Потребность в общении

Потребность в общении

Виды потребностей в общении

Коммуникативные действия человека могут быть вызва­ны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради сни­жения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже со­всем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряже­ния происходит аффективно, может сформироваться навяз­чивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы погово­рить.

Аффилиация — собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высо­кой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не мо­гут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривает­ся как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становит­ся потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его досто­инств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредст­вом интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлече­ния внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие фундаменталь­ные потребности, то в таких «интересных рассказчиках» бы­стро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно, ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необыч­ности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склон­ными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании — это стремление оказыва­ет активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потреб­ность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия ре­шения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и пове­дение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором — непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом прояв­ляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в те­чение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеко­любие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необхо­димо стремиться быть альтруистом. В его общении эта моти­вация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно, как его нежелание пойти на кон­такт или более того — как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

  1. Типология общения

Для наиболее полной характеристики общения рассмот­рим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное — это общение прямое, без посредни­ков. Опосредованное общение — если оно обусловлено внеш­ними факторами — преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Мы живем в обществе, и каждый из нас выполняет мно­жество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т. д.

Общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необхо­димости. Вместо знаний о личности собеседника в этом слу­чае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предпола­гает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему про­ездной билет, а в случае его отсутствия — оплатит штраф.

Таким образом, совершенно разные люди в сходных усло­виях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые об­ществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в та­ком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социа­льной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не сво­бодно от личностных отношений.

Например, в беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже су­ровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отодвигаются на задний план.

Вид общения, противоположный формальному, — обще­ние неформальное. Оно более наполнено личностным смыс­лом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформаль­ного общения — дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие чер­ты личности, например, как направленность на общение, до­верие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению лич­ностных, то есть неформальных отношений между партнера­ми. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контак­та, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями — эффективное средство к достижению неформального общения.

В рамках общей типологии различают также вербальное и невербальное общение. Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством переда­чи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

В зависимости от того, насколько ярко в общении прояв­ляются отношения, различают следующие его виды.

Социально-ориентированное общение. Общественные от­ношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, до­клад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.

Лектор, докладчик выступает как представитель общества и ре­шает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непо­средственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т. п.

То есть такое общение реализует общественные отноше­ния и имеет целью организовать социальное взаимодейст­вие.

Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь бо­лее четко обозначены отношения, обусловленные совмест­ной деятельностью.

Это общение, например, в процессе труда, обучения.

Цель такого общения — решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда — производст­венных задач, в сфере обучения — познавательных. Но непо­средственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная — организация коллективного взаимодей­ствия.

Личностно-ориентированное общение. Это общение од­ного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:

1) деловое, то есть направленное на совместную деятель­ность, по сути совпадающее с предметно-ориентирован­ным; 2) второй вариант — общение типа «выяснения отно­шений».

Общественные отношения здесь как бы отодвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят лич­ностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становит­ся ясно, что общественные отношения присутствуют в са­мых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.

Разумеется, границы между отдельными видами обще­ния условны, так как в реальности коммуникативные ситу­ации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.

Примером такого сложного, многопланового явления может служить общение преподавателя со студентами.

  1. Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе

Деловое общение — есть общение, имеющее цель вне себя и служащее способом ор­ганизации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодейст­вие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

В деловом общении предметом общения является дело.

Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект вы­ступает в качестве объекта.

Например, при жестко авторитарном стиле руководства отно­шение начальника к подчиненному выступает в основном как от­ношение субъекта к объекту.

В этом случае формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического соположе­ния управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишен свободы действия, что право принятия решения пре­доставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

  • партнер в деловом общении всегда выступает как лич­ность, значимая для субъекта;

  • общающихся людей отличает хорошее взаимопонима­ние в вопросах дела;

  • основная задача делового общения — продуктивное со­трудничество.

Основные формы делового общения:

  • деловая беседа;

  • деловые переговоры;

  • деловые совещания;

  • публичные выступления.

Заключение.

Список литературы.

Потребность в общении

Большая часть человечества ежедневно вступает в коммуникативные контакты с другими людьми. Потребность в общении возникает у каждого, кто-то может часами напролет беседовать, а кому-то достаточно всего пару раз в день. Людям всегда хочется общаться.

Рассмотрим, как формируется такая человеческая потребность и какая существует ее классификация.

Потребность человека в общении – одна из главных социогенных потребностей. Возникает она, когда накапливается опыт во взаимодействии с другими личностями. Ее основу составляет потребность эмоциональных контактов, их поиск и определенная техника удовлетворения данной потребности. Она проявляется в желании личности принадлежать к какой-то группе, стать ее членом, взаимодействовать с ней, помогать свою помощь и принимать от нее, если потребуется. Формирование потребности в общении происходит в стремлении участвовать с другими людьми в каких-либо совместных действиях. Она мотивирует, помогает поддержать и направляет любую деятельность каждого человека в направлении общения с другими людьми.

У детей общение как социальная потребность не является врожденным качеством, а формируется на фоне активной деятельности взрослых и, зачастую, проявляется к 2 месяцам. Подростки считают, что у них не только есть такая потребность, но и в связи с этим, они могут общаться сколько захотят. Бывают случаи, когда они проявляют знаки протеста взрослым, когда последние стремятся как-то ограничить их потребность в общении.

Если говорить о потребности взрослых людей к общению, то они общаются намного меньше, чем им хочется, часто погружаясь в негатив. Для понимания первоистоков формирования коммуникативных потребностей, рассмотрим виды потребностей в общении.

  1. Доминирование. Человек стремится оказывать какое-то влияние на интересы, поведение, ход мыслей другого человека.
  2. Престиж. Некоторые люди в общении стремятся увидеть признание их способностей, восхищение со стороны собеседника.
  3. Безопасность. Для снятия напряжения, чувства страха, люди начинают искать собеседника, порой даже в лице незнакомца.
  4. Индивидуальность. Потребность в общении для того, чтобы показать другим чего человек добился, насколько оригинальна его личность.
  5. Покровительство. Если у личности появляется желание проявлять заботу по отношению к другим, он стремится удовлетворить это желание в общении.
  6. Познание. Потребность в общении в случае, если собеседник стремится узнать что-то новое, то, о чем может рассказать ему его партнер.

Итак, потребность в общении есть у каждого человека, но некоторые не так ярко, как остальные ее проявляют. Стоит запомнить, ели человек стремится вам что-то рассказать, необходимо выслушать, давая ему выговориться.

В чем польза от общения с разными людьми?

Каждый человек формирует себе круг общения, в который должны входить люди, оказывающие положительное влияние, при этом нужно избегать тех, кто несет негатив и все отрицательное. Но на самом деле, общение с людьми делится на полезное и негативное только на определенном этапе развития коммуникативных способностей человека. В идеале он должен достигнуть уровня, когда сможет общаться со всеми без исключения. Например, человек с низким уровнем интеллектуального развития должен постоянно общаться с людьми более высокого статуса и стараться избегать собеседников своего уровня, иначе не будет происходить развития. Но получить пользу от общения с глупыми и слабыми людьми можно, но только человеку с высоким уровнем развития.

Суть общения с людьми, как бы это ни было странным – посмотреть на человека под разными углами, воспринимать все, что он вам говорит с пользой и перспективой для себя. Если вы ничего не можете добиться в жизни, прославились неудачником и вам кажется, что ничего никогда не измениться, то постарайтесь организовать общение с людьми успешными и богатыми, которые многого добились. Только тогда вам удастся достичь их уровня, в противном случае вы так и останетесь на своей ступени развития. Однако есть люди, которые преднамеренно общаются с людьми, которые слабее их. Выслушивая жалобы на жизнь, они понимают, что у них самих не все так плохо, ведь может быть и хуже. От таких разговоров развития не происходит, но человек испытывает моральное удовольствие, из такой беседы все-таки можно сделать некоторые выводы. Но к такому общению с людьми мы вернемся немного позже, а сейчас поговорим о тех, кто успешен в жизни и какую пользу от разговоров могут получить они.

Так же, как неудачник не получит никакой пользы от общения с себе подобными, так и состоявшийся богатый человек, который располагается на самом верху социальной пирамиды, не сможет получить что-то важное и полезное от контакта с людьми своего уровня. Но, если, те, кто не устроен в жизни, должен искать возможности попасть в более высокий круг общения, то, что же делать тем, кто достиг высот и развиваться дальше некуда?

Высшее общество

У них есть только один вариант – общение с людьми, которые находятся в самом низу пирамиды, неудачниками. С одной стороны, может показаться, что пользы от общения с ними нет абсолютно никакой, ведь они могут только жаловаться на свою жизнь, рассказывать о проблемах и неприятностях, которые с ними происходят. Но с другой стороны, проблемы одних людей – это возможности для других. Проблемы не появляются на ровном месте и самостоятельно не исчезают, чтобы их решить, нужно сделать анализ ошибок, который намного проще осуществить, видя чужой пример. Общение с людьми разных уровней помогает увидеть ситуации, в которых вы были или могли бы побывать, посмотреть со стороны, к чему это может привести или рассказать человеку, основываясь на собственном опыте, что дальше может с ним произойти.

Если сделать вывод из предыдущих размышлений, то станет понятно, что общение с людьми делиться на две категории. В одном случае, вам станет понятно, как необходимо поступать, чтобы развиваться и совершенствоваться, а в другом – какого поведения стоит избегать, чтобы не наделать ошибок и не изменить свою жизнь в худшую сторону. Из этих общих понятий становится ясно, что человек, находящийся наверху социальной пирамиды, должен общаться с неудачниками, чтобы увидеть те вещи, о которых он давно забыл или даже не имел представления. Например, люди с завышенной самооценкой со временем перестают чувствовать, что им угрожает опасность, ведь они полностью уверены в своих силах. Богатые люди, которые долго находятся в комфортных и «тепличных» условиях, многое забывают о реальной жизни, а иногда даже не понимает, что ведут себя неправильно.

Общение с бомжом помогает понять, каких ошибок не стоит допускать, чтобы не оказаться на месте собеседника, но это же помогает и проанализировать свою жизнь и увидеть, что может привести к быстрому падению и трагедиям. Общение с людьми, которые находятся в самом низу социальной пирамиды, дает возможность вспомнить о животном нюхе, которые позволяет выжить в сложных условиях. С улучшением жизни этот нюх притупляется, а у богатых иногда и вообще отсутствует, ведь выживать и улучшать качество жизнь – два принципиально разных понятия. Если богатый человек начнет общение с людьми, которые живут в нищете, для которых каждый день – сложная борьба за существование, он сможет разбудить в себе инстинкт самосохранения, сделать все, чтобы не попасть в такую же ситуацию, вспомнить о своих природных чувствах. Это сделает успешного человека еще сильнее, даст ему преимущество перед остальными, ведь они, скорее всего, тоже забыли о своих природных инстинктах.

Но, чтобы понимать людей, которые располагаются ниже вас в социальной пирамиде и рисуют свое существование в мрачных красках, вам нужно увидеть жизнь под разными углами и с разной высоты. Если вы еще не успели этого сделать, то общение с такими людьми вряд ли принесет вам пользу. Вы просто не сможете объективно оценивать тех, кто ниже вас, а в некоторые случаях вы даже будете их ненавидеть.

Но не всегда человек может поставить себя на место другого, а нередко он просто не хочет этого делать. Например, один психолог на тему общения с людьми, вспомнил, как к нему обратился один богатый человек. Он был губернатором, дети занимались бизнесом, жизнь складывалась удачно, но его не покидало постоянное чувство тревоги и беспокойства. Он не чувствовал себя слишком богатым и властным, его постоянно отягощали мысли, что есть люди, которые обладают большей властью. Он стремился заполучить как можно больше денег, считая, что именно они обеспечивают ему безопасность. Но, когда его амбиции чуть не стоили ему жизни, он решил обратиться к профессионалу. Психолог начал с ним общаться с позиции человека, у которого ничего нет. Это помогло его пациенту оценить, насколько прекрасное у него положение, и как важно его ценить.

Общение с людьми поможет вам только в том случае, если вы сможете услышать собеседника, иначе диалог будет бесполезным. Делайте выводы только после разговора с человеком, а не перед ним. Если вы уже заранее подумали, что скажет вам собеседник, то вряд ли сможете уловить тот ценный опыт, который необходим для вашей собственной жизни.

Если вы хотите разобраться в психологии человека, и с ее помощью делать полезные для себя выводы, то вам необходимо общение с людьми разных социальных статусах. Вам нужно анализировать их поведение, мысли, отношение к себе и другим людям. Но не думайте, что вы сразу же сможете использовать опыт других людей для улучшения собственной жизни. Вам понадобится немало времени, чтобы научиться разбираться в людях, выносить из разговора только главное и применять это для себя.

Каждый новый собеседник – это личность со своей судьбой, к него свой, непохожий на другой, жизненный опыт, он его сам копил в течение долгого времени. У вас своя жизнь, она точно не будет такой же, как у вашего собеседника, но общение с людьми помогает нам узнавать как можно больше об успехах и неудачах, падениях и взлетах. Чем больше мы общаемся с разными людьми, тем лучше для нас. Главное – не забывать делать выводы. На какой бы ступени социального развития вы не находились, польза от общения будет, единственная разница – какую пользу вы сможете извлечь.

Если вы еще не состоялись в жизни, нет хорошей работы, семьи и стабильного положения, то пока не начинайте общение с людьми, которые слабее и несчастнее вас, от этого не будет никакой пользы, а их темные и мрачные мысли, наоборот, только ухудшат ваше положение и даже могут привести в уныние. Вам лучше тянуться и стараться общаться только с теми, кто выше и сильнее вас, только тогда вы будете стремиться к лучшей жизни, используя чужой опыт.

Общение с людьми, у которых социальный статус выше вашего, — это уже приближение к новому этапу жизни. Если вы не можете полностью отказаться от общения с людьми вашего круга, которые имеют те же проблемы, то постарайтесь сделать так, чтобы разговоров с успешными людьми было в несколько раз больше. Через некоторое время вы сами заметите, что вас окружают только сильные и успешные собеседники. Но помните, что всем верить нельзя, собеседники разных социальных статусов не всегда говорят, некоторым свойственно что-то недоговаривать, а другие откровенно врут. Анализируйте разговоры, первое время это может не совсем получаться, но при желании вы научитесь пользоваться полезной информацией. А доверие и обман – это уже совсем другая тема.

Максим Чернов

Поделиться с друзьями

Жизнь фрилансера: к чему приводит недостаток общения

Социофобия в моде. Работать дома, отдыхать дома, заниматься спортом дома, любить дома – все чаще мы банально не находим причин, чтобы подставлять голову мокрому декабрьскому снегу.

Уединение затягивает. Первый месяц такой жизни мы обливаем счастливыми слезами клавиатуру ноутбука и скупаем весь ассортимент бомбочек для ванн в ближайшем супермаркете. Звоним маме, хрипло хвастаемся в трубку: «Представляешь, сегодня опять проснулась в без четверти двенадцать!». Пересматриваем все фильмы с Биллом Мюрреем, перечитываем всего Булгакова, переготавливаем всю Джулию Чайлд.

Нам хорошо без людей. Мы лениво поглядываем на них из окна пятиэтажки: как они сонно роняют ключи от домофона в грязные сугробы, как пытаются натянуть капюшоны, не испортив прически, как всматриваются в номера залепленных в снег маршруток. Бедные-бедные люди, как же вас много, как же вам трудно.

Но самое интересное начинается потом: когда ликвидируется первый слой хронического недосыпа и проходит синдром затянувшихся выходных. Woman.ua рассказывает, к чему нужно быть готовой, изолировавшись от социума в четырех стенах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *