Кто такой циник

Кто такой циник

Циник — кто это такой?

Циниками в современном обществе называют беспринципных и грубых в общении людей. Они высмеивают вышестоящие органы власти или окружающее их общество. Это связано, в первую очередь, с разочарованием в людях в глобальном масштабе.

Цинизм проникает в массы во времена резких изменений в общественном укладе, когда новые идеалы сменяют старые. Эти прогрессивные идеи считаются циниками по-настоящему реальными и правильными.

Кто же такой циник простыми словами и какими отличительными особенностями характера он выделяется на фоне других людей?

Значение слова «циник»

Слово «циник» пришло из латинского языка. Оригинал слова звучал как «cynicus». Киниками называли последователей кинического философского течения, основой которого считалось стремление к освобождению от условностей. Это проявлялось в пренебрежении принципами семьи, общества и религиозных догм. Киники не участвовали в общественной жизни, закрывались от элементарного общения.

При этом киники максимально упрощали свой быт, ограничивая свои потребности. Собственную неграмотность, невоспитанность и необщительность считали главным достоинством.

Основные мысли и правила древнего кинизма легли в основу современного цинизма как понятия.

Современные циники презирают моральные нормы, устоявшиеся в обществе, не признают нравственность, не ценят культурное наследие своей страны.

Признаки циника

Циник иногда становится таковым не специально, трансформация происходит на подсознательном уровне. Циником можно считать лишь взрослого человека, который окончательно сформировался психологически. Дети не рождаются циничными особами, это приобретенная в процессе взросления черта.

Основные признаки циника:

  • непринятие общественных норм и порядков;
  • отсутствие нравственных ценностей;
  • хамство, бестактность и грубость при общении с другими людьми;
  • для достижения поставленных целей подходят любые методы, даже аморальные;
  • нездоровый сарказм, ирония;
  • жестокое отношение не только к людям, но и к животным;
  • отсутствие стыда за совершенные поступки.

Как люди становятся циниками

Чаще всего цинизм начинает проявляться в пубертатном периоде развития. В этом возрасте подросток пытается противиться некорректным формам воспитания. Он не приемлет унижений, оскорблений или демагогии от родителей или учителей. При этом он ставит под сомнения правильность моральных принципов и даже сомневается в их целесообразности.

Если взрослые применяют неправильные методы воспитания — требуют слишком многого от ребенка или грубо дают понять, что он неправильно себя ведет, это вызывает реакцию сопротивления. Подросток превращается в циника.

Иногда в циников превращаются дети, родители которых превозносят свое чадо над другими, считают их в чем-то лучше или способнее. Среди т. н. «золотой молодежи» нередко встречаются циники, которые ведут себя аморально. Их выходки порой несут угрозу для других членов общество.

Циники ощущает собственную безнаказанность, поэтому не боятся совершать противозаконные безнравственные поступки.

Цинизм возникает, когда граждане не доверяют политическим убеждениям властей. Они относятся к высоким чинам скептически, что провоцирует зарождение упрощенных норм поведения, а также трансформацию личностных мотивов.

Циники насмехаются над всем «высоким», не считая его таковым. Это относится как к общественным понятиям, так и личностным качествам отдельных людей.

Общение с циниками

Иногда при первой встрече циники не отталкивают своим поведением. Умеренное проявление цинизма часто воспринимается как выдающийся интеллект. Такой человек производит впечатление уверенного в себе реалиста, который твердо стоит на ногах, знает толк в жизни и никогда не даст себя в обиду.

Циники-мужчины часто пользуются популярностью у женщин благодаря своей способности удачно шутить над другими, а также поддерживать интересную беседу. И лишь длительное и глубокое общение показывает, что такой мужчина не ценит важных для обычного человека вещей. Он бестактен и не может переживать всепоглощающих сильных чувств любви, привязанности или уважения к другим людям.

Поэтому чаще всего циники длительное время способны общаться лишь с себе подобными личностями. Люди другого склада ума и характера просто теряют к ним интерес со временем.

Некоторые ранимые и чувствительные особы просто скрываются за маской цинизма. Таким способом они борются с собственной слабостью, которая им претит. Такие люди при всей своей резкости в высказываниях и грубости в поведении, все же подчиняются общественным нормам морали. Они способны влюбляться и ценить других людей.

Циником человек становится не по своей воле. Это лишь следствие неправильного воспитания и проблем в современном человеческом обществе.

Цинизм

Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии.

Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.

Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения.

Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором.

Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».

Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам.

Кинизм

Основная статья: Киники

Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования.

Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.

Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.

Современное понимание цинизма

К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.

По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо».

Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.

При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры.

Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом.

В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы.

Примечания

  1. Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
  2. Цинизм — Малый академический словарь
  3. Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  4. Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
  5. Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
  6. Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
  7. Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
  8. 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
  9. 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
  10. 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
  11. О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
  12. Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
  13. Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
  14. Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
  15. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
  16. Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)

«Человек человеку — волк»

Английский философ-социолог XVII века считал, что каждый человек, например ты, рождается абсолютно свободным и имеющим право на все. На еду, кров, женщин, «Харлеи-Дэвидсоны» и нефтяные вышки Кувейта. Отличная идея, с которой трудно поспорить. Но так как на земле проживает не один человек, а много, то любое совместное существование превращается в «войну всех против всех». Вот тут, по мнению Гоббса, в дело вступает такая штука, как Государство. Основной задачей которого будет накормить от пуза всех волков и распихать их по отдельным благоустроенным клеткам, чтобы они друг друга не перегрызли. А заниматься этим должен крепкий хозяин, которого Гоббс поименовал Сувереном. Хорошим волкам он должен давать дополнительные порции, а плохих, непослушных, бить по башке палкой. А волки, то есть народ, имеют право, если порции станут слишком маленькими, а палки — слишком большими, восставать против Суверена и раздирать его в клочки.

С тех пор идеи Гоббса пока никто не опроверг, хотя сейчас прилично называть все это совсем другими словами, например Ростом Национального Благосостояния, Увеличением ВВП, Мерами Безопасности и Отдельными Недоработками На Местах.

«Государство — это я!»

Когда у тебя нету папы, да ты еще и становишься королем в пять лет, это может привести к глубокой, но скрытой психологической травме, что подтвердит любой психоаналитик. Луи еще оказался хорошим мальчиком (возможно, тут постарались нежные ручки его мамы, королевы Анны Австрийской, которая, по слухам, на пару с другом семьи дядей кардиналом Мазарини устраивала порой венценосному отпрыску знатную выволочку в закрытом кабинете.) Во всяком случае кровавыми оргиями парень не увлекся, людоедством не грешил, а правил для того времени вполне гуманно, если не считать того, что под его руководством страна неожиданно для себя обрела вертикаль власти, вершина которой упиралась прямо в… ну скажем, в сиденье трона короля, скромно присвоившего себе прозвище-титул Солнце и любившего повторять «Государство — это я!». В принципе, от подданных он многого не требовал — достаточно было исправно платить налоги, служить в армии, восхищаться своим королем и с готовностью умирать за него в регулярных и довольно бессмысленных военных конфликтах. За 60 лет правления Людовика население Франции не только не выросло, но почему-то сократилось на 10%.

«Чем невероятнее ложь, тем быстрее в нее поверят»

Это первая часть знаменитой «лживой троицы» министра пропаганды нацистской Германии. Оставшиеся два постулата — «Ложь, повторенная дважды, становится правдой» и «Лучшая ложь — это замешанная на истине полуправда». После того как созданная Геббельсом машина пропаганды заработала, даже такие нордически выдержанные люди, как немцы, в считанные месяцы превратились в законченных шизофреников. Нацистские лозунги сопровождали порядочного бюргера повсюду — крутились по радио, миллионократно дублировались в газетах, выскакивали в виде рекламных вкладышей из баночек с кофе, таращились с почтовых марок и подмигивали со стен. И, просто открывая рот, человек, не поднаторевший в сопротивлении такой массовой рекламе, уже не мог поручиться, что вместо «Добрый день, фрау Фогель, не правда ли, сегодня чудесная порода?» из его зазомбированной глотки не вырвется «Евреи — хилая нация пошляков» или «Мы завоевали Россию и подмяли под себя Африку, наши бравые летчики превратили в руины Нью-Йорк и Лос-Анджелес!» Зиг, так сказать, хайль, фрау Фогель! Геббельс перед капитуляцией Германии покончил с собой (заодно отравив свою жену и шестерых детей), но дело его живет и поныне. Потому что сделано с умом и облегчает понимание!

«Разве я сторож брату моему?»

Старший сын Адама и Евы посвятил свою жизнь прекрасному делу огородничества. Пока Каин вкалывал на семейной фазенде, окучивая картошку и накрывая помидоры пленкой, его младший брат — пастух и бездельник Авель — развлекался тем, что день-деньской шлялся с телками. Когда же пришло время приносить богу жертву, выяснилось, что Верховное Божество с куда большим одобрением относится к ростбифам и шашлыкам скотовода Авеля, чем к репке и крыжовнику ударника дачного труда Каина. Обидно, правда? Так что Каину ничего не оставалась делать, как заманить братца в темное место и там кардинально решить проблему. После чего Каин еще и валял ваньку на допросе (см. цитату выше). Неудивительно, что в конце концов первый убийца на земле был приговорен к высшей мере — вечной жизни. Теперь он, с меткой на лбу, беспрестанно бродит по планете, влача жалкое существование — питается в Макдоналдсах, моет ноги в привокзальных туалетах и прячется от милиционеров, требующих мзду за отсутствие регистрации, не смея нигде задержаться дольше, чем на один день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *