Психология девиантного поведения

Психология девиантного поведения

Варианты и причины отклоняющегося поведения

Отклонения в поведении могут проявлять люди разных возрастов. Однако у детей и подростков заметить склонности к девиантному поведению проще. Как правило, такие личности вызывают беспокойство, могут быть «трудными детьми». И за ними должен осуществляться контроль, с ними необходимо проводить соответствующую работу, чтоб предотвратить окончательное формирование девиаций.

Существует немало форм (видов), мотивов и подходов в рамках темы девиантного поведения. На основе них базируются причины, провоцирующие развитие отклонений. Непосредственно от мотивов, которые влияют на формирование негативных черт и толкают на «запрещенные» поступки, зависит выбор метода работы (коррекции) с девиантом.

Варианты взглядов (подходов)

Социальный взгляд. Рассмотрение девиантного поведения представляет собой сочетание поступков и действий, которые могут быть опасными для общества.

Гендерный подход. Под девиациями понимаются разного рода нарушения ролевого поведения и установок у личности. К ним также в ряде случаев относят психосексуальные девиации.

Психологический взгляд. Здесь отклонение от нормы понимается как конфликт внутри личности либо деградация личности. Также учитываются такие моменты как склонность к саморазрушению, сознательная блокировка личностного роста, отказ от саморазвития и самореализации.

Возрастной подход. Опирается на идею измененного поведения, не соответствующего возрасту человека. Оно может проявляться в поступках, увлечениях, выборе одежды и так далее.

Психиатрический взгляд. Любые формы психических отклонений могут быть восприняты как варианты девиантного поведения. Однако зачастую в рамках такого взгляда на проблему рассматривается состояние человека, которое еще не перешло в тяжелое психическое заболевание. В его основе могут лежать определенные особенности личности (начальные стадии психопатий), пограничные состояния психики.

Профессиональный подход. Отказ соответствовать прописанным правилам и нормам профессионального или корпоративного стиля.

Этнокультурный взгляд. Девиации рассматриваются в контексте традиций того или иного общества (сообщества, общины и прочее), с учетом национальных, расовых и иных особенностей.

Важно: рассматривая девиантное поведение среди молодежи, склонность к субкультурам, экстремальным увлечениям, пищевым пристрастиям и так далее также могут быть восприняты как система поступков, отклоняющихся от привычных стандартов.

Возможные виды и формы

Среди видов (типов) девиантного поведения выделяются следующие варианты:

  • деликвентное поведение; его основное отличие от общего понятия «девиантное поведение» заключается в том, что это сочетание поступков преступного характера, а также различные правонарушения (драки, мелкое воровство, мошенничество, проституция и так далее);
  • психопатологическое поведение (психические нарушения);
  • деструктивное поведение, характеризующееся негативными столкновениями интересов, конфликтами (в школе, семье, на работе);
  • патохарактерологическое поведение, базирующееся на психопатиях, искаженных ценностях, сверхценных идеях и увлечениях, а также здесь рассматриваются различные формы агрессии и саморазрушения;
  • аддиктивное (зависимое) поведение, подразумевает присутствие различных зависимостей как вариантов девиантного поведения (азартные и компьютерные игры, зависимости от психотропных веществ и ПАВ, фанатизм, секты и прочее).

К девиантному поведению могут относиться гиперспособности (сверходаренность) детей, а также нарушения с эстетической стороны. Под неэстетическим поведением понимаются нарушения речи, взгляда, движений.

Любые формы девиантного поведения берут свое начало из видов нарушения. К числу самых распространенных девиаций, особенно ярко выраженных у подростков, относят: зависимость от алкоголя и наркотиков, курение, расторможенность сексуального поведения, суицидальные наклонности и попытки суицида, агрессия, бродяжничество, воровство, использование нецензурных выражений, увлечения, доходящие до крайностей. Для последней формы характерна зависимость от увлечения (или объекта), вычурность, одержимость, отсутствие интереса к другим делам и заботам.

Причины

Основными причинами (мотивами) считаются три момента.

Личностное или социальное основание. Под ним подразумеваются имеющиеся у индивида, склонного к девиантному поведению, деформации личности (личностного развития). Относятся сюда также нарушения воли, установок, неправильные ценности (нравственные, духовные).

Девиантное поведение, возникающее на подобной основе, зачастую получает развитие ввиду неправильного воспитания, нарушенного внутрисемейного климата. Для детей и подростков, которые растут и развиваются в неполных семьях либо в окружении взрослых, демонстрирующих отклоняющее поведение, типичны попытки копировать поступки и действия родственников. Отсутствие в семье одного из родителей лишает ребенка возможности правильно формировать представление о взаимодействии с другим полом. Либо не дает возможности составить верное представление о том, какими должны быть семейные отношения.

Негативные методы воспитания, нарушенный семейный климат также способны подталкивать детей к мелким правонарушениям, зависимостям с целью «уйти» от реальности. В ряде случаев неправильный подход к ребенку может спровоцировать развитие нарушений пограничного характера. Люди с неврозами, депрессивными расстройствами, навязчивостями, страхами, которые пришли из детства, в большей степени склонны к саморазрушению и суицидальным попыткам. При этом такое поведение может проявиться непосредственно в подростковом возрасте, но восприняться как демонстративность и желание привлечь внимание.

Психологическое развитие. Оно может быть тесно связано с личностным развитием. Под психологическим уровнем понимается наличие выраженных акцентуаций и нарушений характера, которые могут привести к развитию психопатий или иных форм психических проблем.

Биологическое основание для девиантного поведения. Соматические (телесные, физиологические) заболевания, психосоматика, особенности проявления темперамента, врожденных свойств нервной системы оказывают влияние на формирование девиантного поведения. При деликвентном поведении фактором может быть выявленная минимальная мозговая дисфункция.

Проявления (симптомы)

К основным признакам, по которым можно определить девиантное поведение, относится непосредственная характеристика того или иного типа отклоняющихся от нормы действий и поступков.

Для деликвентного поведения характерно размытое представление о правовых порядках и нормах. Оно проявляется мелкими и крупными правонарушениями, сопровождается вспышками агрессии. Параллельно с этим могут существовать попытки протеста, выраженные в действиях, словах или увлечениях. На фоне подобного часто отмечается низкий социальный интеллект, присутствуют проблемы с адаптацией. Типичные симптомы – тяга к быстрому и легкому достижению удовольствия, отлынивание от учебы и низкая мотивация к работе.

Отдельным типичным моментом для деликвентного поведения у детей и подростков выступает болезненная зависимость от матери. При этом мать воспринимается как образец идеала даже в случае каких-либо негативных действий в адрес ребенка.

Аддиктивное поведение способно проявляться как самостоятельно, так и соседствовать с вышеуказанным типом девиантного поведения. Характеризуется оно болезненными зависимостями разного типа. При этом зависимости могут проявляться как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Зависимые люди зачастую крайне плохо переносят одиночество, легко поддаются стороннему влиянию, ранимы и испытывают чувство беспомощности.

Для психопатологического поведения типичны черты того или иного психического отклонения. Здесь могут фигурировать как основные признаки, так и «продукты болезни». Примеры «продуктов болезни»: бред, галлюцинации, иллюзии, сверхценные идеи.

Деструктивная форма девиантного поведения показывает себя с помощью агрессии, направленной внутрь себя или вовне. Для этой формы могут быть типичными как некоторые проявления деликвентного поведения (вандализм, насилие), так и разные формы зависимостей, а также суицидальные склонности.

Примеры деструктивного девиантного поведения также могут включать в себя чрезмерное увлечение пирсингом и шрамированием, нанесение сознательных увечий девиантом самому себе, пищевые нарушения, вымещение злобы на окружающих людях и животных, уничтожение чужого творчества.

Патохарактерологическое поведение проявляется нарушениями личностного развития, характера. Для него типичны психопатии и иные нарушения характера.

Кроме конкретных признаков девиантного поведения, актуальных для той или иной формы, можно условно выделить и общие моменты.

Возможные симптомы

  1. Сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, быстрая смена друзей и знакомых (отсутствие постоянства) или же наличие «плохих компаний».
  2. Проблемы с успеваемостью, невозможность доводить дела до конца, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности.
  3. Инфантильность. Низкий уровень контроля за хозяйственно-бытовой сферой жизни типичен для людей, у которых отмечается девиантное поведение.
  4. Склонности к страхам и фобиям, развитию невротических и депрессивных состояний.
  5. Проблемы с самооценкой. Присутствие комплексов. Может быть сильно выражена тревожность.
  6. Частые уходы из дома или попытки полностью отгородиться от контактов с другими людьми. В детском и подростковом возрасте регулярные конфликты в семье.
  7. Трудности в физическом или психическом развитии, которые могут отмечаться уже с раннего возраста.
  8. Психологические защиты и возможное импульсивное поведение.
  9. Нарушения сна, частые простудные заболевания, общая болезненность и склонность к психосоматическим реакциям.
  10. Высокий уровень агрессии, упрямства на фоне развивающегося девиантного поведения.
  11. Нетипичные увлечения, склонности, интересы. В том числе и в творчестве.

Положительными симптомами девиантное поведение характеризуется при одаренности, гиперспособностях. При этом такие индивиды могут особенно остро нуждаться в социально-психологическом патронаже. А при неблагоприятных условиях, созданных окружением, у одаренных детей способны развиваться невротические состояния, нарушения в психическом или физическом развитии, «комплекс жертвы».

Девиантное поведение у детей, молодежи или взрослых людей может проявляться как несколькими признаками, так и быть выражено отдельно взятыми ассоциальными поступками. Даже при малейшем подозрении и единожды случившимся отклоняющемся от нормы поступке должен осуществляться социальный контроль за такими личностями, необходимо проведение корректирующей работы. Это позволит предотвратить развитие девиантного поведения в дальнейшем.

Психотерапевтический подход

Скорректировать отклоняющееся от нормы поведение с помощью психотерапии вполне возможно. Психологическая работа в большинстве случаев проводится и с ближайшим окружением девианта.

Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации.

Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой.

Девиантное поведение детей либо взрослых даже на начальных этапах нуждается во внимании и оказании социально-психологического контроля, коррекции. Для соответствующих специалистов не составляет труда выявить ту или иную форму отклоняющегося поведения и подобрать действенные способы терапии. Зачастую справиться самостоятельно с возникающими изменениями человек, особенно ребенок или подросток, не в силах. Потому столь важно оказание поддержки со стороны друзей и семьи, осуществление работы со стороны психологов, психотерапевтов. Это позволит предотвратить развитие патологии и ухудшение уровня жизни человека.

Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Проблема девиантного поведения в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Психология»

САЛАХОВА Валентина Борисовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; valentina_nauka@mail.ru)

ЕнЯШИнА наталья Геннадьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; natalya.enyashina@mail.ru)

РоМАноВА Анна Валерьевна — аспирант кафедры теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; anait09@yandex.ru)

ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы девиантного поведения. Авторы дают определение девиантного поведения, выявляют причины и факторы возникновения отклоняющегося поведения, представляют механизмы его формирования и развития. В статье выделяется понятие делинквентного поведения как формы девиантного поведения и описываются его особенности.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, преступник, детерминанты и механизмы формирования девиантного поведения

На сегодняшний день Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Проводимые экономические, политические и правовые реформы привели к кризису экономики, безработице, резкому падению жизненного уровня народа, его крайней поляризации и росту девиантного поведения. В обществе произошли изменения нравственного и правового сознания людей, сопряженные с переориентацией их в сторону асоциального образа жизни. В связи с этим проблема девиантного поведения требует, на наш взгляд, особого внимания.

Под отклоняющимся (девиантным) поведением подразумеваются действия, которые нарушают любые социальные нормы. «Неудача» или «успех» социализации зависят от методов, применяемых для ее осуществления. При недостаточном воздействии этих методов, а также при неадекватном их применении возникают различные формы отклоняющегося от нормы поведения. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязанного) поведения людей, социальных групп, социальных организаций. Социальная норма находит свою поддержку и отношение в законах, традициях и обычаях.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение асоциальное, нарушающее правовые, социальные и культурные нормы.

Девиантное поведение относительно, т.к. всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином сообществе. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти от общества, убежать от жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. В.А. Лабунская выделяет три типа направленности отклоняющегося поведения: корыстную направленность (хищение, кражи, мошенничество и т.д.); агрессивную направленность (оскорбление, хулиганство и т.д.);

ВЛАСТЬ

2016’11

социально-пассивную ориентацию (наркомания, алкоголизм) .

Девиации могут быть индивидуальными и групповыми: индивидуальными называются девиации, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповые отклонения рассматриваются как конформное поведения члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре. Таким образом, отклоняющееся от нормы поведение можно отнести в основном к групповым формам девиации, поскольку совершение преступления зачастую носит коллективный характер в криминальной субкультуре.

В объяснении девиантного поведения можно выделить ряд причин: социокультурные детерминанты, кризис воспитания, личностные и возрастные, а также психосоциальные детерминанты.

К социокультурным детерминантам М. Вебер относит постиндустриальный кризис личности как проблему самоопределения и свободы . По мнению В. Франкла, источником различных поведенческих отклонений является отсутствие смысла жизни вследствие разрушения старых ценностей и традиций и отсутствие культуры рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем . Сторонники другого направления (К. хорни, С.А. Завражин, К.В. хартанович, А.В. Пурбуев, Р.С. черкасов, Г. хант и Баркер) считают причиной возникновения отклоняющихся форм говедения наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм.

Существуют общие социальные причины девиантного поведения для всех групп риска: 1) социальное неравенство (Л.Е. Кесельман, Л.Г. Борисова, Т.С. Солодова); 2) морально-этический фактор девиантного поведения (В.И. Иванов, А.М. Кравченко, А.Б. Пуpбуев), который выражается в низком морально-нравственном уровне общества, его бездуховности; 3) окружающая среда (А.Г. Здравомыслов, Г.В. Литтл), которая нейтрально относится к деви-антному введению. Примитивизация общества оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их.

некоторые исследователи (Б.н. Алмазов, Э.М. Коржева, Г.Ф. Кунгурцева) считают причинами pоста девиантного поведения нарастающую неудовлетворенность в обществе, поиск индивидами новых форм общения и прoтест против сложившихся форм общности.

Социальные изменения могут превратить прежде сформированную социали-зированность в неудачную. В кризисные моменты скачкообразного развития государства нормы, выработанные в криминальной сpеде, становятся доминантными и сами начинают вырабатывать соответствующие идеалы.

Следующим детерминантом формирования девиантного поведения является воспитание. Семья, как известно, имеет решающее значение в формировании общества, играет центральную роль в первичной социализации. Дисфункциональные семьи являются источником социальных болезней, одной из которых является преступное поведение .

Кроме того, выделяют также личностные и возрастные детерминанты девиаций. Период становления (взросления) личности, будучи естественным по своей природе, может, однако, спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый возраст понимается как состояние, в котоpом могут возникать искажения отношений подростка с действительностью.

По мнению В.А. Лабунской, успешность социализации определяется диалектическим единством таких ее процесшв, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. нарушение равновесия между этими компонентами приводит к различным поведенческим отклонениям .

Люди с высокими показателями аддиктивного (зависимого) поведения (алкоголизм, наркомания, игромания) более склонны к совершению противоправных деяний. Личность таких людей характеризуется аморальным, психопатическим складом, что определяет зависимость преступного поведения от определенного типа личности .

Исследования отечественной криминологической науки свидетельствуют о том, что почти 70% людей, совершивших преступные деяния, имели психические аномалии (психопатия, алкоголизм, наркомания, олигофрения, травмы центральной нервной системы, шизофрения в стадии стойкой ремиссии, эпилепсия) .

Другие авторы (M.J. Dickinson, F.J. Eva) признают, что, с одной стороны, психические расстройства личности (например, депрессия) могут способствовать формированию преступных наклонностей, с другой — они способствуют и активизируют процесс социализации.

Как отмечают Ю.М. Антонян, Г.П. Гаврилова, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, В.И. Кудрявцев и др., психологические факторы играют важную роль в формировании преступного поведения . К таким факторам относят нравственно-психологические интеллектуальные качества, целевые установки, ценностные ориентации, отношение к нормам права и морали, потребности и предпочтительные способы их удовлетворения. Нарушение психологических факторов выражается в ограниченности потребностей и интересов; нарушении равновесия между разными их видами; искаженном представлении о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; признании возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов, что и приводит к развитию девиации .

Кроме того, выделяются также психосоциальные детерминанты формирования девиантного поведения. А.Р. Ратинов указывает на искажение системы ценностно-нормативных представлений у людей с отклоняющимся поведением, которое выражается в неправильном отношении к существующим нормам и правилам либо в их неправильном трактовании, что приводит к их нарушению, а также служит защитным механизмом самооправдания .

Однако все исследователи едины в своем мнении, что пусковым механизмом развития девиантного поведения являются социальная среда (ситуация), в которой находится личность, и комплекс социально-психологических черт (система взглядов, наклонностей и стремлений), которыми данная личность обладает. Центральным звеном в процессе перехода личности к девиантным формам поведения являются потребности, побуждения и желания человека, которые индивид по каким-либо причинам не в состоянии удовлетворить в соответствии с общественно значимыми нормами морали и нравственности. Происходит процесс формирования мотива противоправного деяния. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и желаемый результат определенного действия (девиант-ного поступка). Девиантные поступки вызывают отрицательное отношение к девианту со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантной личности из здоровой среды. Это способствует активизации общения индивида с девиантной субкультурой, что, соответственно, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации также характерно формирование обратной зависимости между отношениями человека в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате данных процессов происходит приобщение личности к криминальной субкультуре, формирование антиобщественного и противоправного стереотипа поведения и совершение, в конечном итоге, преступного деяния.

ВлАсть

2016’11

Одним из видов девиантного поведения как раз и является делинквентное (криминальное) поведение. Делинквентное поведение подразумевает действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквент-ная личность (делинквент), а сами действия — как деликты.

Делинквентное поведение, как любая социально-психологическая категория, имеет свою типологию. Н.И. Озерецкий (1932) предложил актуальную и сегодня типологию правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные. А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин, в свою очередь, выделяют следующие типы:

1) последовательно-криминогенный, обусловленный криминогенным «вкладом» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой. Преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный, представляющий нарушение моральных норм: правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией, преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом;

3) ситуативный тип, характеризующийся незначительной выраженностью негативного поведения, — решающее влияние здесь принадлежит ситуации, возникающей не по вине индивида.

Аналогично В.Н. Кудрявцев (1984) говорит о профессиональных (регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды) преступниках. А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова (1998) предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное (преступное аутоагрессивное) поведение.

Кроме того, делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств и в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников» — например, по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому, в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и

обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами .

Работа поддержана грантом РГНФ «Исследование особенностей и динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование», проект № 15-36-01329/16.

Список литературы

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. 1996. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист. 335 с.

Дюркгейм Э. 1966. Норма и патология. — Социология преступности (современные буржуазные теории) (пер. с англ. А.С. Никифорова, А.М. Яковлева; под ред. Б.С. Никифорова). М.: Прогресс. С. 39-45.

Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения. — Личность преступника как объект психологического исследования. М.: Изд-во Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. С. 44-62.

Змановская Е.В. 2003. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие. М.: Академия. 288 с.

Кудрявцев В.Н. 1998. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования: учебное пособие для вузов. М.: Форум; ИНФРА-М. 214 с.

Менделевич В.Д. 2001. Психология девиантного поведения: учебное пособие. М.: МЕДпресс. 427 с.

Психология личности: учебное пособие (под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Ла-бунской). 2007. М.: Эксмо. 656 с.

Салахова В.Б. 2015. Особенности ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование: монография. Ульяновск: Ульяновский государственный университет. 167 с.

Франкл В.Э. 1990. Человек в поисках смысла (пер. с англ. и нем.; под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева). М.: Прогресс. 366 с.

Becker G.S. 1995. The Economics of Crime. — Cross Sections. P. 8-15.

problem of deviant behavior in the modern society

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *