Нервно психическая устойчивость

Нервно психическая устойчивость

НПУ — это… Что такое НПУ?

НПУ

наборно-программирующее устройство

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

НПУ

Новосибирское пехотное училище

воен., г. Новосибирск, истор., образование и наука

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

НПУ

наземный пункт управления

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

НПУ

нормальный подпорный уровень нормативный подпорный уровень нормальный подпёртый уровень

водохранилища

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

НПУ

носовое подруливающее устройство

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

НПУ

наземное приёмное устройство

авиа

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

НПУ

нефтепромысловое управление

энерг.

НПУ

нервно-психологическая устойчивость; нервно-психическая устойчивость

мед.

НПУ

Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова

http://www.npu.edu.ua/​

Киев, образование и наука

НПУ

носовое погрузочное устройство

Источник: http://www.setcorp.ru/main/pressrelease.phtml?news_id=14832&language=russian

НПУ

Народная партия Украины

ранее: НАПУ

полит., Украина

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

Наро́дная па́ртия — украинская политическая партия. Лидер — Владимир Литвин.

Создана в декабре 1996 года. До февраля 2005 года называлась Аграрной партией Украины.

С декабря 1996 руководителем партии был Михаил Зубец, который в 1997 был отстранен от руководства. Его сменила Екатерина Ващук.

На парламентских выборах 1998 года партия набрала 3,68 % голосов и в Верховную раду не попала.

С 1999 по 2003 годы партией руководил Михаил Гладий, в 2003—2004 — Иван Кириленко.

В 2002 году партия шла на парламентские выборы в блоке «За Единую Украину!», набравшем 11,7 %.

В июне 2004 года делегаты VI съезда АПУ избрали новым председателем партии тогдашнего председателя Верховной рады Владимира Литвина, после чего переименовали АПУ в Народную аграрную партию Украины (НАПУ). На президентских выборах 2004 года НАПУ поддержала кандидатуру Виктора Януковича. А после его поражения, в феврале 2005 года, НАПУ вновь сменила название и стала Народной партией (НП).

Владимир Литвин занимал пост председателя Верховной рады по 2006 год.

Согласно официальной информации, на момент начала парламентской кампании 2005—2006 годов в партии насчитывалось свыше 450 тыс. членов.

22 октября 2005 года для участия в парламентских выборах на базе партии был создан Народный блок Литвина, получивший 2,44 % и, таким образом, не преодолевший трёхпроцентный барьер. После поражения на выборах политсовет НП в сентябре 2006 принял решение о переходе в оппозицию.

В октябре 2006 Михаил Зубец, прошедший в парламент по списку БЮТ и исключённый из фракции БЮТ за голосование в поддержку назначения Виктора Януковича на пост премьер-министра, заявил о создании возрождённой Аграрной партии Украины (АПУ). К нему присоединились депутаты Верховной рады Александр Борзых и Инга Вершинина, также исключённые из фракции БЮТ.

На внеочередные парламентские выборы 2007 года Народная партия пошла с Трудовой партией Украины (ТПУ) в составе «Блока Литвина».

Неожиданно для многих, Блок Литвина стал пятой политической силой после Партии регионов, БЮТ, блока «Наша Украина — Народная самооборона» и КПУ, сумевшей пройти в парламент (3,96 % голосов и 20 мест).

Исторические партии с таким же названием

В 1991—1993 существовала Народная партия Украины Леопольда Табурянского, которая в марте 1993 была снята с регистрации.

Wikimedia Foundation. 2010.

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) — это… Что такое Нервно-психическая устойчивость (НПУ)?

 Нервно-психическая устойчивость (НПУ) — Под нервно-психической устойчивостью понимается способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами уровня нервно-психической устойчивости и поведенческой саморегуляции являются: самооценка, уровень эмоциональной устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «я-концепции» и др. Поэтому система регуляции — это сложное иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека.

Различают 4 группы НПУ. При 1 и 2 группах нервно-психические срывы маловероятны, можно рекомендовать военнослужащих на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости.

— 3 группа — нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при определении профессиональной пригодности (3 и 4 группы к несению службы с оружием не допускаются).

— 4 группа — высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо

дополнительное медицинское обследование у психиатра, невропатолога.

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения.— Новороссийск: Издательство: Новороссийск. Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.

  • Нервно-психическая неустойчивость
  • Неврастения

Смотреть что такое «Нервно-психическая устойчивость (НПУ)» в других словарях:

  • НПУ — наборно программирующее устройство Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. НПУ Новосибирское пехотное училище воен., г. Новосибирск, истор., образование и наука Словарь: Словарь… … Словарь сокращений и аббревиатур

— это… Что такое НПУ-?

  • НПУ — наборно программирующее устройство Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. НПУ Новосибирское пехотное училище воен., г. Новосибирск, истор., образование и наука Словарь: Словарь… … Словарь сокращений и аббревиатур

  • НПУ — Народная партия украинская политическая партия. Лидер Владимир Литвин. Создана в декабре 1996 года. До февраля 2005 года называлась Аграрной партией Украины. С декабря 1996 руководителем партии был Михаил Зубец, который в 1997 был отстранен от… … Википедия

  • НПУ — наборно программирующее устройство нефтепромысловое управление нормальный подпорный уровень (водохранилища) носовое подруливающее устройство … Словарь сокращений русского языка

  • нормальный подпорный уровень (НПУ) — 3.42 нормальный подпорный уровень (НПУ): Наивысший подпорный уровень, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации. Источник: СТО 17330282.27.140.011 2008: Гидроэлектростанции. Условия создания. Нормы и требования 3.32.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Нервно-психическая устойчивость (НПУ) — Под нервно психической устойчивостью понимается способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно смысловых аспектов. Основными элементами… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • нормальный подпорный уровень НПУ — 3.26 нормальный подпорный уровень НПУ: Наивысший проектный подпорный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации гидротехнического сооружения. Источник: СТО 17330282.27.140.016 2008: Здания ГЭС и ГАЭС.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • нормальный подпорный уровень; НПУ — 3.21.1 нормальный подпорный уровень; НПУ: Наивысший подпорный уровень, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации подпорного сооружения. Источник: СТО 17330282.27.140.002 2008: Гидротехнические сооружения ГЭС и ГАЭС. Условия… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • подпорный уровень нормальный (НПУ) — 3.39 подпорный уровень нормальный (НПУ): Наивысший подпорный уровень, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации подпорного сооружения. Источник: СТО 17330282.27.140.015 2008: Гидроэлектростанции. Организация эксплуатации и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Список нефтяников — Медаль «Серп и Молот» вручалась Героям Социалистического Труда В настоящем списке представлены в алфавитном порядке нефтяники, удостоенные почётного звания Герой Социалистического Труда … Википедия

  • Синёв, Виктор Николаевич — Синёв Виктор Николаевич Дата рождения: 14 марта 1940(1940 03 14) (72 года) Место рождения: Киев, СССР Страна … Википедия

  • » Признаки нормальной здоровой личности Военные страницы Статьи военной тематики

    Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности, к которым относят:

    1. интерес к внешнему миру;
    2. наличие смысла жизни, определённой жизненной философии, которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;
    3. существование иерархии ценностей;
    4. целостность личности, адекватность её реакций на изменение обстоятельств;
    5. сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватная уравновешенность корковой и подкорковой деятельности;
    6. способность к установлению душевных контактов с окружающими;
    7. соответствие поведения человека нормам и традициям, установленным в обществе;
    8. подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и др.

    Идеальное психическое здоровье – это не только отсутствие психических заболеваний, но и исключение каких-либо предпосылок к нему. Между идеальным психическим здоровьем и психическими болезнями существует целый ряд промежуточных состояний, характеризующихся различной степенью риска развития психической патологии.

    В этом ряду находятся лица с нервно-психической неустойчивостью – это состояние психической дезадаптации, которое характеризуется склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного личностного реагирования в условиях нервного напряжения. Предупреждение и раннее распознавание НПН является главным звеном практической профилактической работы.

    Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, бытовые неудобства, различные профессиональные вредности – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья.

    Военнослужащих с низкой » нервно-психической устойчивостью» (НПУ) выделяют в особую группу, так как при значительных физических и психических нагрузках у них могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы.

    Низкая НПУ предполагает наличие у военнослужащего различных предболезненных состояний (крайние варианты психической нормы) со скрытой, невыраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособленные возможности организма.

    Все военнослужащие, в соответствии с требованиями ГОМУ ГШ ВС РФ проходят психологическое (психофизиологическое) обследование в военном комиссариате, а затем и в воинской части группой профессионального психологического отбора, в ходе которого у них определяется уровень нервно-психической устойчивости.

    В соответствии с тестовыми методиками, разработанными в ГВМУ МО РФ, военнослужащие по уровню нервно-психической устойчивости делятся на 4 группы:

    1 группа — лица с высокой нервно-психической устойчивостью, практически здоровые. Нервно-психические срывы маловероятны.

    2 группа — лица с достаточной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны, если военнослужащий длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи.Военнослужащих 1 и 2 групп можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ, а также выполнения задач с оружием и боеприпасами.

    3 группа — лица с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны даже если военнослужащие непродолжительное время находятся в экстремальных условиях, что ограничивает использование этих военнослужащих по отдельным специальностям, либо в определённых ситуациях.

    Военнослужащие этой группы не рекомендуются к несению караульной службы, ограничено годны к несению службы в составе суточного наряда. Лица 3 группы НПУ требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных и воспитательных мер, после принятия которых, и только в персональном порядке, может рассматриваться вопрос о допуске их к несению службы с оружием.

    4 группа — лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Вероятность срывов очень высока даже при умеренных психических и физических нагрузках. Командир по рекомендации психолога обязан направить этих лиц на консультацию к специалистам медицинской службы для принятия мер и решения на предмет годности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

    Военнослужащие 3 и 4 групп НПУ должны находится под постоянным динамическим наблюдением войсковых психологов. Один раз в полгода следует дополнительно проводить изучение и тестирование лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, делать заключение о их текущем состоянии (снижении или повышении НПУ).

    Для выявления группы НПН рекомендуется использование тестовых методик «Прогноз — 2» и «НПН — А». Все методики, применяемые для изучения личного состава, должны быть предварительно адаптированы, приведены в соответствие с законом нормального распределения и только после этого использоваться на практике.

    Выявление лиц с НПН является составной частью работы командиров, из заместителей по воспитательной работе, военных психологов и врачей по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава, сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих.

    Мероприятия по выявлению лиц с НПН проводятся на протяжении всего времени пребывания военнослужащих в В\ч. Опыт показывает, что основная часть военнослужащих с НПН и психическими расстройствами (до 80%) выявляется в первые 1-3 месяца после призыва, а остальные (20%) – в процессе дальнейшего прохождения службы. Все выявленные военнослужащие должны быть поставлены на динамическое наблюдение.Для выявления военнослужащих с низкой НПН может быть использован метод изучения документов. Этот метод даст косвенные признаки НПН: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы головного мозга, наблюдение у психоневролога, воспитание в неблагополучной семье, трудности в обучении, сложные отношения в коллективе, вспыльчивость, раздражительность, раннее пристрастие к алкоголю, курение, употребление наркотиков.

    У военнослужащих с низкой НПУ в повседневной деятельности часто наблюдаются:

    • вялость, пониженная активность, истощаемость нервной системы, плаксивость, пониженное настроение, нарушение сна, частые жалобы на головную боль, робость, пугливость, мнительность;
    • раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, нарушение ритма и глубины дыхания, тремор рук;
    • замедленный темп действий, навязчивые мысли и действия;
    • замкнутость, погруженность в себя, странные, порой необъяснимые поступки;

    Данные признаки должны служить для командира своеобразным сигналом для проведения дополнительного обследования с помощью тестовых методик и других методов психодиагностики.Работа с военнослужащими групп с НПН требует комплексного подхода и постоянного взаимодействия командиров, врачей, психологов.

    Дата: Январь 18th, 2012

    • Поцелуй в губы детей
    • Постоянно хочу свою девушку
    • Прослушать сотовый телефон по номеру
    • Как безбедно жить на пенсии
    • Прелюдия это в отношениях
    • Как поддержать человека когда умирает близкий человек
    • Какая музыка нам нужна
    • Что сделать что тебя мальчик полюбил
    • Способы развития
    • Что значит если парень называет родная
    • Как правильно начать бегать по утрам для похудения

    39.4. Психическая устойчивость

    Продуктивное функционирование, адекватная саморегуляция, динамичное развитие, довольно полная адаптация возможны в случае психической устойчивости личности.

    Что позволяет человеку сохранять настоящую внутреннее равновесие, находить душевный покой, усмирять страсти? Это психическая устойчивость личности. В перечень основных составляющих устойчивости входят доминанты активности: доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции.

    Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегуляции и саморазвития создает основу для ослабления психической устойчивости, а затем и к болезням. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, который углубляется, дисгармонией личности и соматическим расстройством.

    Психическую устойчивость стоит понимать как умеренность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способов поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлению новых способов поведения, поиска новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации.

    В случае такого понимания в основе психической устойчивости личности является гармоничная (размерная) единство устойчивости личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На базе постоянства выстраивается жизненный путь личности. Она поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, происходящих в отдельных сферах личности и личности в целом. Они обусловлены и внутренней динамикой, и экологическими воздействиями. Фактически, развитие личности является совокупностью ее изменений.

    ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — это свойство личности, отдельными аспектами которой являются устойчивость, уравновешенность, сопротивляемость. Она дает возможность личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятном давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

    Психическая устойчивость зависит от уравновешенности как способности сопоставлять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценке. Уравновешенность как составляющая психической устойчивости проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть быть чутким, чувствительным к различным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью — с другой.

    В психической устойчивости важен еще один аспект — пропорциональность приятных и неприятных чувств, которые сливаются в чувственном тони, пропорциональность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами печали и сумму, страданиями — с другой. Без тех и других вряд ли возможно ощущение полноты жизни, его содержательной наполненности.

    Снижены устойчивость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (стресса, фрустрации, переднервових, субдепресивних состояний).

    Сопротивляемость — это способность противостоять тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора и относительно отдельных решений, и относительно выбора образа жизни в целом. Важнейшей составляющей сопротивляемости есть індивідна и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, інтеракційної, выделенный однонаправленной поведенческой активности).

    Наконец, нельзя не отметить постоянную межличностную взаимодействие, вовлеченность во много социальных связей, открытость влиятельные, с одной стороны, а с другой стороны — сопротивляемость чрезмерной взаимодействия. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешать чувствовать свое «Я», идти своим путем, выстраивая свой жизненный путь. Иначе говоря, к психической устойчивости принадлежит способность находить баланс между комфортом и автономностью и удерживать эту равновесие. Для психической устойчивости необходима способность противостоять внешним воздействиям, придерживаясь своих намерений и целей (Петровский).

    Факторы психической устойчивости. Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложную свойство личности, синтез отдельных черт и способностей. Насколько она выражена, зависит от многих факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ресурсы личности, которые поддерживают ее психологическую устойчивость и адаптивность и таким образом способствуют возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это достаточно большой перечень факторов, которые касаются личностных особенностей и социальной среды.

    Факторы социальной среды:

    • факторы, поддерживающие самооценку;
    • условия, способствующие самореализации;
    • условия, способствующие адаптации;
    • психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. д.).

    Личностные факторы. Отношение личности (в том числе и к себе):

    • оптимистичное, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
    • философское (иногда — ироническое) отношение к тяжелых ситуаций;
    • уверенность, независимость во взаимоотношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;
    • терпеливость, принятия других такими, какие они есть;
    • чувство общности (в адлерівському смысле), ощущение социальной принадлежности;
    • статус в группе и социуме, который удовлетворяет;
    • достаточно высокая самооценка;
    • согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).

    Сознание личности:

    • вера (в различных ее формах — вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
    • экзистенциальная определенность — понимание, ощущение смысла жизни, сознание и поведение;
    • установка на то, что можешь сам быть распорядителем своей жизни;
    • осознание социальной принадлежности к определенной группе.

    Эмоции и чувства:

    • доминирование стенічних положительных эмоций;
    • переживания успешности самореализации;
    • эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживания ощущение сплоченности, единства.

    Познания и опыт:

    • понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозировать;
    • рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);
    • адекватная оценка объема нагрузки и своих ресурсов;
    • структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

    Поведение и деятельность:

    • активность в поведении и деятельности;
    • использование эффективных способов преодоления трудностей.

    В этом перечне приведены положительные полюса свойств и факторов, которые влияют на психологическую устойчивость. В случае наличия этих факторов (положительных полюсов свойств) сохраняется благоприятной для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующий психическое состояние и повышенное настроение. Если неблагоприятное влияние, доминирующее положение становится отрицательным (апатия, уныние, депрессивность, тревога и т.д.), а настроение — пониженным, непостоянным.

    Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует появлению повышенного настроения и поддержке состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует снижению настроения и появлению состояния дезадаптованості.

    Важная составляющая психической устойчивости — положительный образ «Я», в котором, в свою очередь, весомую роль играет положительная групповая идентичность личности. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «МЫ», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой она находит опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения сверстников, человек с подобными интересами.

    Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижение социальной зрелости. Семья может влиять на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, которую невозможно ничем заменить. Однако атмосфера семьи может также негативно влиять на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, увеличивать внутренне-личностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

    Можно выделить индивидуальные особенности, которые в наибольшей степени обусловливают снижение устойчивости: повышенная тревожность; гневливость, враждебность (особенно вытеснены), агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость. Психологическую устойчивость снижают также осложнения самореализации, восприятие себя неудачником; внутренне-личностные конфликты; телесные расстройства. Весомым фактором снижения устойчивости является тип поведения. Врачи-исследователи Р.Г. Розенман и Г. Фридман и их последователи описали два типа поведения, которые различают по степени риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, которые повышают риск, назвали тип А, или коронарным типом, а те, что снижают такой риск, — тип Б.

    Коронарному типичные присущи: честолюбие; потребность в одобрении; импульсивность; нетерпеливость; неспособность снизить активность; стремление все успеть; эмоциональность; раздражительность; враждебность; гневливость.

    Среди личностных качеств людей коронарного типа — в частности, высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуациях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игровой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят у них новый источник стресса. Мотив соревнования дает им возможность найти оценку достижений в двигательных упражнениях и идти к повышению показателей.

    Вера как опора психической устойчивости. Вера — предмет изучения не только психологической науки. По психологии, то необходимо отметить, что в ней феномен веры исследованы недостаточно. Одна из главных причин этого в том, что веру часто отождествляют с чисто религиозной верой. Однако широко используют понятие доверия и недоверия (до другого человека, организации, партии, подхода и т.п.) или понятие уверенности в себе (убежденности в своей правоте, уверенности в своей адекватности, точности, силе). Понятие верования обозначает различные когнитивные конструкты, не обязательно связанные с религиозной верой.

    Вера часто сопровождается чувством уверенности и рядом других чувств. В истории философии и психологии различают три подхода к пониманию веры:

    • вера в основном как эмоциональный, чувственный феномен (Юм, Джемс и др.);
    • вера как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.);
    • вера как феномен свободы, как атрибут свободы (Декарт, Фихте и др.).

    ВЕРА — необходимый элемент индивидуального и общественного сознания, важный аспект деятельности людей. Объекты веры — факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности — субъект не имеет возможности воспринимать чувственно, они появляются только как возможности.

    Слово «вера» — многозначное. Два значения являются основными: поклонение кому-нибудь, чему-нибудь и устойчивость — спокойная уверенность в своем выборе, которая не требует опоры на мнение окружающих, самодостаточная уверенность, независимая от взглядов других. С другой стороны, поклонение предопределяют внутренние причины, а не внешние. У человека религиозной Бог живет прежде всего в сердце, и в этом его сила. У слова «устойчивость» неслучайно один общий корень со словами «стоять, выстоять». Имея сопротивления, больше шансов выстоять во время различных испытаний. Не упасть, но сохранить силы стоять и идти. Устойчивость — это способность не поддаваться той или иной страсти, том или ином захвату, способность сохранять спокойствие среди соблазнов мира.

    Веру и производные от нее явления (уверенность, оптимистический настрой, доверие — чувственная (эмоциональная) составляющая положительной установки) мы понимаем как важную часть нерациональной части личности, поскольку в жизни человека всегда есть нечто неизвестное, непознаваемое, неожиданное. Любой прогноз имеет вероятностный характер. Ситуация неопределенности вызывает сильное напряжение. Овладеть это обстоятельство дает возможность двойственная природа личности — единство двух начал: рационального и иррационального. Рациональное требует придерживаться логики, здравого смысла, «трезвого расчета» и др. Иррациональное — это позалогічне принятия реальности, оно освобождает от необходимости рассуждать, выстраивать цепочку причинно-следственных связей и т.д.

    Согласно теории психо-социального развития Е. Эриксона, позитивное развитие личности на первой психосоциальной стадии формирует у человека способность к надежде.

    Религиозная вера имеет еще один рычаг поддержания душевного равновесия. Вера в Бога и любовь к Богу «настраивают» на нужную высоту. чувство гордости.

    Уверенность и неуверенность как факторы влияния на психологическую устойчивость. Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) — основная среда существования личности, то принципиально важной является психическая устойчивость в міжособистісній взаимодействия. В межличностного взаимодействия на первый план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенной (самостверджувальної) поведения. Уверенность проявляется в умении выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, то есть не унижая при этом чести других; в готовности брать на себя ответственность за свои действия; в конструктивном подходе к решению проблем; в стремлении учитывать чужие интересы (Крукович). Цель уверенного поведения -самоактуализация. Уверена человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо. Она способна говорить об этом прямо и выслушивать возражения, не смущаясь.

    Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или невпевненій поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять другие мысли и утверждать свои взгляды как определяющие во время решения проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения — принуждение и наказание. Неуверенная поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-агрессивного поведения, которой присущи:

    • неумение или нежелание прямо выражать свои мысли и чувства;
    • непризнание ответственности за свои действия путем избежания выбора, предоставление этого права другим;
    • жертвование своими интересами для решения проблем;
    • боязнь заторкнути чужие интересы через внутреннюю, часто неосознаваемой убежденность в враждебности окружающего мира.

    Кроме того, целью неуверенной поведения часто становится манипулирование, то есть попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их своим интересам. Пассивно-агрессивное поведение в межличностных отношениях часто направлена на то, чтобы наказать другого человека косвенным способом, вызывая в ней чувство вины.

    Неуверенность и агрессивность — не противоположные качества, это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследования показали, что пассивность и неуместна агрессивность связанные с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим. Оба эти паттерны поведения негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и других близких (Крукович).

    Уверена человек частично независимая от окружения. Психологически устойчива человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью к воздействию сбоку. Нарушение этого баланса, а тем более крайности, снижают эффективность межличностных контактов, устраняют возможность положительного эмоционального насыщения от общения и таким образом снижают переживание социального благополучия. Под социальным благополучием мы понимаем удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит индивид, удовлетворенность межличностными связями и статусом в мікросоціальному окружении. Социальное благополучие — неотъемлемая составляющая субъективного благополучия, от которого напрямую зависит здоровье индивида.

    Влияние активности на психологическую устойчивость. Доминантами активности в аспекте психической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Более привычным понятием, которое объясняет механизм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношение, реагирования, интерпретации, поведения, деятельности (Куликов).

    Можно выделить следующие виды направленности:

    • Направленность на познание и самопознание. Увлеченность самопознанием, познанием природы, человека, саморазвитием. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, учиться приемам саморегуляции и т.д.
    • Направленность на деятельность: трудовую, общественную, учебную, общественную, спортивную, увлеченность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности — убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, увлеченность деятельностью способствует частым и длительным состояниям вдохновение, то есть делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения имеет саногенное влияние на многие сферы психики.
    • Интеракциойна направленность — это направленность на межличностную взаимодействие или усиления социальных связей, социального влияния. Интеракциойна доминанта имеет два подвида: а) просоціальний; б) асоциальный. Просоціальна доминанта — это любовь, альтруизм, самопожертвование, служение другим людям. Этот вариант інтеракційної доминанты конструктивный для развития самой личности и благоприятных межличностных отношений. Асоциальная интеракциойна доминанта — это эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим человеком или многими людьми, властвования без ответственности за судьбу других и стремление привести их к благу. Этот вариант інтеракційної доминанты деструктивный для развития самой личности и межличностных взаимоотношений, которые в ней формируются с социальным окружением.

    Три названные доминанты активности конструктивные как опоры психической устойчивости, поскольку поддерживают готовность брать на себя ответственность за собственную активность. Неконструктивной стоит признать магическую направленность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и таким образом укрепляет ее устойчивость. Все рассмотренные выше опоры психической устойчивости — вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности — перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится слишком сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает интравертный конфликт. Фанатичная религиозная вера переводит активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверных), агрессивности поведения. Обострение магической направленности сознания, которое дошло до фиксации, предопределяет навязчивое ожидания того или иного проявления неких сил «другого мира», страх перед потусторонним, парализует волю, блокирует любое проявление самостоятельности.

    Психическая устойчивость как сопротивляемость. Достижения жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Что большие (социально значимых) цели ставит личность, то с большим количеством трудностей она сталкивается. В этом есть и положительный аспект: преодоление сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда случаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагивает или ограничивает субъект в связи со своей активностью. Чем меньше в личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, то более ограниченным возможности достижения жизненных целей.

    В случае возникновения трудной жизненной ситуации, которая вызывает необходимость адаптивных перестроек и изменений в организме и личности в наибольшей степени зависят от уровня личностной мобилизации. Во время столкновения с трудностями обычно есть два основных варианта реагирования: гіперстенія, связана с активной деятельностью (время нецелесообразной, саморуйнівною), и гіпостенія, связана с пассивной деятельностью. В основном проявляется тенденция к динамики от гіперстенічних состояний к гіпостенічних. В случае недостаточной мобилизации наступления фазы истощения может быть ускорен, потому что предыдущие фазы или очень быстротечны и недостаточно развернуты, или происходят в идеальном плане без соответствующего действенного, поведенческого выражение. Относительно ситуации и доминирующего мотива центральную роль играет согласованность и пропорциональность когнитивного и эмоционального компонентов взаимоотношений. Близость механизмов стрессовых изменений в психике и невротических расстройств довольно известная.

    Большое значение имеет акцент на внешней активности (екстраактивності) или адаптивности. Екстраактивність и адаптацию не стоит рассматривать как противоположные полюса одной шкалы. Речь идет не об отрицании одного процесса другому. Они являются необходимыми личности для существования и развития. Направление всей энергии на екстраактивність делает человека уязвимым к воздействиям среды, неизбежно ослабляет адаптивные механизмы.

    Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятный, поскольку делает человека слишком зависимой от среды. В обеих ситуациях психическая устойчивость снижена. Поддержание устойчивости требует сбалансированного сочетания екстраактивності и адаптации.

    Важную роль в совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги в том, что она сигнализирует о непознанную опасность, побуждая к ее поиска и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на деятельность, то активно-побудительная функция тревоги может быть основой «беспорядочной поведения» или дезорганизующего влияния тревоги на деятельность.

    Вероятный результат преодоления тяжелой ситуации, которая касается жизненных целей индивида, определенный сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем процессом самореализации личности. Один процесс находится под влиянием другого.

    Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

    Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

    Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

    Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

    Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

    Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

    Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

    Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

    • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
    • гибкость;
    • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

    Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

    Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

    Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

    ❶ Фрустрация – вид негативного психического состояния, которое возникает тогда, когда человек не может удовлетворить те или иные потребности. В данном определении «невозможность» является ключевым словом. Например, из жизни ушел ваш близкий человек, а у вас есть потребность постоянно с ним общаться и видеть его. Умом вы понимаете, что трагедия уже произошла и ничего изменить нельзя, но от этого легче не становится. В данной ситуации человек легко может войти в состояние фрустрации.

    ❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.

    Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

    1. эмоциональный;
    2. волевой;
    3. познавательный (интеллектуальный);
    4. психомоторный.

    Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

    Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

    • цель;
    • модель значимых субъективных и объективных условий;
    • программа собственных исполнительских действий;
    • система критериев успешности деятельности;
    • информация о результатах (обратная связь);
    • оценка соответствия результатов критериям успеха;
    • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

    Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

    1. постановка задачи;
    2. формирование мотива;
    3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
    4. осознание трудности;
    5. негативная эмоциональная реакция.

    Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

    Психически устойчивый человек будет:

    1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
    2. понижать силу отрицательных эмоций.

    В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

    Психически неустойчивый человек будет:

    1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
    2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
    3. испытывать возрастание негативных эмоций.

    В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

    Факторы, оказывающие влияние на состояние НПУ

    • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
    • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
    • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
    • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

    Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

    Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

    Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:

    «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать. Дай мне мужество, чтобы смириться с тем, что я не смогу сделать. И дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

    Вопросы для самоанализа и тренировка НПУ

    Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

    > Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

    > Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

    > В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

    > Умею ли я сказать «нет»? В чем заключается основная причина, по которой я не могу или не хочу сказать «нет»? В чем заключается моя личная причина и мои страхи, которые мешают мне сказать «нет»?

    Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

    • позитивный самонастрой;
    • аутогенная тренировка;
    • медитация;
    • молитва;
    • смена видов деятельности;
    • сосредоточение внимания на другом человеке;
    • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
    • рефрейминг (изменение точки зрения);
    • использование специальных техник.

    Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

    Пройти онлайн: Тест на нервно-психическую устойчивость

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *