Причина конфликта

Причина конфликта

Почему возникают конфликты между людьми?

Существует, всего 4 основных, глобальных причин возникновения конфликтов между людьми, из-за которых, постоянно появляться ссоры, и другие неприятные ситуации. Все причины, ярко выражают неизбежность появления конфликтных ситуаций (в конце статьи, мы расскажем как их правильно разрешать).

Неверная оценка окружающей действительности

В каком бы месте, в какой бы ситуации мы не побывали, человек всегда оценивает происходящие с ним события, и реагирует на них, исходя из собственного мироощущения, мировоззрения своего. Поэтому, столь популярны конфликты между людьми, ведь каждый «гнет» свою линию, руководствуясь только своим «Я».

Многие, заблуждаясь, ставят свои приоритеты, идеалы, на первое место, забывая о мнении другого человека, и заставляя, в конечном счете, делать вещи, поступки, активные действия, в чем либо, все, так как было задумано именно им, не считаясь, ни с мнением, ни с положением остальных людей, которые его окружают.

Есть известная фраза, «сколько людей, столько и мнений», она явным образом отражает всю сущность, всю индивидуальность человека, которая говорит нам всем, что любой человек имеет права на свое мнение, на свои собственные взгляды и убеждения, однако, для очень многих, на этом все и заканчивается, забывая, о том, что вместе с «правами», есть еще и «обязанности», так как все мы рождены и выросли в социуме, поэтому обязаны думать, не только о своих потребностях и нуждах, и делать все, так как нам хочется, но и считаться с мнением, как с окружающими, так и с каждым человеком лично, конечно, если мы находимся в среде, где необходимо решать вопросы сообща.

Конфликтные ситуации на работе

Отсутствие взаимопонимания между людьми

Наш мозг уникален, также как папиллярные узоры на пальцах рук и ног у людей. Все рождаются с неодинаковыми способностями, кто-то лучше рисует или шьет, кому-то передались спортивные гены от родителей, ну а кому-то очень повезло, достался гениальный мозг. Так или иначе, все это различает нас по способностям, но не характеризует человека, как личность. Поэтому, никакие способности от рождения или приобретенные, не заменят человеческого отношения к людям.

Очень, многое зависит, не от того, каким человек стал, а как он им стал, как он добился всеобщего уважения, денег, славы. Так мы плавно подошли, к пониманию, что человек, это социальная машина, которая может вести себя по разному, в разных ситуациях, для достижения определенной цели.

Отсутствие взаимопонимания в семейных отношениях

Отсутствие взаимопонимания, между людьми связанно, прежде всего, абсолютно с иной точкой зрения на мир. Люди, которые казалось бы не знакомы вообще, приходят к общему мнению, за считанные секунды, а все потому что их взгляды на очень многие вещи совпадают, яркий тому пример, мгновенная договоренность между преступниками, о том, что стоит украсть телефон, который лежит без присмотра, — воры моментально приходят к общему мнению, что надо украсть, в свою очередь добропорядочный гражданин, никогда не пойдет на кражу телефону, соответственно, находясь на месте второго вора, он никогда не согласиться с первым, что надо украсть.

Возьмем другой пример, где взаимопонимания перекликается с эффектом действия «толпы», — армия, наличие «дедовщины», всегда была и будет, старослужащие, как унижали, так и унижают вновь принятых новобранцев, и вот представьте себе, как очередного «духа», отправляют за пачкой сигарет «деды» в армии, быть может среди «дедов», кто-то глубоко внутри себя и считает, что так поступать с человеком нельзя, нельзя делать его «рабом», однако вся толпа в один голос отправляет «духа» за сигаретами, и человек, заглушает свой внутренний голос «справедливости», и также начинает заставлять «духа» бегать за сигаретами. В данном примере про армию, явно показано как, толпа очень быстро приходит к общему взаимопониманию для достижения общей цели, не взирая на мнение новобранца.

Эффект действия толпы

Конфликт и доминирование

Доминирование, это древнейший животный инстинкт, который присутствует в любом человеке. В обществе главный доминант, это некий заводила в толпе, который диктует всем как поступать, как вести себя, а те в свою очередь начинают вести именно так, как хочет доминант.

В семейных отношениях, борьба за доминирование это привычное дело, которая зачастую ставит под угрозу брак, дальнейшее продолжение отношений, приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Животный инстинкт быть первым, быть лучшим, быть самым сильным, делать, то, что считаешь лучшим для себя, диктовать условия другим, как и по каким правилам жить, ценнейший механизм для выживания, но лишь в условиях дикой среды, а мы живем в социуме, поэтому необходимо всегда считаться, и приостанавливать своих «коней», чтобы не усугублять отношения с окружающими вокруг.

Конфликт и доминирование

Разные взгляды на жизнь

В раннем, детском возрасте, активно формируются мозговые связи, ребенок «впитывает» всю ту информацию, которая крутиться вокруг него, делает для себя определенные выводы, постепенно формируя себя как личность, поэтому, на ранних стадиях развития малыша, так очень важно родителям следить за компанией, в которой общается его чадо. Такой активный, познавательный рост продолжается для ребенка не вечно, заканчивается он примерно к 12-13 годам, и начинается вторая стадия, подростковый период, или стадия идентификация себя как личности, и тут уже начинает появляться собственное мнение, взгляды на окружающие события, поэтому, если вначале развития малыша, вы «упустили» воспитание, то в дальнейшем очень сложно будет исправить, наставить подростка на правильный путь развития, если он сам не осознает его.

Ну и конечная, первоначальная стадия развития человека заканчивается примерно к 17 годам, когда практически невозможно, в чем либо переубедить, если молодой (-ая) юноша (девушка), не согласен (-на) с вашим мнением, без привлечения психолога, психиатра, невролога, и прочее, конечно, и с этим фактом можно поспорить, потому что любое убеждение, которым владеет человек, можно «вытащить» из багажа знаний, и подменить другим, но это уже совсем другая статья.

Так мы подошли постепенно, к возрасту, когда уже сформированы окончательно взгляды на жизнь, то есть возраст, в котором активно необходимо взаимодействовать с окружающими, вступать в семейные/трудовые отношения, возраст при котором активно начинают развиваться конфликты, при разных взглядах на окружающий мир действительности.

Разные взгляды людей, на окружающий мир действительности

Для кого-то норма пьянство периодическое, никотин, равнодушие к нищим и животным, обманы людей, измена, и прочая грязь, которая отравляет душу и тело человека. И вот представьте, человека, которому необходимо взаимодействовать, на работе, в автобусе, метро, школе, другом общественном месте, решая общие вопросы, начиная от уступать бабушке, место в автобусе, заканчивая, кто пойдет крутить первым «гайку» на заводе, понятное дело, такие люди, никогда не будут друзьями, и при первой же возможности будут стараться избегать друг друга, а все, потому что они абсолютно разные, ценности у них разные, и жизнь, которую они прожили, совершая различные поступки, она тоже будет абсолютно разной.

Но жизнь, не предсказуемая вещь, никогда не знаешь, что будет завтра, она может свести абсолютно разных людей вместе, и заставить решать обоюдно вопросы, и, конечно же, у таких людей, очень много возникнет конфликтных ситуаций при решении общих проблем, поэтому так важно, научиться правильно, взаимодействовать друг с другом, избегая конфликты, споры и драки.

Как разрешить конфликт между людьми

Грамотное решение конфликтных ситуаций в семье, на работе, на различных массовых мероприятиях, становиться первостепенной задачей, не только сотрудников правоохранительных органов, но и работодателей и родителей.

Без понимания причин возникновения конфликтных ситуаций, невозможно адекватно реагировать и решать сложные споры, которые возникают между людьми. Поэтому, если вы что-то не осознали из прочитанного выше, рекомендуем вам повторно перечитать материал выше (причины возникновения конфликтов).

Разрешить конфликты грамотно, значит прийти к общему знаменателю без потерь, иными словами, решение конфликтов выражаться в следующем:

  • найти компромисс
  • прийти к общему мнению
  • уступить другому
  • понять противоборствующую сторону

Эти те, четыре варианта решения конфликтов, которые здравым образом отображают сущность разрешения конфликтных ситуаций. Поговорим о каждом варианте немного поподробнее.

Решение конфликтов на рабочем месте

Как найти компромисс в отношениях?

Найти компромисс, значит прийти к таким условиям, которые бы устраивали, как первую, так и вторую сторону. Очень актуально, как при решении проблем в бизнесе, так и в отношениях с противоположным полом.

Ваша задача, не ущемляя своих интересов, пойти на условия, которые бы были выгодны обеим сторонам. Сделать это не сложно, при возникновении какой-либо проблемы, взвести все «за» и «против», определитесь, что для вас наиболее важнее, сохранить брак или быть разведенным (-ой), платить охраннику или быть ограбленным в ночное время, и так далее, расставьте для себя приоритеты, и тогда вы будите смотреть более ясно и трезво, на то, как найти компромиссное решение.

Компромисс в решении конфликтов

Как прийти к общему мнению?

Найти общее мнение, задача не из лёгких, когда возникают серьезные споры в отношении чего либо, в этот момент главное проявление выдержки, не подаваться эмоциям, которые зачастую являются виновниками всех наших бед.

Грамотное изложение материала, мысли своей зачастую помогает решить конфликт. Очень часто, собеседник не понимает о чем речь, точнее, понимает, но совсем не то, что вы подразумевали, это актуально при решении семейно-бытовых проблем.

Еще один хороший совет, который помогает людям найти общее мнение, решение, при конфликтной ситуации, это диалог за круглым столом. Если вы не можете со своей половинкой договориться на улице, придите домой, в спокойной обстановке обсудите интересующие вас вопросы, без «лишних ушей».

Как прийти к общему мнению при решении конфликтов

Как научиться уступать друг другу

Уступить друг другу просто необходимо, если дело касается семейных отношений, без понимания этой важной вещи, ваш брак просто распадётся. Но не только в браке необходимо в нужное время/момент уступить для сохранения семьи, но еще в многих других ситуациях, начиная от бизнеса, заканчивая дракой.

Бизнес, подразумевает под собой взаимодействие с окружающими, конкурентами, партнерами, и для успешного его продолжения, необходимо научиться уступать, быть может, где-то в чем то ужаться, что бы в будущем ваше дело процветало. С опытом ведения бизнеса, приходит понимание, кому необходимо уступать.

Очень часто, уступки граничат с унижением собственного достоинства, особенно если ваша самооценка завышенная, поэтому, мудрый человек, должен знать эту грань, переход за которой, уже ничего общего с адекватным продолжением бизнеса/отношений/общения не имеет.

Ну а тем, кто еще не понимает где это грань, дадим вам простой совет, все должно быть справедливо: если бизнес, то 50% одному, 50% другому, семейные отношения: я в тебя вкладываю ровно столько, сколько ты в меня вкладываешь, а это значит что не только мужчина/женщина должен (-на) брать, но еще и отдавать в равной степени.

Как научится уступать друг другу в отношениях

При решении различных конфликтных ситуаций, которые могут закончиться дракой, побоями, чтобы не выглядит в собственных глазах трусом, необходимо, прежде всего, всегда оставаться в ясном уме и трезвой памяти, адекватно оценить обстановку, если ситуация крайняя, и нет возможности избежать применения огнестрельного/холодного оружия, то всегда бейте первым, старайтесь вывести из строя человека, в этом случае эмоциональная составляющая может спасти вам жизнь, во всех остальных случаях, которые не требуют жизненно важных решений, необходимо подумать, оценить ситуация и сделать соответствующий вывод, одна ошибка, может вас привести за решетку, помните это всегда, порой грамотный диалог помогает разрешить конфликт, однако если видите, что перед вами невменяемый, не адекватный человек, лучше ему уступить, жизнь это самое ценное что у нас есть.

Как научиться понимать других людей?

Научиться понимать другого человека, это высшее мастерство, которым владеет далеко не каждый. Однако понять, не значит простить или одобрить поступок, и наоборот, поэтому слово понять, оно многогранно, имеет под собой очень много философского подтекста, и поэтому понять другого бывает очень сложно, но если человек захочет он поймет, и для этого необходимо научиться бывать в «шкуре» другого.

Постарайтесь, представить себя на месте, того человека, которого вы хотите понять, и ответьте себе на вопросы, как бы вы поступили в данной ситуации?, смогли бы вы найти из нее выход?

Как найти взаимопонимания между людьми

Если вы уверенны в своих ответах, значит делайте соответствующие действия и поступки, например, измена, простить измену, не значит проявить сильное чувство характера, это наоборот, означает, что вы слабохарактерный человек, который боится остаться один. Поэтому, также как и с понятием «уступить другому», понятие «понять другого» не однозначно, и требует индивидуального подхода.

В споре рождается истина, помните всегда это, без конфликтов не существовало бы и общество, конфликты помогают, перейди к новому формату общения, перевести отношения на более высокий или низкий уровень, понять сущность другого человека, поэтому относитесь проще ко всему, и живите достойно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Причины и факторы возникновения конфликтов

Существуют четыре основные группы причин и факторов воз­никновения и развития конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личност­ные. Первые две группы являются объективными, а вторые две — субъективными.

Объективные и субъективные причины и факторы конфликта взаимодействуют между собой. На этом основании их нельзя раз­делять и противопоставлять друг другу. В конкретном конфликте всегда присутствует та или иная объективная причина, возникшая под действием субъективных факторов. Таким образом, большин­ство объективных причин имеют определенную степень субъектив­ности, а многие субъективные причины — объективную основу.

Объективные факторы возникновения конфликтов.К ним относятся:

1) естественное столкновение значимых материальных и ду­ховных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

2)слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

3)недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

4)образ жизни многих россиян (оче­видно, что бедный, неустроенный человек, которому не удалось реализовать себя и свой потенциал, более конфликтен по срав­нению с человеком, который более-менее успешно решил эти проблемы);

5)достаточно устойчивые стереотипы межличностных и меж­групповых отношений граждан России, СССР, Российской Фе­дерации, способствующие возникновению конфликтов. Эти сте­реотипы формировались достаточно долго и являются частью национального мышления и менталитета. Так, человек, родив­шийся и выросший в советское время, с детства впитывал в себя определенные стереотипы разрешения конфликтов — ведение непримиримой классовой борьбы, беспощадное уничтожение врага, нетерпимость к классовым противникам. Постоянная борьба с внешними врагами и внутренними «вредными элемен­тами» оказала определенное влияние на характер и особенности межличностного взаимодействия людей в целом;


6)серьезные нарушения экологии, что осо­бенно касается городов, где сильное влияние могут оказать такие факторы экологической нестабильности, как химически загряз­ненная вода, воздух, пища и т. п.;

7)отклонения от нормы в харак­теристиках электронных полей, которые могут быть вызваны по­вышенной солнечной активностью или применением техничес­ких устройств;

8)техногенные катастрофы;

9)стрессовые ситуации, в которых находится человек, что также особенно явно прослежи­вается в городах и мегаполисах, где ритм жизни сам по себе фор­мирует постоянное стрессовое состояние организма и психики.

Организационно-управленческие причины конфликтов.Эти причины имеют тесную связь с созданием и функциониро­ванием разного рода организаций, коллективов, групп и т. п. и по­тому имеют больший по сравнению с группой собственно объек­тивных факторов субъективный элемент.

Организационно-управленческие факторы конфликта можно разделить на четыре подгруппы:

1. Структурно-организационные причины.Основанием для возникновения этих причин является несоответствие структуры организации и требований и деятельности, которой данная орга­низация занимается. Негибкость руководства, которое не может приспособить созданную структуру к изменившимся тре­бованиям и обстоятельствам, и ведет к конфликтам.

2. Функционально-организационные причины.Эти причины ос­нованы на неоптимальных внешних и внутренних организаци­онных связях: связи организации и среды, между структурными элементами организации, а также между отдельными ее работ­никами. Так как любая организация — это часть более обширной системы, важно, чтобы внешние связи со средой имели макси­мально полное соответствие с теми задачами, которые она решает. Конфликт возникает тогда, когда эти связи нарушаются.

3. Личностно-функциональные причины.Эти причины основа­ны на неполном профессиональном, нравственном и ином соот­ветствии работника занимаемой должности и тем задачам, которые она предполагает. Конфликт может возникнуть как на вертикаль­ном уровне (с начальством, с собственными подчиненными), так и на горизонтальном (с коллегами).

4. Ситуативно-управленческие причины.Данная группа при­чин основана на ошибках, которые допускают в процессе реше­ния различных профессиональных и управленческих задач как подчиненные, так и руководители. Когда управленское решение неправильно, ошибочно, оно становится источником конфликта между тем, кто его принял, и теми, кто его должен исполнять. При этом невыполнение решения также выступает источником кон­фликта.

Социально-психологические причины конфликтов.К подобным причинам относятся:

1)возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия;

2)несбалансированное ролевое взаимодействие людей;

3)непонимание партнерами по общению того факта, что несовпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принципиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной проблеме с различных сторон;

4)различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга;

5)психологическая несовместимость.

6)напряженные межличностные отношения партнеров по общению. Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на основе предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт, в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает существующие взаимоотношения.

Личностные причины конфликтов.Являются психоло­гическими причинами. К ним относятся:

1) низкий уровень социально-психологической компетентности одного или обоих партнеров по общению. Под социально-пси­хологической некомпетентностью понимаются неподготовлен­ность человека к определенному поведению, неумение прочув­ствовать напряженные моменты, неумение выразить правильную реакцию на действия другого;

2)недостаточная психологическая устойчивость (толерант­ность) к отрицательному воздействию на психику стрессовых фак­торов социального взаимодействия;

3)плохо развитая способность к эмпатии, которая означает уме­ние понять эмоциональное состояние другого человека, сопережи­вать и сочувствовать ему;

4)неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие расхождения между ними.

5)тип темперамента. Относительно часто основой конфлик­тного взаимодействия является холерический темперамент, ко­торый отличается неустойчивой и подвижной нервной системой. Но также этот тип темперамента быстрее переходит на неконф­ликтный тип взаимодействия после соответствующей эмоцио­нальной разрядки;

6)акцентуации характера. Под акцентуацией характера по­нимается наличие нескольких ярко, чрезмерно выраженных черт характера, которые, являясь крайним вариантом нормы, грани­чат с психопатией.

2. Причины и последствия конфликтов

Межгрупповой конфликт – это противостояние двух или более групп в организации. Такое противостояние может иметь, во-первых, профессионально-производственную основу. Примерами данного конфликта могут служить конфликты между различными функциональными подразделениями – конструкторским отделом и отделами маркетинга и производственным; между руководителями разных уровней управления; между штабным и линейным руководством. Причины конфликта следующие:

1) различия в целях;

2) неверное распределение власти в организации;

3) разный уровень профессионализма;

4) плохие коммуникации.

Во-вторых межгрупповой конфликт может иметь социальную основу. Это конфликты между работодателями, собственниками, менеджерами, с одной стороны, и наемными работниками – с другой. Например, конфликт между администрацией и профсоюзом. Причины: разные позиции в организации, которые обусловливают различия в интересах, целях, властных полномочиях.

Третья основа межгруппового конфликта – эмоциональная. Примером может быть конфликт между так называемыми «лентяями» и «тружениками».

Итак, основными причинами конфликтов являются:

1) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

2) взаимозависимость заданий, неверное распределение полномочий и ответственности;

3) плохие коммуникации;

4) различия в целях, ценностях, манере поведения, методах работы;

5) психологическая несовместимость;

6) разный уровень образования, непрофессиональность;

7) низкий уровень исполнительской дисциплины;

8) несбывшиеся ожидания;

9) неодинаковый вклад в дело;

10) плохой морально-психологический климат в коллективе;

11) нарушение этических норм (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения);

12) нарушение трудового законодательства.

Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие на устранение причин конфликта или на коррекцию поведения участников. Методы управления и разрешения конфликтов делятся на три группы: внутриличностные; структурные и межличностные.

Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.

Структурные методы изменяют структуру заданий работникам или структуру организации. К структурным методам разрешения конфликтов относятся следующие.

1. Разъяснение требований к работе. Работники должны знать параметры и уровень ожидаемых от них результатов, систему полномочий, ответственности и взаимодействий с другими исполнителями и руководством, правила и процедуры, используемые для выполнения заданий.

2. Использование координационных и интеграционных механизмов, которые улучшают согласованность между подразделениями и отдельными людьми. К ним относятся иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации; принцип единоначалия, облегчающий использование иерархии для управления конфликтом; специальные службы, осуществляющие связь между функциональными подразделениями; общие для нескольких отделов совещания; межфункциональные и целевые группы; кураторы, которые в случае необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь разрешить спорные вопросы; слияния разных подразделений и наделение их общей задачей.

Например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала.

3. Постановка общеорганизационных целей. Их осуществление требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп, отделов, подразделений. Идея, которая заложена в эти высшие цели, – направить усилия всех участников на достижение общей цели. Такие цели на уровне фирмы формулируются как миссия, высшие ценности.

4. Использование системы вознаграждений для поощрения поведения, направленного на избежание негативных последствий конфликтов. В более широком понимании систему вознаграждений и стимулирования труда можно рассматривать как основу для предотвращения конфликтов. К таким формам стимулирования труда относятся следующие:

1) реконструкция процесса труда: расширение набора трудовых функций, создание привлекательных рабочих мест, интеллектуализация труда, создание социально-технических систем, работа на дому;

2) участие в принятии решений: участие в выработке производственной политики, расширение самостоятельности производственных подразделений и их работников в решении проблем, возникающих на рабочих местах;

3) развитие чувства сопричастности: участие в прибылях, участие в капитале предприятия;

4) гибкий рабочий день: подвижный график рабочего времени, неполная рабочая неделя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *