Культура поведения

Культура поведения

32. Культура поведения и этические нормы общения

Своеобр. барометром нашего общения служит понятие культуры общения, кот. взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям — одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет (от фр. etiquette — ярлык, этикетка) — это совокупность правил поведения, кас. вн. проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общ. местах, манеры, одежда и т. д.), устан. порядок поведения, следование мор., общ. нормам.

Поведение бывает реальным (практ. действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обяз. человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этич. принципов, моральных норм общества превратилось во внутр. убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

К нормам культуры поведения относятся:

• вежливость — доброжелательность в процессе взаимоотношений с окр. людьми;

• корректность — умение вести себя в рамках общепр. приличий в любых ситуациях;

• тактичность — чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служ. отношениях; умение «чувствовать границу», за кот. слова и действия могут вызвать обиду. Такт — это внутр. чутье, позв. безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

• деликатность — умение определять и учитывать индив. особенности людей;

• скромность — отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойств. себе роли;

• простота — отнюдь не отказ от общеприн. норм этикета, не фамильярность, а общение, при кот. люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на соц. лестнице;

• обязательность — умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура реч. поведения формируется у человека в комплексе с перечисл. нормами и положениями. Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – осн. постулат и условие общения в социуме.

33. Культура речевого поведения. Речевой этикет

Речевой этикет — это нормы реч. поведения, прин. в данном обществе; это нац. специф. правила реч. поведения, примен. при вступлении собеседников в контакт и для поддержания общения в избр. тональности соотв. обстановке общения, соц. признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

Реч. этикет вербально обслуживает этикет поведения и составляет систему уст. формул общения. Выбор той или иной этикетной формулы общения зависит от целого ряда параметров, хар. дан. коммун. ситуацию и опр. уместность под. реч. поведения. Таким образом, культура речи подразумевает пересечение целого ряда смежных дисциплин:

• социолингвистики — рассматривается вопрос о соц. ролях участников общения;

• стилистики — постоянство выбора опр. речевых формул и частота их употребления в зависимости от сферы общения;

• психолингвистики — проблемы межличн. взаимодействия коммуникантов;

• лингвистики — изучение единиц языка и речи.

Сложная язык. соц. информация в наиб. степени заложена в формулах реч. этикета. Употребляя эти формулы, мы совершаем ср. несл. реч. действия: приветствуем, обращаемся, благодарим, просим, извиняемся, поздравляем и т. д. Однако существует более 40 выражений приветствия, множество форм прощания и прочих моделей для разл. ситуаций. Выбор той или иной формы зависит от конкретной коммуникативной ситуации, причем здесь учитываются все экстралингвистические (или прагматические, т. е. неязыковые) факторы: адресант (тот, кто говорит или пишет), адресат (кому адресована речь), ситуация общения (где и когда происходит общение), канал общения (непосредственное или опосредованное), форма общения (устная или письменная), наличие других участников общения (личное общение или публичное выступление) и т. д.

Признаки ситуации упрощенно можно выразить в виде схемы: «кто — кому — о чем — где — когда — почему — зачем». Для некот. формул реч. этикета важны обстоятельства где и когда (например, объявление по вокз. радио начинается со слов: «Уважаемые пассажиры!»), для других — место их применения: «На здоровье» (в ответ на благодарность за еду); для иных — время их применения: «Спокойной ночи!»; «Доброе утро!» Существуют нац. – специф. формулы общения, связ. с ритуализ. стереот. правилами. Не учитывая каких-либо показателей в ситуации общения, можно не только обидеть человека, но и исказить суть реч. этикета — например, сказав малознак. или немолод. человеку «Привет!» И наоборот, в общении с друзьями или близкими стил. завыш. выражения типа «Позвольте поблагодарить вас!» окажутся совершенно неуместными. Каждая ситуация предполагает наличие целого ряда синон. выражений, использование кот. учитывает признаки адресата и обстановку общения.

Правда — она огромна

Я начал писать, когда мне было 28 лет. С самого начала ко мне относились очень доброжелательно, тем более, что я шёл в литературу из рабочих. В школе ФЗО я получил профессию составителя поездов. Из-за ранения эту единственную профессию я потерял. После войны перепробовал много работ, пока не стал журналистом и затем литератором

Я окончил шесть классов и высшие литературные курсы. В школе у нас были очень хорошие учителя. Сначала они читали нам вслух, потому что доски не было. Меня потрясли первые произведения, которые я услышал — «Кавказкий пленник» Толстого и «Дед Архип и Лёнька» Горького. Счастье чтения скрасило жизнь, во многом определило характер, отношение к людям, к литературе и ко многому другому. Пробовал я учиться после войны в школе рабочей молодежи. Только нездоровье не позволило мне закончить десять классов, о чём сожалели я и учителя.

Светлых воспоминаний о войне у меня нет. Война — дело страшное, кровавое, тяжёлое. Солдатам приходилось работать: копать, копать, копать…

Писательство для меня работа, посредством которой я зарабатываю хлеб для себя и для семьи. Высочайшая похвала, которую я когда-либо слышал: нет вымысла. Научиться писать правду,- это не простой процесс. Этому учатся долго. Правда — она огромна, как сам мир. У каждого и у меня есть ещё какая-то своя правда.

Тему книги «Царь-рыба» — тема духовного общения человека с миром.

Внутренняя культура — это прежде всего порядочность человека. Можно быть совершенно неграмотным человеком, но быть человеком огромной внутренней культуры, огромнейшего такта, чистоты и порядочности.

Наиболее автобиографичная книга — «Последний поклон». Книга «Пастух и пастушка» почти никакого отношения ко мне не имеет, кроме той памяти которая сохранилась о войне.

Каждый день не пишу. Я очень долго собираюсь писать, раскачиваюсь. Но писатель никогда не находится в простое. Он всё время находится в работе, в работе, в работе. Черновик пишу довольно быстро. Любой перерыв в это время воспринимается очень болезненно.

К популярности отношусь спокойно, смотрю на книжные полки — там Бунин, Тургенев, Лесков, Толстой, Пушкин. Очень болезненно отношусь к собственным неудачам, к любым — житейским, творческим.

Всегда считал и считаю самой необходимой и самой великой профессией на земле — профессию крестьянина.

Мой любимый критик Александр Николаевич Макаров. Он был дворником в литературе.

Я был по натуре человеком очень общительным. А сейчас меня всё чаще и чаще тянет побыть одному.

Читатель говорит, что «Царь-рыба» производит впечатление грустное и тревожное. Писатель считает, что хороший, честный человек не может жить легко. Он потому хороший и честный, что пойдёт помогать тому, кому живётся хуже, будет брать чью-то беду, чей-то груз на себя. Плохому живётся легко, вот в чём беда. И это бесконечно, пока общество не станет совершенным.

В «Царь-рыбе» я много писал о боге, цитировал священное писание, потому что это подсказывал строй вещи. Я не стал верующим, но свой бог у меня, конечно, есть. Есть какие-то вещи, которые я не могу объяснить читателям и самому себе. Это подсознание, которое мною руководит, какое-то духовное окружение. Это и есть, наверное, бог.

Меня потрясают тексты Достоевского,Толстого,Гоголя — насколько они обогащены за счёт знания философии.богословия. Ведь та же самая Библия кроме всего прочего — одна из древнейших и мудрейших литератур. За много веков она включила в себя, аккумулировала всё самое лучшее в мысли человеческой.

Литература для самостоятельной работы

Литература для самостоятельной работы

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995.
  2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. — М., 2002.
  3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М., 1995.
  4. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. — Мн., 1997.
  5. Сафьянов В.И. Этика общения. — М., 1991.

Лекции № 9-10.
Тема: Этикет в профессиональной культуре педагога.
План.

  1. Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета.
  2. Общие принципы и нормы этикетной культуры.
  3. Правила этикета в конкретных ситуациях.
  4. Этикет в речевой деятельности.
  5. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Культура в одежде.

Основные понятия: этикет, этикетная культуры, речевая деятельность.
Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета
Этикет — совокупность правил поведения, регламентирующих, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно, он определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.

Этикету присущ ряд особенностей. Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры человека, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная культура — внутренняя духовность, доброта, порядочность — из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.

Этикет — это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — человек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «красивые жесты».

Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д.

Нормы этикета носят условно-согласительный характер, характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета — предложить людям такие формы — стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).

Этикет отражает также специфические национальные особенности, поскольку различные народы вносили в этикет свои поправки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответствуют историческим условиям жизни разных народов.

Требования этикета не являются абсолютными, они относительны и носят исторический характер; их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств.

Общие принципы и нормы этикетной культуры

Этикетная культура — это выражение общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим в определенных принципах и нормах этикета. К основным принципам этикета относятся, прежде всего, внимание и уважение к другим людям, требующие от нас соблюдения таких норм, как вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность.

Рассмотренные нормы этикета выступают одновременно и его основополагающими принципами. Кроме того, существуют еще и общие правила поведения. К ним относится, в частности, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся в преимуществах, которые имеют:

  • женщины перед мужчинами,
  • старшие перед младшими,
  • начальник (директор, учитель) перед подчиненными,
  • больные, слабые, инвалиды перед здоровыми.

Правила этикета в конкретных ситуациях
Этикетные правила знакомства

Первый шаг к установлению знакомства — представление. Представляясь или представляя кого-то, обычно называют фамилию, имя, отчество, иногда — должность или звание. Существует ряд общепринятых правил, которые необходимо соблюдать при представлении и знакомстве.

Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или положению мужчин и женщин следует представлять более старшим. При равном положении более молодой представляется более пожилому, мужчина — женщине, подчиненный — начальнику; один человек представляется паре, группе (даже женщина представляется супружеской паре первой). Если мужчина в момент представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют даме, которая старше ее по возрасту или положению. Когда в обществе одного человека представляют сразу нескольким, обычно громко называют его фамилию, имя. Представляемый слегка кланяется всем.

Для представления лучше прибегать к помощи посредника. Однако можно представиться и самому. Если кто-нибудь представляется вам, в ответ следует назвать свою фамилию. Если кто-то знакомит двух людей, он должен сам назвать представляемых. Нельзя подвести их друг к другу и сказать: «Знакомьтесь». Это невежливо, так не принято делать. Если представляющий знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее знакомого человека более знакомому. Членов семьи представляют, как правило, не называя их фамилий, например: «Леонид Петрович, позвольте представить Вам моего брата Евгения».

Человек, которому представляют нового знакомого, называет свою фамилию и добавляет: «Очень приятно», «Рад с Вами познакомиться». Тот, кого представляют, говорить этого не должен. После представления новые знакомые обмениваются приветствиями и в большинстве случаев рукопожатиями и могут вступить в непродолжительную беседу, инициатором которой является человек, старший по рангу и возрасту, или женщина. Люди, которые были вовлечены в разговор, не будучи представленными друг другу, прощаясь, обмениваться рукопожатиями не обязаны.
Жесты, мимика, позы

В процессе приветствий, знакомств и представлении человек демонстрирует определенные манеры поведения, характеризующие этикетную культуру человека. Манеры — это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция, мимика. Манера держаться — это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.

Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с людьми. Хорошие манеры предполагают умение правильно держать свое тело, управлять своими движениями. Хорошие манеры диктуют нам, что не следует быть угрюмым или погруженным в собственные заботы. Следует быть обходительным, приветливым, не показывать людям свое дурное настроение и плохие манеры.

Плохими манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, проявляющееся в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Одно из главных требований к поведению человека — его естественность. Когда человек ведет себя неестественно, это всегда заметно со стороны, и он многое теряет. Истинное лицо человека — имидж личности — проявляется в его жестах, мимике, движениях, позах. Это невербальные средства общения (в отличие от вербальных — словесных), с помощью которых можно сказать гораздо больше, чем словами, даже когда сам человек этого не хочет.
Этикет в речевой деятельности
Речевая деятельность — это совокупность психофизиологических и социокультурных функций индивида по осуществлению речевого общения.

Речевая деятельность предполагает:

  • умение членораздельно говорить, внятно произносить слова и фразы;
  • умение находить слова, адекватно передающие мысли и чувства;
  • умелое пользование грамматикой (правилами языка).

Соблюдение этих требований входит в понятие «культура речи».
Культура речи — это степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком.
Основные признаки культурной речи:

  • правильность речи;
  • точность речи;
  • логичность;
  • чистота речи;
  • выразительность;
  • богатство речи.

Тема: этикет в профессиональной культуре педагога.
Тест 1. определение уровня вашей общительности
Подведение итогов.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса
Поделитесь с Вашими друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *