или даже годами. Издатель предпочитает, чтобы начинающий писатель принес на просмотр несколько произведений или серию с продолжением.

Число женщин-авторов в России с каждым годом растет. Чтобы стать успешным фрилансером, надо быть дисциплинированным, обязательным и ответственным. Елена Арсеньева призналась, что пишет не менее 7–8 часов в день, включая выходные. Кроме того, много времени приходится проводить в библиотеках, чтобы изучать архивы и выяснять необходимые сведения.

Ольга желает всем читателям хороших и разных книг: «Я понимаю, что значит испытывать литературный голод. Раньше мне казалось, что я прочитала уже все достойные моего внимания книги и постоянно искала такую, которая бы произвела на меня большее впечатление, чем, например, „Сто лет одиночества“ Маркеса».

Еще в колледже я и Санкет часто зависали в барах и пытались болтать с женщинами, но по правде в этом деле я был ужасен. Никто не говорил со мной дольше тридцати секунд, а каждая девушка смеялась над его шутками, по моим ощущениям, часами. И спустя десятилетия, я думаю, они бы все равно смеялись над его шутками. Один раз он повернулся ко мне: «Девушки начинают скучать, когда ты говоришь. Твои истории слишком длинные. С этого момента ты будешь сокращать каждое предложение, когда рассказываешь что-то». Мы оба были выпускниками университета в области компьютерных технологий. С той поры я с ним не встречался, но я помню его совет — лучший из всех мной полученных для писательства( и общения).

33 совета, как стать хорошим писателем

— Пишите, что хотите. Потом вычеркните первый и последний абзац. Это самая смешная часть совета. Это будто знать ваше будущее наперед — его все равно не изменить. Другими словами, даже если вы пишете статью, помня это правило, то статья все равно получится лучше, если выкинуть последний и первый абзац.

— Каждый день ходите «по большому». Такого вы ни в каком списке советов по писательству не найдете. Если ваше тело не работает нормально, то и мозги. Если нужно, ешьте больше фруктов.

— Выскажите наболевшее в первой строке. Все мы люди. Компьютер может выиграть в викторине, но не может написать роман. Если вы хотите, чтобы люди понимали вас, тогда и будьте человеком. Пенелопа Транк пару недель так начала свою статью: «Я разбила лампу над своей головой. Везде была кровь. И стекло. И я все это сфотографировала». Вот это я понимаю высказалась с душой. Недавно моя жена запостила статью, где первая строка была такая рвущая душу, что ей пришлось в итоге удалить ее. Слишком много народу она довела до слез.

— Не спрашивайте разрешения. Другими словами, никогда не говорите «по моему мнению» ( а еще хуже не пишите «ИМХО»). Мы все знаем, что это ВАШЕ мнение. Вы же его пишете.

— Пишите много. Я все 90-е провел за написанием не очень хорошей фантастики. 5 плохих романов. Десятки плохих рассказов. Но я научился справляться с массовым неприятием. И теперь умею связать пару слов. В своей голове я уже давно выиграл Пулитцеровскую премию. Но на руках у меня 100 писем с отказами публикации.

— Читайте много. Вы не можете писать, если не читаете. Много. Когда я писал свои пять плохих романов подряд, я мог читать весь день, что не был занят написанием ( еще я работал программистом, но это занимало пять минут в день, потому что все мои программы работали и я просто «поддерживал» их). Я читал все, что попадалось мне в руки.

— Читайте, прежде чем писать. Каждый день перед тем как начать писать, я проводил за чтением хороших рассказов, поэзии или эссе 30-60 минут. Книги Дениса Джонсона, Миранды Джулай, Дэвида Фостера Уолласа, Ариэль Лив, Уильяма Воллманна, Раймонда Карвера и т.д. Все эти писатели — это те самые таланты, которых приходится 1 % на всех остальных писателей. Они должны быть на высоком уровне, иначе они не помогут вам развить писательский навык.

— Кофе. Я выпиваю три чашки перед тем, как начинаю писать. Нет кофе — нет творческого прилива.

— К черту законы физики. В тексте нет времени. Ничто не обязано идти по порядку. Не сваливайте все в непонятную кучу, но не подчиняйте повествование физическим законам. Мой «Совет, который я хочу дать своим дочкам» — прекрасный пример.

— Будьте честны. Говорите о вещах, которые у всех на уме, но никто их не высказывает. Некоторые люди даже разозлятся, что вы раскрыли секрет. Но большинство будет вам благодарно. Иначе ваши тексты не будут иметь никакой ценности. Будьте тем самым маленьким мальчиком, который крикнул «А король-то голый!». Если вам это не под силу — не пишите.

— Никому не вредите. Это идет вразрез с предыдущим правилом. Но я никогда не хотел никого ранить. И я не уважаю людей, которые накручивают себе просмотры страниц за этот счет. Не будьте плохим парнем.

— Не бойтесь того, что думают люди. Вычитайте 1% качества вашего текста за каждого человека, о мнении которого вы беспокоитесь. У каждого человека есть недостатки. Мне сходу приходится учитывать потерю целых 10%. Может потому что у меня есть 10 человек, о чьем мнении я беспокоюсь. Некоторые из них даже злые. Некоторых из них я не хочу обидеть. Так что мои тексты — лишь 90% из того, на что я способен. Но мне кажется, большинство людей пишут всего на 20% от того, на что способны. Верите или нет, но клиенты, покупатели, друзья, семья будут любить вас больше, если вы будете честны. Так что у каждого из нам есть свои ограничители

Но попробуйте вот что: в следующих десяти текстах расскажите людям про то, что никто о вас не знает.

— Будьте упрямы. У большинства из моих знакомых есть свои устоявшиеся мнения как минимум по одному-двум предметам. Об этом и напишите. Никому не интересны вещи, по которым у вас нет сложившегося мнения. Барри Рицхольд недавно сказал мне, что не начинает писать, пока на что-нибудь не разозлится. Неплохой подход. Мы с Барри не раз схлестывались на письме, потому что частенько злились друг на друга.

— Выбирайте шокирующие заголовки. Недавно я все запорол вот как: Я хотел назвать эту статью: «Как мучить женщин», но остановился на выборе «Я виноват в чужих мучениях». Я ослабил заголовок. Но у меня были и другие забавные. Например «Плохо ли, что я хотел аборта своего первого ребенка» ( от которого известный Говард Линдзон меня предостерегал). Не забывайте, что вы соревнуетесь в с триллионами чужих текстов. Так что вам нужно название, которое привлекало бы людей к вашему тексту. Иначе вы проиграете.

— Крадите. Я не имею ввиду буквально. Но если вы знаете, что определенная тема популярна и часто просматривается (и никому не вредит), почему бы ее не позаимствовать. Не важно, кто уже об этом написал и сколько раз вы писали об этом раньше. Текст «Как я натянул Ясира Арафата на 2 миллиона долларов» помог мне «нажиться» на невероятно популярной теме Ясира Арафата.

— Заставьте людей плакать. Если были когда-нибудь влюблены, вы знаете, что значит плакать. Подарите людям те моменты, когда они будь детьми и вся жизнь лежала перед ними, за исключением того мучительно сладкого момента, когда все начало меняться. Если бы этот момент мог длиться вечность! Только позвольте мне вернуться туда прямо сейчас. Но теперь все ушло…

— Найдите к людям подход. В последние десять лет с этим аспектом вообще полная беда. У всех. Вся страна охвачена посттравматическим стрессом после 9/11, а 2008 сделал все только хуже. Я несколько раз разорился за эти десять лет, развелся, потерял дружбу и выживал ( едва) только за счет упрямства и знания, что на мне лежит забота о двух детях, мне нужно было бороться с одиночеством. Никто не идеален. Расскажите людям, как вы стараетесь и боретесь. Никто не ждет, что вы будете супергероем.

— Время лечит все раны. У каждого человека есть опыт, о котором он писать не хочет. Но если прошло достаточно времени, то все хорошо. Моя «Резолюция на 1995 год» сейчас меня весьма смущает. Ну и плевать. Это было 16 лет назад… Чем больше вы идете вперед, тем меньше заботитесь о том, что подумают люди.

— Рискуйте. Обратите внимание, что большая часть этих правил касается того, где пролегают границы. Большинство людей работают слишком далеко от границ в безопасной зоне. Когда вы действительно чем-то рискуете и читатель это понимает ( а он ПОЙМЕТ), тогда знайте — вы на верном пути. Если вы не рискуете, тогда продвигаюсь я. Я понимаю, что на верном пути, когда кто-то делится моим постом в твиттере с припиской «НУ НИ ЧЕРТА СЕБЕ».

— Будьте забавным. Вы можете следовать всем советам и одновременно быть смешным! Когда я ездил в Индию, я просто страдал на первых уроках йоги (да на всех, признаться). Все вокруг меня пугали. Они были как суперлюди в йоге, и среди них я ощущал себя недоразвитым. Так что я рыдал, но, надеюсь, окружающие смеялись. Это был тот случай, когда мне не нужно было копаться в своем прошлом, но мне кажется, что все это происходит со мной и сейчас. Как быть забавным? Первое правило забавности: уродливые люди смешны. Я от природы не красив, так что для меня это просто. Сделайте себя таким уродливым, как сможете. Никто не хочет читать о том, как вы прекрасны и о вашей идеальной жизни.

— Последняя строка должна быть как «БУМ»! Вся ваша статья будет бессмысленной, если последняя строка в ней не УБИВАЕТ. Прочтите книгу рассказов «Сын Иисуса» Дениса Джонсона. Это единственный способ научиться делать качественные последние строки. Последняя строка должна вернуть вас к первой, а потом произвести взрывной эффект!

— Используйте точки. Забудьте о запятых и точках с запятой. Точки заставляют людей остановиться. Ваши предложения должны быть сильными, если вы хотите, чтобы люди останавливались и думали при их прочтении. Это также сделает предложения короче. Короткие предложения — это хорошо.

— Пишите каждый день. Это обязательное условие. Писательство — духовная практика. Вы ныряете в себя и очищаетесь от токсинов. Если вы не будете делать это ежедневно, то утратите способность. Если вы будете делать это каждый день, то постепенно осознаете, где же все токсины. И сможете начать очищаться.

— Пишите тем же слогом, что и говорите. Вы провели всю жизнь, учась общаться. И зачем менять свой слог, чтобы общаться через текст?

— В каждой фразе должен быть смысл. Даже в твите или статусе на Facebook. Смысл и эстетическая ценность должны быть в каждом слове. А еще — будьте терпеливы ( и конечно подпишитесь на мой твиттер для примеров).

— Берите тему, о которой все думают, и раскрывайте противоположное мнение. Не нужно спорить просто ради спора. Но изучите предмет. Знаете почему? И в Китае живут люди. Часто вы будете находить ценности там, где раньше никто не находил.

— Фонтанируйте идеями. Я уже говорил про это в «Как быть самым счастливым человеком на земле». Ваш механизм производства идеи атрофируется, если вы не упражняетесь. Так что же делать? Вы должны упражнять его каждый день до упора. Иначе идеи у вас не будет.

— Спите восемь часов в день. Отправляйтесь в кровать до 9 вечера как минимум 4 раза в неделю. И потягивайтесь с глубоким вздохом во время письма. Считается, что мы используем только 5% от возможностей наших мозгов. Вам нужно использовать по крайней мере 6%, чтобы писать лучше других. Так что удостоверьтесь, что ваш мозг получает как можно больше кислорода. Слишком много людей тратят ценное время для письма или отдыха на пустое времяпрепровождение до середины ночи.

— Не пишите, если вы на кого-то расстроены. Тогда вашей аудиторией становится тот человек, на которого вы расстроены. А если вы можете любить и флиртовать с вашей аудиторией, то и она полюбит вас в ответ.

— Используйте «сказал», вместо других слов. Не используйте «он предложил» или «он проревел». Пишите просто «он сказал». Мы поймем, если он что-то предполагает.

— Рисуйте красками. Или карандашом. Тренируйте свою творческую мышцу.

— Переспите с мыслью. Над чем бы вы не работали, с этой мыслью надо переспать. Потом проснитесь, потянитесь, выпейте кофе, почитайте и только затем возвращайтесь к этой мысли. Перепишите. Пересмотрите каждое предложение.

— А затем еще раз пересмотрите каждое предложение. Или что-то в этом роде.

Санкет не хотел идти в аспирантуру после нашего выпуска. У него был другой план. «Поехали в Тайланд», — сказал он. Пострижемся на год в монахи в буддийском монастыре. Когда мы не будем просить подаяния на еду, то сможем встречаться с тайскими женщинами, говорил он. Это будет здорово, и мы наберемся жизненного опыта.

Для меня это звучало неплохо.

А потом он поступил в Университет Висконсина и получил докторскую степень. Сейчас он живет в Индии о работает на Oracle. Что касается меня, я не знаю, что черт возьми случилось со мной.

>
Как стать писателем: 50 советов признанных мастеров

Майкл Муркок

Современный британский писатель, очень популярный среди поклонников фэнтези. Ключевая работа Муркока — многотомный цикл об Элрике из Мелнибонэ.

  1. Своё первое правило я позаимствовал у Теренса Хэнбери Уайта, автора «Меча в камне» и других произведений о короле Артуре. Оно было таким: читайте. Читайте всё, что попадается под руку. Я всегда советую людям, желающим писать фэнтези, или научную фантастику, или любовные романы, перестать читать эти жанры и взяться за всё остальное: от Джона Баньяна до Антонии Байетт.
  2. Найдите автора, которым восхищаетесь (моим был Конрад), и копируйте его сюжеты и героев для собственной истории. Будьте художником, который подражает мастеру, чтобы научиться рисовать.
  3. Если пишете сюжетно-ориентированную прозу, представляйте главных героев и основные темы в первой трети. Можете называть её введением.
  4. Развивайте темы и героев во второй трети — развитии произведения.
  5. Завершайте темы, раскрывайте тайны и прочее в финальной трети — развязке.
  6. Когда возможно, сопровождайте знакомства с героями и их философствования различными действиями. Это помогает сохранить драматическое напряжение.
  7. Кнутом и пряником: герои должны быть преследуемы (одержимостью или злодеем) и преследовать (идеи, объекты, личностей, тайны).

Нил Гейман

www.paperbackparis.com

Один из известнейших фантастов нашего времени. Из-под его пера вышли такие работы, как «Американские боги» и «Звёздная пыль». Впрочем, экранизировали не только их.

  1. Пишите.
  2. Добавляйте слово за словом. Найдите подходящее слово, запишите его.
  3. Закончите то, что пишете. Чего бы вам это ни стоило, доведите начатое до конца.
  4. Отложите записи в сторону. Прочтите их, как будто делаете это впервые. Покажите работу друзьям, которые любят что-то подобное и чьё мнение вы уважаете.
  5. Запомните: когда люди говорят, что что-то неправильно или не работает, они почти всегда правы. Когда они объясняют, что именно не так и как это исправить, они почти всегда ошибаются.
  6. Исправьте ошибки. Помните: вам придётся отпустить работу ещё до того, как она станет идеальной, и начать следующую. Стремление к совершенству — это погоня за горизонтом. Двигайтесь дальше.
  7. Смейтесь над своими шутками.
  8. Главное правило письма: если вы творите с достаточной уверенностью в себе, можете делать что угодно. Это также может быть правилом всей жизни. Но для письма оно подходит лучше всего.

Антон Чехов

moiarussia.ru

Мастер короткой прозы и классик русской литературы, который едва ли нуждается в представлении.

  1. Предполагается, что пишущий, кроме обыкновенных умственных способностей, должен иметь за собою опыт. Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы, самый же низший — натуры нетронутые и неиспорченные.
  2. Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей… Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи.
  3. Стать же писателем, которого печатают и читают, очень трудно. Для этого: будь безусловно грамотен и имей талант величиною хотя бы с чечевичное зерно. За отсутствием больших талантов дороги и маленькие.
  4. Если хочешь писать, то поступай так. Избери сначала тему. Тут дана тебе полная свобода. Можешь употребить произвол и даже самоуправство. Но, дабы не открыть во второй раз Америки и не изобрести вторично пороха, избегай тем, которые давным-давно уже заезжены.
  5. Давая волю фантазии, придержи руку. Не давай ей гнаться за количеством строк. Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают. Краткость вообще не портит дела. Растянутая резинка стирает карандаш нисколько не лучше нерастянутой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *