Нравственная культура

Нравственная культура

Духовно-нравственная культура

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Е. М. Колодина

Духовно-нравственная культура

Учебно-методическое пособие

для образовательных учреждений

Омск

БОУДПО «ИРООО»

ББК 74.200.51

К 61

Печатается по решению редакционно-издательского совета БОУДПО «ИРООО»

Рецензенты:

Сухарева Альбина Павловна, кандидат педагогических наук,

доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования БОУДПО «ИРООО»

Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии ГОУВПО

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Колодина, Е. М.

К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009. – 115 с.

ISBN 978-5-89982-283-4

Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.

Программа «Духовно-нравственная культура» (Е.М. Колодина, О.В. Курмаева), на основе которой разработано данное пособие, заняла в 2009 году первое место на областном конкурсе авторских программ в области духовно-нравственного воспитания детей молодежи в номинации «Образовательные программы духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры» и третье место на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до двадцати лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственная культура» предназначено для педагогических работников образовательных учреждений: классных руководителей, кураторов, воспитателей и др., в сферу деятельности которых входит духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Материал пособия адресован также широкому кругу читателей, проявляющему интерес к православной культуре и вопросам духовно-нравственного воспитания в семье и образовательных учреждениях.

ББК 74.200.51

ISBN 978-5-89982-283-4 © Колодина, Е.М., 2009

© БОУ ДПО «Институт развития

образования Омской области», 2009

Учебное издание

Елена Михайловна Колодина

Духовно-нравственная культура

Учебно-методическое пособие

для образовательных учреждений

Зав. РИЦ С.В. Солдатова

Редактор Е.А. Гингель

Технический редактор Н.В. Слатин

Корректор П.В.Токарева

Подписано к печати 01. 10. 2009 Формат 60х84 1/16

Усл.п.л. Уч. изд. л. Тираж 200 экз. Заказ № 30 Печать оперативная

Издательство БОУДПО «ИРООО»

644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Типография БОУДПО «ИРООО»

644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Предисловие

Раздел 1. Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка…………………

Тема 1. Культура – всеобщее достояние.

Духовный смысл и значение русского слова

Тема 2. Влияние культуры на становление личности.

Ненормативная лексика как фактор, разрушающий нравственность человека

Раздел 2. Культура семейных отношений……………………..

Тема 3. Государство и семья как особый культурологический феномен

Тема 4. Нравственные основы добрачных взаимоотношений юношей и девушек

Тема 5. Культура крепкого счастливого брака

Тема 6. Истинная любовь – главная основа крепкой семьи

Тема 7. Культура родительства

Тема 8.Чудо жизни. Духовно-нравственные и социальные проблемы биоэтики в вопросах деторождения. Современная демографическая ситуация и политика РФ

Тема 9. Культура современного благочестия. Духовно-нравственное развитие современного человека

Раздел 3. Культура и история трезвения…………………………..

Тема 10. Здоровый образ жизни. Виды болезненных зависимостей: причины, сущность, последствия

Тема 11. Что такое трезвение. Помощь попавшим в зависимость от пагубных привычек: история и современность

Раздел 4. Непознанный мир веры. Свобода выбора: нравственные и духовные ориентиры……………………………………………….

Тема 12. Красота мира и способы его познания. Духовные основы и ценности христианства. Восстановление прерванных духовных традиций в современном мире

Тема 13. Цель и смысл жизни человека: культурно-исторические традиции и современные тенденции

Тема 14. Духовно-нравственная культура профессиональной деятельности. Подвижничество, жертвенность и святость как нравственные идеалы культуры России. Любовь к Родине

Приложения

Примерный тематический план курса.

Словарь.

Народная мудрость (пословицы и поговорки).

Мудрость тысячелетий (цитаты и афоризмы).

Публикации (для подготовки педагогов к занятиям).

Предисловие

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России.

Постепенно начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе может решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой возникновения и существования общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.

Плоды кризиса «гуманистического сознания» – увеличение криминогенности и рост распущенности нравов – подтвердили верность духовных прозрений христианства, свидетельствующих о том, что ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни не в состоянии сами по себе нравственно улучшать людей.

Президент РАО академик Н.Д. Никандров в работе «Духовные ценности в современной России» отмечает, что «понятие общечеловеческие ценности – понятие абстрактное, оно часто используется в корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие».

Никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи должно базироваться на ценностях и идеалах цивилизации каждой страны.

Поправки в Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007г. (№309) включают в себя сразу в нескольких статьях требования обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся. Так, п. 2 статьи 14 Закона определяетформирование духовно-нравственной личности в качестве одной из основных задач образования.

Освоение образовательной области «Духовно-нравственная культура» содействует формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей, традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции, истоки которых коренятся в онтологии и практике православия.

Культурообразующее значение религии православия признано в нормах нашего законодательства. В преамбуле Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» сказано:»Федеральное собрание признаёт особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры».

Следует также отметить, что понятие «многонациональное государство» — это не просто словосочетание, это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире — единицы, и функционируют они в основном на конфедеративной основе. Существуют нормы международного права, стандарты, принятые ООН, согласно которым государство классифицируется как мононациональное. Так, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Одно из самых мононациональных государств в мире — наша Россия. Согласно последней Всероссийской переписи населения 80 % — это русское население, которое в своей основе определяет себя принадлежащим к Православию. Поэтому по всем международным стандартам мы — мононациональное и моноконфессиональное государство.

Из-за непонимания этого иногда возникают серьезные проблемы в системе образования. Мы должны понимать, что при преподавании предмета «Духовно-нравственная культура», основанного на мировоззрении Русской Православной Церкви, речь идет не о национальностях или религиозном образовании, а о культуре России — культуре, на основе которой созидалось наше государство. Когда спрашивают, почему нам необходимо изучать православную культуру, можно дать только один ответ, что православная культура — это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее 150 национальностей. Православная культура — это знак нашей цивилизации, основа единения народов России.

Следует также отметить, что согласно ст. 29 «Конвенции о правах ребёнка», каждый ребенок имеет право воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежит от рождения. Конвенция также требует уважения к ценностям страны, в которой ребёнок проживает, даже если эти ценности отличаются от ценностей, на которые ребёнок ориентирован своими родителями.

Многовековая православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.

Игумен Георгий (Шестун), настоятель церкви во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Самара), заведующий кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, д. п. н., профессор, считает, что следует рассматривать православную культуру как культуру православной цивилизации, или её можно назвать духовно-нравственной культурой всей нашей цивилизации.

Ни в одной цивилизации мира нет такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им православная цивилиза­ция. На­ходясь в атмосфере православной цивилизации, дыша ее воздухом, вдохновляясь ее высокими идеалами, луч­шие представители национальных культур, люди иных вер настраивались на ее тон и вносили свой голос, свою лепту в копилку культуры православной цивилизации. Дагестанец Р. Гамзатов, киргиз Ч. Айтматов, татарин М. Джалиль, армянин И. Айвазовский, евреи И. Левитан, И. Дунаевский, Я. Френкель — высокая поэзия, проза, живопись, музыка, кино. И это все наше общее, это все при­надлежит нашей цивилизации. Этот список воистину огромен. Античность и Европа, мировая культура и национальная, два Рима, две великие Импе­рии передали в дар Третьему Риму — Москве, Русской Империи — этот великий Божественный дар. Наше подрастающее поколение должно все это знать, изучать, хранить и переда­вать своим потомкам. Мы можем это изучать вместе, независимо от национальности и веры, поскольку наши предки хранили и умножали эту культуру сообща. Тем более что изучение культуры нашей общей цивилизации не мешает никому знать свои национальные культуры, свою веру.

Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования (всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач) наиболее приоритетные располагаются следующим образом:

  • сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному
    наследию народов России;

  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • формирование культуры мира и межличностных отношений;

  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

  • непрерывность образования в течение всей жизни человека.

Значимость духовно-нравственных устоев, уважение к российским традициям не раз подчеркивали и высшие светские руководители страны. О ценностях, общественных идеалах и нравственных принципах, которые делают нас единым народом, без которых мы не можем себе представить Россию, говорил 5 ноября 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент Д.А. Медведев. А несколько раньше, в апреле 2007 г., Президент В.В. Путин подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». Как понимают наши высшие руководители эту общую систему нравственных ориентиров, какое значение придают православию, мы могли видеть совсем недавно, 1 февраля, когда они вместе присутствовали на интронизации Его Святейшества Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Президент России Д.А. Медведев на встрече с лидерами традиционных религий страны, которая прошла 21 июля 2009 года, принял решение поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики.

Духовно-нравственная культура — фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволяет решить одну из самых актуальных задач современной школы — побудить молодое поколение к различению добра и зла, к оценке с нравственных позиций как своих действий, так и всех форм общественных отношений. Он помогает плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика, политика и др. Осмысление основ духовно-нравственной культуры способствует нравственной ориентации учащихся, помогает им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

Место курса в деятельности образовательного учреждения

В рамках образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения проведение курса «Духовно-нравственная культура России» позволяет учащимся составить целостное представление о духовно-нравственных и культурно-исторических традициях современного российского общества, о семье как основе духовно-нравственного развития общества и о духовно-нравственных основах становления личности.

Курс строится на основе сочетания лекционного материала и бесед, применения активных форм обучения и воспитания. Изучение дисциплины предполагает обширное знакомство с наиболее важными вопросами духовности и нравственности в культуре России, наиболее важными документами в этой области, мнением современных ученых и мыслителей, работами современных исследователей, произведениями классической русской литературы. На занятиях по программе предполагается знакомство учащихся с подвижниками благочестия прошлых лет и современности, с героическими поступками и личностными качествами Героев Отечества — наших современников, совместное исследование педагогом и учащимися их жизненных ценностей и моральных установок, формировавшихся в различных социальных условиях. Яркие примеры патриотизма, высокие нравственные идеалы и моральные установки Героев Отечества, совершивших подвиги в наше время, святых земли русской и города Омска помогут выработать у учащихся собственную жизненную позицию, ориентированную на традиционные отечественные духовно-нравственные и культурные ценности, будут содействовать приобщению к своим «корням», осознанию своего места в истории родной страны, пониманию смысла и истоков героических подвигов ее защитников.

На занятиях учащиеся получат навыки культуры ведения дискуссии, научатся слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, грамотно формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в различных образовательных учреждениях: государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях (средних и старших классах), в средних специальных и высших учебных заведениях.

Курс предназначен для неподготовленной аудитории, не знакомой с культурой православия, он не несет в себе ярко выраженных религиозных установок и прививает культурно-нравственные ориентиры постепенно, по принципу от простого к сложному. Данный курс может быть использован для преподавания учащимся любой национальности и вероисповедания.

Курс отличается информационной насыщенностью, гибкостью и вариативностью. В зависимости от состава учащихся, педагог может выбрать ту или иную форму занятия, а также при рассмотрении тем расставить те или иные акценты. Значительное количество литературы и других материалов для подготовки занятий позволяет (в случае возможности увеличения часов для работы по программе) более детально изучать все темы.

Цель курса — готовить учащихся и студентов, которые, овладев знаниями о культуре своего Отечества, будут способны решать ключевые проблемы духовной и нравственной жизни современной России.

Для достижения поставленной цели в рамках данного курса должны быть решены следующие задачи:

— формирование у учащихся представления об основных теоретических и практических подходах к изучению духовно-нравственных и культурных традиций современного общества, их многообразии; о месте семьи в системе духовно-нравственного развития общества; об историко-культурном значении православной религии для России и о роли духовно-нравственной культуры в укреплении государства;

— формирование у учащихся целостного представления о нравственности семейных отношений;

— содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству, подготовка их в будущем к сознательному созданию собственных семей;

— способствование становлению личности человека через познание истоков и развития русского языка, основного инструмента образования и передачи социокультурного опыта;

— формирование у учащихся представлений о духовно-нравственных основаниях трезвого здорового образа жизни, опыте противостояния деструктивным воздействиям в этой сфере;

— содействие воспитанию духовно-нравственной личности, способной свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры, строить на этой основе свою профессиональную деятельность и семейную и личную жизнь;

— мотивирование учащихся на постоянный анализ, сопоставление норм христианской и принятой в современном обществе морали;

— обучение самостоятельному анализу собственного поведения и поведения товарищей; развитие навыков постоянного самоанализа, размышлений и выводов.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать:

  • основные понятия, образы и тенденции духовно-нравственной культуры в современном обществе;

  • основы традиционного для России христианского понимания природы человека, уникальности его среди прочих творений Божиих, принадлежности ей свободы выбора между добром и злом, правильное раскрытие иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию;

  • основные понятия и нормы христианской духовности, морали и нравственности, христианские правила и методы самовоспитания и духовного самосовершенствования;

уметь:

  • ориентироваться в духовно-нравственных проблемах современной жизни и нравственно оценивать их в рамках различных мировоззренческих систем, в частности в рамках христианской морали;

  • принимать ответственные решения, выстраивая стратегию своего поведения;

  • принимать решения по поводу того, что делать и что не делать в определенных жизненных ситуациях;

  • развивать свои коммуникативные способности;

  • работать с историческими документами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу;

  • свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры;

  • владеть понятийным аппаратом духовно-нравственной культуры Российской цивилизации.

Методы и формы учебной работы

  • основной метод – диалог, в основе которого – постановка проблемы, актуальной для подростков и молодежи в данное время;

  • лекционное изложение материала или проведение беседы в рамках курса (с постановкой проблемных ситуаций и элементами дискуссии, с использованием интерактивных технологий);

  • экскурсии в храмы и соборы г. Омска, в детские дома или лечебные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;

  • просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий;

  • анализ литературного текста с раскрытием сюжетов, образов и их духовно-нравственных смыслов;

  • написание и защита рефератов и творческих работ;

  • дискуссии.

Оценка результатов изучения курса

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться как в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, оценки за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., так и с использованием инновационных методов аттестации: ответы на контрольные вопросы, реферат, творческая работа, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме.

Квалификационные требования к преподавателю учебного курса «Духовно-нравственная культура»

Преподавать данный учебный курс может специалист, имеющий либо педагогическое образование и окончивший курсы повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры», либо теологическое или богословское образование.

Раздел 1.

Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, —

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

В. Шеффнер, «Слова»

Нравственная культура. Интеллигентность. Мораль и этикет

Понятие нравственной культуры общения относится собственно к его первому виду, в котором имеет место непосредственное обращение к морали, и которое определяется только ее категориями. Гуманистическая этика общения отличается также доверием, доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Нравственная культура общения включает в себя ряд необходимых элементов:

постановку цели общения;

выбор партнера;

побудительные мотивы и настроения;

формы и способы общения;

конечные результаты и их оценку.

Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

Моральное общение — это выражение содержания и уровня духовного облика личности. Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю. Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Вопросы единства внутренней и внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериев весьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка в иерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоев личности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государства занимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую с сомнительной моральной продукцией. Культура нравственного общения, взятая в единстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способом социального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности и общества.

Интеллигентность — Склонность к мыслительным занятиям, осмыслению социальных процессов, способность рассматривать вещи объективно, абстрагируясь от себя и своих потребностей. «Интеллигентность» происходит от латинского intellegentia — представление, понятие, смысл. Изначально словом «интеллигенция» обозначали круг людей, которые занимались мыслительной деятельностью, стремились понимать происходящие в обществе и вообще в жизни процессы. Потом в силу некоторого вырождения термина интеллигенцией стали называть людей, которые занимались не физическим, а умственным трудом, то есть произошла привязка к профессиональной деятельности (как будто сложно себе представить кузнеца или водителя, пытающегося рассуждать об общественных процессах, или же писаря или бухгалтера, не интересующегося абстрактными вопросами).

Этикемт (от фр. йtiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила (культура) поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Основные правила этикета: вежливость, ее оттенки, тактичность, точность

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические ,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, неналагая на себя определенных ограничений.

Этикет — слово французского происхождения ,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней . В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально- политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения , обусловленные общественным строем страны ,спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

  • -придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
  • -дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;
  • -воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
  • -общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным ,становиться общепринятым , и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места ,времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах ,быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета ,в отличие от норм морали являются условными ,они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым ,а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека ,его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов ,способствует достижению взаимопонимания ,создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить ,что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях ,но и дома. Подлинная вежливость ,в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок ,ни словом , ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению ,встречаются люди с двойным стандартом поведения : один — на людях, другой — дома. На работе ,со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны.

Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях ,переговорах.

Итак этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали ,выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.

Урок 40. Этическая основа культуры 29.10.2013 7977 0

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это — результат воспитания.

Сюнь-цзы

Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать умение самостоятельно получать, систематизировать, анализировать информацию из различных источников; воспитывать духовность, сознательное стремление к самосовершенствованию.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

План

1. Этическая основа культуры.

2. Ценности как стержень культуры.

1. Этическая основа культуры

Учитель объясняет, что этической основой культуры являются мораль, этика, нравственность. Объяснение материала можно построить в форме беседы, по ходу которой учащиеся делают записи в тетрадях.

1. Сравнение права и морали, соотношение норм права и обычаев, религиозных и корпоративных норм рассматриваются с точки зрения их сходства, различия и взаимодействия.

2. Сходство права и морали:

• нормативность;

• универсальность;

• общность.

3. Различия:

• по происхождению;

• по форме выражения;

• по степени детализации;

• по способу охраны от нарушений.

4. Взаимодействие:

• при создании норм права учитываются и нормы морали;

• они одновременно реализуются;

• нормы морали играют большую роль в индивидуализации наказания;

• нарушение норм права вызывает осуждение и с точки зрения морали.

5. Соотношение норм права и обычаев:

• сходство — они регулируют определенный круг общественных отношений и поведения людей;

• различие — право регулирует значительно большую часть общественных отношений;

• взаимодействие — положительные обычаи могут быть даже источником права (обычное право), противоречащие законам обычаи квалифицируются как правонарушения.

6. Соотношение права и религиозных норм:

• сходство — нормативность, универсальность, общность;

• различие связано со светским характером государства, свободой совести, сужена сфера действия религиозных норм;

• взаимодействие — право устанавливает границы действия религиозных норм, значительно влияние религии в странах мусульманского Востока, где религия является государственной религией.

7. Соотношение права и корпоративных норм:

• сходство — правила поведения закреплены в специальных актах;

• различия — нормы права устанавливаются и охраняются государством, корпоративные нормы принимаются общественными организациями и обеспечиваются силой общественного мнения, нормы права первичны;

• корпоративные нормы регулируют общие вопросы деятельности соответствующих общественных организаций.

2. Ценности как стержень культуры

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 98-99 (Кравченко)) и отвечают на вопросы.

— Что такое ценности?

— Какие ценности выделяет наука?

Организуется дискуссия: «Свобода — это есть осознанная необходимость».

Подводя итоги дискуссии, учитель обязан подчеркнуть, что абсолютной свободы нет. Свобода имеет смысл только для людей, которые умеют делать выбор между «хочу» и «можно» и отвечать за него. В заключение учитель сообщает учащимся золотое правило нравственности: всегда относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

III. Закрепление изученного материала

— Перечислите виды культуры и приведите соответствующие примеры.

— Чем отличается материальная культура от духовной?

— Что общего между материальной и духовной культурой?

— Какие противоречия можно выделить в развитии культуры?

— Какие ценности являются стержнем культуры?

— В чем заключается гуманистическая направленность культуры?

— Что является этической основой культуры?

(Для закрепления материала проводится терминологический диктант.

Культура, материальная культура, духовная культура, ценности, фундаментальные ценности, мораль, этика, нравственность.

Можно предложить учащимся фронтальную работу с текстом.)

1. Прочитайте текст и определите его главные идеи.

2. Какие ценности являются жизненно важными для человека в трагических обстоятельствах?

Я видел столько страшного, что теперь не боюсь уже ничего (Соловецкие страницы академика Д.С. Лихачева).

То, что печатается в этой книге, не принадлежит только прошлому, хотя и написано в цветущей молодости, которую я провел в трудовом исправительном лагере на Соловках. Научная работа, которую, как оказалось, можно вести даже на нарах «общих работ» в Соловецком лагере, поддерживала меня всю жизнь. Думаю, что публикуемые работы представляют интерес и для читателей: во всяком случае, своим подходом и обобщениями. Смею надеяться, что работы мои в каком-то отношении оригинальны и дадут пищу для размышлений. Эту книгу посвящаю моим друзьям, погибшим на Соловках, в эпоху репрессий и блокады Ленинграда.

Таким предисловием открывает академик Дмитрий Сергеевич Лихачев свою новую книгу. Впрочем, «новую» лишь условно, лишь в том смысле, что составляющие ее произведения впервые собраны под одной обложкой. А иные и вовсе печатаются впервые. (Речь идет о книге: Дмитрий Лихачев. Статьи ранних лет. — Тверь: Тверское отделение культуры, 1993.)

Без сомнения, эта книга будет стоять особняком в творчестве известного ученого и писателя. Те, кто читал другие его работы, слышал его выступления по телевидению, его безупречную, интеллигентную русскую речь, едва могли представить себе в его устах такие, например, слова, как «фраер», «шпалер», «кнацер», «форсы», «хурдачить», «блатыканный», и другие элементы воровской речи прошлых лет. Или такую, например, фразу: «За кого ж ты меня, курва, кнацаешь?» Едва ли можно было предполагать, что он знает толк в картежных играх тогдашней шпаны, даже в методике шулерского плутовства: «Если колода новая, рубашку карты, которую подрезают, натирают до блеска, и при подрезке, когда колода снимается, на рубашке получается смутное отражение нижней карты…» «Я следил за игрой в карты и изучал эту игру, — вспоминает ученый. — Сам я никогда не играл…». Его первая опубликованная научная статья так и называлась: «Картежные игры уголовников». И была написана в Соловецком лагере особого назначения.

Для настоящего ученого, исследователя по призванию, а не по должности любой жизненный материал становится материалом изучения -была бы к тому хоть малейшая возможность. Недаром, кстати, тюрьма на воровском языке называлась, оказывается, «академией». Упоминается в книге и еще одна «академия» — «Космическая Академия наук», невинный, в сущности, студенческий кружок, за участие в котором юный филолог был в 1928 г. арестован и получил срок. Еще бы: там, на заседании этого кружка, он сделал полушуточный доклад о преимуществах старой орфографии с «ятем» и «фитой» перед новой «сатанинской».

Позднее ученый «примирился» с новой орфографией, по ее правилам написаны все его труды, принесшие ему мировую известность, но тот давний доклад печатается в книге «Статьи ранних лет» так, как он был когда-то написан — по-старому, являя собой образец блестящей и утонченной игры изощренного интеллекта.

И совершенно по-особому читается эта юношеская статья в соседстве с подлинными «Соловецкими записями» (1928-1930) и более поздним, созданным уже по памяти очерком «Соловки. Записки». То и другое — предельно лаконично, даже суховато. И выше всякого предела насыщено уникальным жизненным материалом. Один за другим проходят перед читателем соловчане. «Замечательный молодой философ» Бардыгин (купеческий сын, потому, видимо, и «загремевший» на Соловки), Александр Иванович Мельников, делопроизводитель адмчасти, бывший флаг-офицер Керенского. Мулла — кабардинец, трогательно друживший с православным священником отцом Александром. Китайский врач-травник, «самый знаменитый человек Сибири», по утверждению «знающих людей». Бородатый кладовщик-толстовец. «Авантюрист и сумасшедший» Комчебек-Возяцкий, первая часть двойной фамилии которого звучит как одна из модных в то время бюрократических аббревиатур. Безымянный «санитар-эстонец в шляпе»… Это лишь несколько далеко не главных фигур из тогдашнего Соловецкого Вавилона, где русский мат и воровское арго мешались с английской, французской и латинской речью «гигантского муравейника», где плотность «населения» была больше, чем в Бельгии, — «между зданиями трудно было даже протолкаться». Потрясающие детали быта — если это можно назвать бытом: «Под нарами жили «вшивки”, подростки, проигравшие с себя всю одежду. Они переходили на «нелегальное положение” -не выходили на поверки, не получали еду, жили под нарами, чтобы их, голых, не выгоняли на мороз, на физическую работу. Об их существовании знали. Просто вымаривали, не давая ни пайков хлеба, ни супа, ни каши. Жили, пока жили! А потом, мертвыми, их выносили, складывали в ящик и везли на кладбище».

Соловки тех лет были фантастическим, чудовищным конгломератом из несовместимых, казалось бы, компонентов. Наряду с «клетушкой под старой колокольней, где расстреливали поодиночке», существовал театр, выходил журнал, работал криминологический кабинет, где велись серьезные исследования. Позднее, когда СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) знаменательно превратился в СТОН (слово «лагерь» было заменено словом «тюрьма»), от этих игр мало что осталось.

«Из всей этой передряги, — пишет Д.С. Лихачев, — я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием. То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного породили во мне какое-то очень глубоко залегшее спокойствие и душевное здоровье. Я не приносил зла, не одобрял зла, сумел выработать в себе жизненную наблюдательность и даже смог незаметно вести научную работу. Может быть, именно это научное стремление наблюдать помогло мне выжить…»

Вывод, может быть, отчасти неожиданный. Можно ли вынести «спокойствие и душевное здоровье» из кругов ада? Но можно не сомневаться: именно так оно и было. Все становится на свои места, если слово «спокойствие» заменить другим, которое автор по скромности и воспитанности своей не мог применить к себе, — словом «бесстрашие». «Я видел столько страшного, что теперь уже не боюсь ничего» — такова формула этого спокойствия. А «душевное здоровье» можно перевести еще проще: чистая совесть.

Домашнее задание

1. § 12 (Кравченко).

2. С. 363-367 (Боголюбов).

Дополнительный материал

Понятие «культура»

Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений культуры…

Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, техника, жилища и т. п.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

В учебных целях можно использовать следующее определение: культура (от лат. возделывание, воспитание, развитие, почитание) -совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний.

Слово «культура» восходит к латинскому colere — culture, что означает возделывание, обработка почвы, первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии в V в. до н. э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование («культура как воздействие на человеческий ум», «культура ума есть философия»). Культура дополняет человеческую природу, она формирует человека как воспитанного и образованного.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он первым применил слово «cultura» в ином, т. е. переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же cultura стала противостоять другому латинскому понятию «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, надприрод-ное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. С другой стороны, расширительное толкование понятия «культура» может привести к его отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием — «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, позднее перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, это перестало быть фактом культуры.

Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты:

• генетический;

• гносеологический;

• аксеологический;

• гуманистический;

• нормативный;

• социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве измерения общества.

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой — выступают как специфический объект освоения.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многообразии его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это тоже культура.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Таким образом, культура — это ядро, основа, «душа» общества.

Культура — это материальные и духовные ценности человека:

• способ жизнедеятельности людей;

• их отношения между собой;

• своеобразие жизни наций и народов;

• уровень развития общества;

• накапливаемая в истории общества информация;

• совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

• религия, мифология, наука, искусство, политика;

• особая знаковая система и т. д.

Ценности культуры

Ценности занимают важное место в содержании культуры. В XIX в. возникает особая философская дисциплина о ценностях -аксиология.

Существуют различные подходы к пониманию ценностей.

Ценность — это зафиксированная в сознании человека характеристика его отношения к субъекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи). Но сама ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования — ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете. Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность. Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно-денежной форме выразить радость, вдохновение, творчество и т. п. Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная вещь — не иметь ценности.

В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Это может быть выстраивание иерархической последовательности — от низших (чувственных) к высшим (святым). Это может быть разделение ценностей на духовные, социальные, экономические, материальные.

На основе господствующих в культуре ценностей образуется система ценностных ориентаций личности данного общества. Каждый индивид упорядочивает эти ценностные ориентации по-своему. Как ценностные ориентации выступают семья, материальные блага, успешная карьера и т. п. У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности. Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом, поэтому человек практически всегда находится перед альтернативным выбором ценностей.

Культура и личность Согласно представлениям А. Кардинера личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни. Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность человека, на всю его жизнь. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения…

Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях:

• как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального образования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., что прямо или опосредованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания, и постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека;

• как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе;

• как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования (собственной оценки) может быть квалифицировано как акт творчества;

• как транслятор культуры, ибо, воспроизводя какие-либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Законы развития культуры

Законы развития культуры, которые определяет и научно анализирует культурология, — это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой сфере общества. По мнению ряда авторитетных ученых, это следующие законы.

1. Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью.

2. Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим.. . Культура — это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т. д. Преемственность — основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

3. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура — это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — одни уходят, на смену им приходят другие — так появляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, т. е. предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Поэтому мы можем сказать так:

1) прерывность носит относительный характер;

2) непрерывность — абсолютный, она ведущий элемент.

Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.

4. Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Взаимосвязь, сотрудничество различных культур — важнейшая объективная закономерность. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-своему выражала собственное понимание мира, его освоение (мировидение). Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса.

Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *