Какие бывают виды

Какие бывают виды

20. Способности. Виды способностей у человека.

Педагогические способности

Выделяет три основных признака понятия «способность». Во-первых,под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.Во-вторых,способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.В-третьих,понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у одного человека Проблема способностей в психологии представляет собой наименее разработанную область знания. В современной психологической науке существуют различные подходы к определению данного понятия.

Способности – это отражение сложной взаимосвязи исторических, социальных и индивидуальных условий развития человека. Способности – продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей человек достигает вершины в профессиональном и личностном плане.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность – это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле – это действительность.

Виды способностей у человека

Способности – это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем наиболее значимую из них.

Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловлены врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие). Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

  • на общие, которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей;

  • теоретические, обусловливающие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей;

  • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании предметов материальной и духовной культуры, производством новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчеством в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

  • способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях и т.д. и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Способности обеспечивают успешность социального бытия человека и всегда входят в структуру различных видов деятельности, определяя ее содержание. Они представляются наиболее важным условием достижения вершин профессионального мастерства. Согласно классификации профессий Е.А. Климова, все способности можно разделить на пять групп:

1) способности, необходимые специалистам сферы «человек – знаковая система». В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (например, лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.);

2) способности, необходимые специалистам сферы «человек – техника». Сюда включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием или конструированием (например, профессии инженера, оператора, машиниста и т.п.);

3) способности, необходимые специалистам сферы «человек – природа». Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например, биолог, географ, геолог, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук;

4) способности, необходимые специалистам сферы «человек – художественный образ». Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда (например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство);

5) способности, необходимые специалистам сферы «человек – человек». Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей (политика, религия, педагогика, психология, медицина, право).

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и те, что являются вспомогательными. Данные компоненты образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Общие способности – совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности.

Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.).

Талант – это сочетание способностей, их совокупность (синтез). Каждая отдельная способность достигает высокого уровня, ее нельзя считать талантом, если она не связана с другими способностями. О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.

Гениальность – высший уровень развития таланта, позволяющий осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью.

Одаренных людей отличает внимательность, собранность, готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества, и именно поэтому они требуют самого бережного отношения.

Совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда, называется мастерством.

Мастерство раскрывается не только в сумме умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникших задач.

Структура способностей к определенной деятельности у каждого человека индивидуальна. Отсутствие способностей не означает непригодности человека к выполнению деятельности, так как существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания, умения, через формирование индивидуального стиля деятельности или через более развитую способность. Возможность компенсации одних способностей при помощи других развивает внутренний потенциал человека, открывает новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней.

В структуре всякой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это могут быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Большинство задатков предопределены генетически. Кроме врожденных задатков, у человека имеются также приобретенные задатки, которые формируются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, т.е. не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности, так как сложно предугадать, какую в будущем деятельность изберет для себя человек. Поэтому степень развития задатков зависит от условий индивидуального развития человека, условий обучения и воспитания, особенностей развития общества.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые разнообразные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способности всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, мыслительные, речевые, волевые и т.д. Они входят в структуру профессиональных способностей.

При оценке профессиональных способностей следует учитывать психологическую структуру данной профессии, ее профессиограмму. При определении соответствия человека определенной профессии необходимо не только разностороннее изучение данной личности научными методами, но и знание ее компенсаторных возможностей.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответ­ствующие общие определения.

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вы­зывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2. Академические способности – способности к соответству­ющей области наук (к математике, физике, биологии, литерату­ре и т.д.).

3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблю­дательность, связанная с тонким пониманием личности учаще­гося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пан­томимики.

5. Организаторские способности – это, во-первых, способно­сти организовать ученический коллектив, сплотить его, вооду­шевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способность непосредствен­ного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, автори­тет создается не только на этой основе, а, например, и на осно­ве прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.).

7. Коммуникативные способности – способности к обще­нию с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, ус­тановить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) – это специальная способ­ность, выражающаяся в предвидении последствий своих дейст­вий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в бу­дущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.

Как видно из приведенных определений педагогических спо­собностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через оп­ределенные действия, умения.

>Виды способностей

Виды способностей

Существуют разные классификации способностей.

По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности:

1) природные (естественные) способности — это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфически человеческие способности — это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на

общие и специальные высшие интеллектуальные способности,

теоретические и практические,

предметные и межличностные.

Общие способности — способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).

Специальные способности — способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

Теоретические способности — способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.

Практические способности — способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие и специальные способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает.

Учебные способности — способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Творческие способности — способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Межличностные способности — это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.

Предметные способности — способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Виды способностей
2. Виды способностей
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node31.html

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем при примерно одном и том же развитии общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями.

Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам. Однако зачастую одни из учеников оказываются особенно способными к рисованию, вторые — к музыке, третьи — к техническому конструированию, четвертые — к спорту.

Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонним развитием общих и специальных способностей (Н. В. Гоголь, Ф. Шопен, Т. Г. Шевченко).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, ведущими в литературных способностях, являются особенности творческого воображения и мышления, яркие наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка. В математических — умение обобщать, гибкость процессов мышления, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. В педагогических — педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний. В художественных — особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, которые проявляются в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества личности, которые обеспечивают преобразование замысла в действительность.

Специфическими есть пути развития специальных способностей. Например, раньше других проявляются способности к музыке, математике.

Выделяют следующие уровни способностей:

  1. Репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
  2. Творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов — «художественного», «мыслительного» и «промежуточного» (по терминологии И. П. Павлова) — определяется особенностями ее способностей.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второй сигнальной системы — мыслительный, определенное их равновесие — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логический тип) и правого (образный тип) полушарий головного мозга.

Художественному типу свойственна яркость образов, мыслительному — преимущество абстракций, логических конструкций. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них преобладает над другой. В то же время у разных людей наблюдаются одни и те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития.

Виды способностей
Кратко об основных видах способностей
http://psyznaiyka.net/view-sposobnosti.html?id=vidy-sposobnostei

Виды способностей классифицируются по различным признакам: источники их происхождения, направленность на деятельность, уровень развития, наличие условий для развития, уровень развития.

По критерию происхождения выделяют природные и социальные способности.

Природные способности биологически обусловлены, формируются на основе врожденных особых свойств психических познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и др. Так, индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора.

Общие способности обслуживают наиболее важные требования со стороны многих видов деятельности и успешного общения с людьми (например, точность движений, качество речи, высокий интеллект необходимы во многих видах деятельности).

Специальные способности обеспечивают требования отдельных видов деятельности за счет специальных качеств личности, относящихся, например, к музыке, математике, спорту. Так, «чистый» тенор обеспечивает его обладателя возможностью работать солистом хора и держать основную мелодию в многоголосии. Аналогичные примеры можно привести для сфер педагогической и организаторской деятельности.

Однако есть возражения против деления способностей по виду деятельности на общие и специальные. Дело в том, что одни и те же способности могут обслуживать различные виды деятельности. Если, например, индивид с рождения обладает хорошей памятью и наблюдательностью, то он может оказаться способным заниматься теми видами деятельности, которые требуют оперативного сохранения больших объемов исходной информации (экономические и политические аналитики, математики, профессиональные разведчики).

В этой связи оппоненты (например, Б. М. Теплов) предлагают учитывать в способностях общие и специальные аспекты. «Общее» всегда построено на «особенном» (специальном) и не может без него существовать. В противном случае общее превращается н аморфное и лишенное содержания абстрактное «ничто». Если же из «особенного» исключить «общее», то содержание «особенного» сужается, что теряется смысл говорить о способностях («он хорошо моет тарелки после обеда» — вряд ли кто-либо увяжет это качество со способностью).

Те же соображения высказываются оппонентами относительно других видов способностей, ориентированных на виды деятельности.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

По наличию условий для развития различают следующие виды способностей:

— потенциальные — «отложенные» во времени способности, для проявления которых требуются соответствующие условия (например, в мире есть много «Ло моносовых» и «Циолковских», оставшихся неизвест ИЫМИ из-за различного рода обстоятельств, не полно ливших им проявить свой дар);

— актуальные, потребность в которых проявляется «сейчас и здесь», в конкретной обстановке и деятельности.

Виды способностей по уровню развития подразделяются на одаренность, талант и гениальность.

Одаренность — это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков. Даже наличие практического мышления, коммуникабельности, ориентации на успех еще не дает гарантии человеку стать руководителем высокого ранга при недостаточной профессиональной подготовке в выбранной области и незначительном социальном опыте. Говоря об одаренной личности, обыч но приписывают ей такие характеристики, как инновационность, любознательность, воображение, раскованность мышления, интуиция, уверенность в себе.

Понятие «одаренный» чаще относят к детям, подросткам, юношам. Частичка «дар» в этом понятии подразумевает наследственную природу одаренности, но этот момент может претендовать лишь па статус гипотезы. В противном случае все дети одаренных людей были бы одаренными, что в истории пока не зафиксировано. Например, никто из потомков Нобелевских лауреатов не повторил научные достижения своих знаменитых родственников.

Талант — одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Это способность делать то, чему человека никто и никогда не учил. В отличие от одаренности понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью (в сфере математики, музыки, военного дела, техники и т.д.). Иван Павлов рассказывал, что во время учебы в духовной семинарии таланты искали не среди круглых отличников», а среди тех, кто резко выделялся по успеваемости в одном-двух предметах, что свидетельствовало о творческой личности и огромном интересе к данной области.

Гениальность (лат. genius — дух) — высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты обеспечиваются через общие и специальные способности в ряде областей. Например, М. Ломоносов проявил незаурядные способности в естественных науках, искусстве и литературе.

Четкую границу между талантом и гениальностью провести сложно. Но считается, что гениальность требует предельно развитых качеств личности, таких, Как склонность к самосовершенствованию, целеустремлённость, терпеливость и даже самопожертвование. Ведь гений устремлен в будущее, в перспективу, он «стреляет в цель, которую никто еще не видит». В сиюминутной же жизни, по выражению А. Шопенгауэра, от него проку не больше, чем от телескопа в театре.

Сравнивая понятия таланта и гениальности, можно сказать, что таланту предначертано работать, а гениальности — творить. Человек обладает талантом, а гениальность владеет человеком.

Виды способностей
Виды способностей классифицируются по различным признакам: источники их происхождения, направленность на деятельность, уровень развития, наличие условий для развития, уровень развития. По
http://psyera.ru/vidy-sposobnostey-22.htm

Различают способности разного уровня — учебные и творчес¬кие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, уме¬ний и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, напри¬мер, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности. Разумеется, резко обособлять учеб¬ные и творческие способности нет оснований: учебная деятель¬ность обычно включает в себя и элементы субъективного твор¬чества.

Различают также общие умственные способности и специаль¬ные способности. Общие умственные способности — это способ¬ности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требова¬ниям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умст¬венная активность, критичность, систематичность, быстрота умст¬венной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способнос¬ти — это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музы¬кальной, художественно-изобразительной, математической, лите¬ратурной, конструктивно-технической и т. д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способ¬ностей.

Например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила); способность к логи-ческому мышлению в области количественных и пространствен¬ных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее в, казалось бы, различ¬ных математических выражениях и действиях); легкое и сво¬бодное переключение от одной умственной операции к другой стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений и т. д. Все частные способности объе¬диняются стержневой способностью — математической направлен¬ностью ума (под которой понимают тенденцию вычленять при восприятии пространственные и количественные отношения, функциональные зависимости), связанной с потребностью в ма¬тематической деятельности.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспо¬соблений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства; точность и живость пространственных представлений; комбина¬торную способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).

Музыкальные способности составляют единство таких способ¬ностей, как ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способность к слухо¬вому представлению, проявляющуюся в точном воспроизведении мелодии по слуху (иначе говоря, музыкальная память), музы¬кально-ритмическое чувство — способность чувствовать ритм и воспроизводить его. Важное значение имеет и абсолютный слух — способность точно определять высоту звука без сравнения его с эталоном (хотя, по мнению некоторых исследователей, это свой¬ство не обязательное). Все эти частные способности группи¬руются вокруг стержневой способности — музыкальности, под которой понимают способность воспринимать музыку как выра¬жение некоторого содержания (а не просто гармоническое со¬четание звуков).

В основе литературных способностей лежат такие стержневые образования, как творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности — наблюдательность, впе¬чатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), на¬личие ярких, наглядных образов памяти, творческое воображе¬ние, а также эмоциональность и выразительность языка.

К художественно-изобразительным способностям относится способность правильной оценки пропорций и светлотных отно¬шений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Учителю, вдумчиво изучающему учеников, для правильной организации учебно-воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, и к чему обна¬руживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности — насколько быстро, легко и прочно овладевает ученик знаниями, умениями и навыками в соответствующей деятельности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих пока¬зателей: 1) по быстрому продвижению (темпу продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельностью; 2) по качественному уровню его достижений; 3) по сильной, дейст¬венной и устойчивой склонности человека к занятиям этой дея¬тельностью.

Например, по данным некоторых исследований оказалось, что в подавляющем большинстве случаев имелась прямая связь между интересами и склонностями к определенным учебным предметам и способностями к овладению ими.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Люди со сверхспособностями

Маленькая девочка, которая не чувствует боли

Оливия Фарнсуорт никогда не чувствует боли. Дело в том, что она появилась на свет с редкой патологией, называемой хромосомная делеция (если точнее – делеция участка плеча 6-ой хромосомы).

Речь идет о потере участка хромосомы, которая привела к тому, что девочка не чувствует болевых ощущений. Это означает, что ей практически незнакомо и чувство опасности, так как она не переживала в своей жизни «наказание» болью за неосторожное поведение.

В некоторых случаях эта способность оказалась неоценимым подарком. Она помогла ей выжить, когда девочку сбил автомобиль. Машина буквально переехала через ее грудь, протащив беднягу несколько метров, пока не остановилась.

И пока ее семья приходила в себя от шока, Оливия встала, отряхнулась и помахала своей матери рукой, как будто бы ничего и не случилось. Единственная причина, которая ей позволила выжить, заключается в том, что девочка не была напряжена, так как не почувствовала страха.

Посколько Оливия не чувствует боли, ее эмоции в момент наезда автомобиля значительно отличались от эмоций любого другого человека, окажись он, как и эта девочка, на волосок от гибели.

Однако в большинстве случаев состояние Оливии приносит огромное количество ужасных неприятностей и хлопот не только ей самой, но и ее окружению. Девочка никогда не ощущает усталость или голод, поэтому ее матери необходимо всегда быть начеку.

Она прилагает немалые усилия, чтобы заставить своего ребенка поесть. Чтобы уложить дочь спать, мать Оливии вынуждена давать ей иногда снотворные, так как переутомление крайне опасно для юного организма. Смертельно опасно.

И не стоит забывать о других причинах, когда боль спасает нас: когда мы обожжемся или поранимся. С Оливией эти предупреждения не работают, поэтому за ней необходим глаз да глаз.

Девочка не может обжечься кипятком, поэтому продолжит пить его, что может привести к повреждению гортани и пищевода. Она даже может откусить кусок своей губы, языка или щеки, когда ест, и не заметить этого. Быть может, иметь возможность чувствовать боль – это далеко не всегда плохо?

Женщина с безупречной памятью

Джил Прайс никогда ничего не забывает. Она готова без предварительной подготовки припомнить любое событие своей жизни; Джил в состоянии легко оживить в своей памяти дату, время и любые другие мельчайшие детали любого события, которое с ней когда-либо произошло.

Ее мозг – это, если хотите, просто бесконечный ресурс памяти, своеобразный видеомагнитофон, который всегда можно легко «перемотать» на необходимый Джил Прайс момент жизни из ее прошлого.

Такая способность сулит огромное количество плюсов и, на первый взгляд, не имеет никаких так называемых подводных камней, способных подпортить кайф от филигранного умения манипулировать своей памятью.

Однако так ощущается только на первый взгляд. Только представьте свои ощущения и эмоции, если бы у вас была такая сверхспособность. Джил Прайс, к примеру, описывает этот свой талант, как «бесконечный, неконтролируемый и абсолютно истощающий».

Память женщины постоянно рождает настолько яркие образы, что у Джил практически нет никакой возможности полностью сосредоточиться на происходящем вокруг нее. Она постоянно вынуждена отвлекаться погружениями в свое прошлое и в воспоминания.

15 реальных людей с феноменальными способностями

Эта особенность практически сводит на нет способность Джил к усвоению знаний, так как она не может концентрироваться на новых вещах. Выглядит это так, как если бы ее память была привязана к конкретным предметам, вещам и образам.

Таким образом, память Джил, хоть и является совершенной, не в состоянии работать в том направлении, в котором ей это наиболее важно здесь и сейчас. Несмотря на то, что Джил прекрасно помнит каждую мелочь из своего личного опыта, ей сложнее, чем другим людям, вспоминать, к примеру, какие-то простые школьные факты, абстрактные вещи.

Люди с неломающимися костями

В 1994-ом году мужчина, о котором известно только то, что его зовут Джон (имя, возможно, вымышленное), попал в страшную автокатастрофу. По всем законам физики и биологии Джон не должен был остаться в живых.

Однако случилось чудо, и мужчина не получил практически никаких повреждений, не считая нескольких царапин. Его позвоночник не имел ни единой трещины; все до единой кости в теле также остались неповрежденными.

На этот случай, учитывая степень разрушения его автомобиля, обратили внимание специалисты. К удивлению докторов, не только сам Джон, но и все члены его семьи никогда в своей жизни не сталкивались ни с трещинами костей, ни с переломами.

Возможно, история эта покажется выдумкой – уж слишком она близка к киношной, как, скажем, в фильме «Неуязвимый» с Брюсом Уиллисом в главной роли. Однако речь идет о настоящем, а не выдуманном человеке.

Джон действительно появился на свет с более плотными, чем у любого среднестатистического человека, костями – в восемь раз плотнее, если быть точнее. И, соответственно, намного более прочными.

У Джона та же беда, что и у персонажа Уиллиса в вышеназванном фильме – он слишком тяжел, чтобы держаться на воде, а посему ему довольно тяжело плавать. Примечательно, что многие из людей с такой же патологией отмечают, что жизнь их – далеко не сахар. Особенно в зрелые годы.

Более высокая плотность скелета является настоящим ежедневным испытанием на прочность. Но ни костей, а всего организма, который изнашивается быстрее, так как все остальные ткани организма вынуждены всегда испытывать на себе дополнительную нагрузку из-за более плотных костей.

Пока у Джона нет особых жалоб на свое здоровье. Однако, по мнению специалистов, чем старше будет становиться Джон, тем яснее он будет осознавать, что его неумение нормально держаться на воде – это далеко не самое большое неудобство, которое доставляет тяжелый скелет.

Суперспособности человека

Женщина, которая может видеть сто миллионов цветов

Большинство людей имеет три типа колбочек (чувствительных рецепторов сетчатки) глаза, что позволяем им различать спектр из семи миллионов цветов. Другие миллионы цветов, представленные во вселенной, являются недоступными почти никому – кроме животных и некоторых женщинах.

О таким явлении, как тетрахроматия (восприятие четырех основных типов цвета из-за наличия четырех типов колбочек), как и о том, что это явление может быть доступным некоторым женщинам, говорилось не раз.

Однако в реальности удалось выявить лишь одну женщину, которую можно назвать «истинным тетрахроматом». Она получила имя «субъект cDa29». Только у этой женщины было обнаружено среди людей четыре полностью функциональных типа колбочек.

Эта аномалия дает субъекту cDa29 возможность видеть огромный спектр, состоящий из ста миллионов цветов. Она способна видеть полный спектр радуги цветов, включая те миллионы цветов, которые остаются недоступными даже нашему воображению.

Это настоящее чудо – если кто-либо вдруг осознает в себе способность видеть эти цвета. По сути, субъект cDa29 видит такие цвета, которые она даже не может описать другим людям. Но и это еще далеко не все.

Этой женщине, со всеми теми сложными оттенками, которые она видит, в значительной степени тяжело представить себе те цвета, которые видят другие люди. Как результат, субъект cDa29, до того, как был признан тетрахроматом, считался просто дальтоником.

Существует теория, согласно которой только от одного до трех процентов всех женщин на нашей планете могут быть способны видеть полный спектр, состоящий из ста миллионов цветов. Однако они не воспринимают это умение, как некоторую особенность.

Этих женщин, как и субъект cDa29, записали в дальтоники. И их отпрысков мужского пола тоже – но уже обоснованно. По странной иронии судьбы ген, который дает возможность женщинам видеть больше цветов, делает их сыновей дальтониками. По крайней мере, субъект cDa29 никогда не передаст эту способность своим сыновьям.

Мужчина с фантастически растягивающейся кожей

Гарри Тернер – это этакий мистер Фантастик из знаменитого отряда Фантастической четверки киношной Вселенной Marvel. Конечно, способности Гарри не так безграничны, как у его фантастического прототипа.

Гарри появился на свет с редкой патологией, которая называется синдромом Элерса-Данлоса. Есть у этого состояния и ряд других наименований, однако смысл в том, что оно дает человеку гиперэластичную кожу, которая может растягиваться, словно резиновая.

Но это еще не все: человек с этой патологией каждое мгновение своей жизни ощущает боль. Гарри, с момента утреннего пробуждения до момента принятия снотворного перед сном, ощущает постоянную жгучую боль под кожей.

Эта боль настолько сильная, что Тернер вынужден носить обезболивающий пластырь из морфина, который позволяет ему буквально переживать день за днем. Его растягивающаяся кожа также привела к тому, что у Гарри была диагностирована гемофилия.

Иными словами, при такой коже требуется очень много времени для сворачивания крови. То есть, если Гарри порежется, кровь из пореза может течь очень долгое время, прежде чем удастся это кровотечение как-то остановить.

Мужчина вынужден принимать столько медикаментов на протяжении всей своей жизни, что иногда буквально впадает в бессознательное состояние. Оно может длиться до сорока часов, пока Гарри вновь не придет в себя.

Из-за этих потерей сознания у Тернера не было возможности окончить школу; да и на всю его остальную жизнь они оказали сильное влияние. Единственный способ, каким Гарри может зарабатывать на жизнь, это работать в цирке. Он выступает в своеобразном шоу фриков, хотя зрители не догадываются, какую боль ему доставляют его трюки.

Женщина, красота которой – это результат мутации

Практически все знают одну из таких женщин – речь идет об Элизабет Тейлор. Да, Элизабет, по сути, является мутантом – технически говоря. Ее ошеломляющие сине-фиолетовые глаза, обрамляемые ресницами двойной толщины, являются результатом мутации гена FOXC2.

Эта мутация, которая может возникать у некоторых женщин, приводит к более интенсивному росту ресниц. При этом радужная оболочка глаза приобретает специфический удивительный оттенок.

Преимущества подобной мутации для женщин вполне очевидны. В случае с Элизабет Тейлор, эти мутации помогли ей стать суперзвездой. Однако данная мутация не всегда проявляется именно так, как это произошло с Элизабет. Мутации гена FOXC2 могут привести к росту нежелательных волос в абсолютно неожиданных местах.

Иногда эти супер ресницы начинают пробиваться через женские веки, что может причинять боль, приводя к постоянному слезовыделению. И, если с этим состоянием не обратиться к докторам, это может привести к разрушению поверхностных клеток глазной оболочки. Зрение может ухудшиться – вплоть до слепоты.

Эту же мутацию специалисты связывают с определенными проблемами, которые увеличивают риск развития сердечных заболеваний. Согласно статистике, у женщин с мутацией гена FOXC2 отмечается значительно более значительный риск развития заболеваний сердца.

В конечном итоге именно это и убило Элизабет Тейлор, хотя она и умерла в довольно преклонном возрасте. Актриса скончалась от застойной сердечной недостаточности в возрасте 79-ти лет. Как знать, быть может, только ее красивые глаза и любовь поклонников позволили Элизабет дожить до старости.

Сверхспособности тела

Мужчина, у которого был обнаружен иммунитет к СПИДу

У американца Стива Крона была обнаружена абсолютно необъяснимая генетическая мутация. По каким-то неизвестным причинам организм мужчины продемонстрировал иммунитет к синдрому приобретенного иммунного дефицита (СПИД).

Активный период жизни Стива, который, кстати, был нетрадиционной сексуальной ориентации, пришелся как раз на период распространения эпидемии ВИЧ. Его сексуальная жизнь была достаточно неразборчивой, поэтому многие просто считали его счастливчиком, избежавшим этой заразы.

В то время как венерические заболевания, передаваемые половым путем, убивали уйму людей вокруг Стива, он сам оставался в превосходном здравии. Это выглядело тем необычнее, что мужчина, как отмечало его окружение, не сильно-то и беспокоился о своей безопасности.

И пока многие его знакомые старались избежать смерти, Стив стремился жить полной жизнью. Крон сам не раз давал понять, что ему крайне тяжело жить, так как он постоянно ощущал тяжесть горя, которое он переживал, теряя близких и хорошо знакомых людей.

Стив писал о своих ощущениях: «ты продолжаешь терять людей каждый год – шесть человек, семь человек… Это нелегко, когда ты теряешь друзей, а ты при этом молод. И это происходит на протяжении такого долгого периода времени».

И в итоге Стив стал сотрудничать с медицинскими специалистами, позволяя им изучать себя. Последние просто удивлялись, потому как не могли понять, как человеку может так везти, что он при подобном образе жизни все еще жив и здоров.

Невероятные силы людей, полученные благодаря генетическим мутациям

В итоге врачам удалось выяснить, что у Крона была генетическая сопротивляемость к СПИДу – но они не могли извлечь никакой пользы из этой особенности. То есть они не могли использовать этот дар Стива для спасения жизни других людей.

Все закончилось очень плачевно, и Стив в итоге скончался в возрасте 66-ти лет. Однако умер он не от какого-то заболевания. Крон просто не смог пережить гибель очередного своего друга, поэтому он принял ударную дозу медикаментов, покончив жизнь самоубийством.

Женщина, которая обладает супер слухом

Джастин Митчелл исполнилось 39 лет, когда она вдруг стала обладательницей сверхчеловеческого слуха. Состояние женщины описывается редким синдромом, оказывающим специфическое влияние на слуховой канал.

Результат этого влияния заключается в следующем: громкость всего, что человек слышит, его ухо увеличивает многократно. Если привести пример для тех же любителей суперлюдей из Вселенной Marvel, то Джастин стала суперменом…. Или супердевушкой.

Однако и обладание супер способностью слышать больше других также не принесло радости ее обладательнице. По словам Джастин, эта способность превратила ее жизнь в самый настоящий кошмар.

Слух Митчелл стал настолько хорош, что она могла слышать шевеление собственных глазных яблок. Джастин сравнила звук в своей голове, с которым ее глаза перемещаются в глазницах, с тем звуком, который издает наждачная бумага, когда ею трут деревянную поверхность.

Поверьте, что, коль скоро вам способен досаждать звук собственных двигающихся глазных яблок, тогда все остальные звуки становятся просто настоящей пыткой. Для Митчелл биение ее же сердца звучит так же громко, как барабанная дробь.

Звуки же, которые издает, к примеру, ее домашняя кофе-машина, настолько оглушительны, что женщине с трудом удается устоять на ногах, сохраняя вертикальное положение. А свой собственный голос ей кажется отвратительно громким.

Впрочем, обо всем этом можно говорить в прошедшем времени, так как Митчелл в конечном итоге нашла способ справиться со своей проблемой супер слуха, просто избавившись от нее. Для этого Джастин пошла на операцию, которая, по ее мнению, спасла ей жизнь.

Было опасно: доктора поставили ее перед выбором – трепанация черепа, чтобы можно было провести операцию непосредственно на мозге, или закупорка ушного канала, которая могла вызвать глухоту. Но Митчелл пошла на риск – лишь бы снова зажить нормальной жизнью, без грохота в ушах и голове.

Сверхспособности мозга

Мужчина со сверхчеловеческим умом

Дэниел Таммет является обладателем выдающегося мозга, который можно назвать мозгом сверхчеловека. Он в состоянии озвучить число Пи по памяти до 22514-го знака после запятой; он способен усваивать новые языки быстрее, чем некоторые люди усваивают приветствия на чужих языках.

К примеру, Дэниелу потребовалась всего одна неделя изучения языка, когда он уже мог разговаривать на нем почти безупречно. А ведь речь идет об ирландском языке. И все было бы прекрасно, если бы наша жизнь только и состояла из цитирования числа Пи и прочих логических вещей.

Безупречно логический ум Дэниела Таммета, который страдал от синдрома Аспергера, был просто совершенно неспособен понимать те элементарные для каждого из нас вещи, которые можно было бы охарактеризовать словом «нелогичные».

Сам Дэниел не раз заявлял, что его мозг постоянно упирается в точные понятия и реальные вещи. Большинство нематериальных вещей и понятий (вполне простых и понятных для нас), с трудом поддаются его пониманию.

Кроме того, такие простые действия, как вставить DVD диск в компьютер, вызвать такси или порешать простейшее алгебраическое уравнение – все это представляет определенные трудности для Таммета. Также его внимание очень легко отвлечь, что не позволяет Дэниелу водить машину.

Самым сложным для понимания Дэниела являются действия других людей, которые не направлены на самосовершенствование, а также действия, не имеющие научного смысла. К примеру, его очень смущают такие простые проявления человеческой природы, как эмоции.

Таммет поведал как-то, что использовал свои способности в казино, как герой Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя». И ему пришлось изображать притворную радость. На самом деле, Дэниел не чувствовал ничего подобного. Однако все смотрели на него, и он сделал так, потому что знал, что от него ждут именно такой реакции. Логика…

Человек, который вообще ничего не боится

Джорди Серник не боится ничего на свете. У него даже отсутствует такая опция – опция страха. Дело в том, что он прошел через две операции, которые ему пришлось перенести из-за синдрома Иценко-Кушинга.

Суть этого синдрома заключается в том, что на организм происходит негативное влияние избыточного количества гормонов, вырабатываемых корой надпочечников. В результате железы, которые отвечают за выработку адреналина, были попросту удалены.

Теперь Джорди физически не может бояться. Однако, как и в десяти предыдущих случаях, эта «суперспособность» привела к весьма ярко выраженным побочным эффектам. К примеру, Серник может прыгать с парашютом с самолета безо всякого страха.

Единственное, что Джорди может ощущать – легкую нервозность. И он очень часто прыгает. Он начал использовать свою силу для выполнения трюков в воздухе. Это позволяет мужчине зарабатывать деньги. И цель этого заработка благородная – деньги идут на благотворительность.

Однако прыжки с парашютом не вызывают у Серника того же взрыва эмоций, какой они обычно вызывают у среднестатистического человека. Джорди признается также, что когда он катается на самых крутых аттракционах «американских горок», то чувствует примерно те же эмоции, что и находясь дома за обеденным столом.

Иными словами, он не чувствует ровным счетом ничего. Однако Серник определенно чувствует кое-что: постоянную и бесконечную боль. Он все еще продолжает страдать от последствий синдрома Иценко-Кушинга.

Из-за этой патологии кости Джорди очень хрупкие, так как поражены артритом. И поскольку его организм теперь не в состоянии вырабатывать адреналин, он не только не чувствует страха. Теперь у него нет его самого мощного природного обезболивающего. Любую боль Серник чувствует намного более острее, чем раньше.

Социальные способности:

  • · контактность (коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения)
  • · тактичность (умеет вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами)
  • · дипломатичность (умеет отстоять свои интересы и достоинство без оскорбления и унижения другого)

К профессиональным качествам относят те, что характеризуют любого грамотного специалиста, и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения обязанностей руководителя. Ими являются:

  • · высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
  • · широта взглядов, эрудиция, стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
  • · поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение.

умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь еще можно упомянуть:

  • · высокие моральные стандарты;
  • · физическое и психологическое здоровье;
  • · высокий уровень внутренней культуры;
  • · отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;
  • · оптимизм, уверенность в себе.
  • · психологическое образование
  • · логическая зрелость
  • · стрессоустойчивость
  • · глубокое знание всего того, что связанно с функционированием и развитием рыночной экономики
  • · политическая зрелость, т. е. умение учитывать политические последствия решений
  • · склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости

Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *