Психология управления персоналом

Психология управления персоналом

Психология как основа работы с персоналом предприятия

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. Управление предприятием насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями, поэтому сегодня психолог как штатный сотрудник организации — явление привычное и не удивительное. Это составная часть имиджа организации. Так, деловые контакты уже не обходятся без учета знаний психологии, а опыт зарубежных партнеров свидетельствует о серьезном значении, которое придается работе психолога в обеспечении конкурентной способности организации.

В деятельность «ПС Камала-1» Красноярского ПМЭС, филиала ОАО «ФСК ЕЭС» психологическая служба введена не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности предприятия. Деятельность психологической службы предприятия регламентироваться «Положением о психологической службе» (Приложение 1). Становление этой функции в компании — сложный процесс, т.к. работа психологов связана с проблемами личностного развития и профессионального совершенствования работников. В исследуемой организации организационно психолог прикреплен к отделу кадров (Приложение 2).

Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной жизни:

1. Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.

2. Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических и других нововведений.

3. Улучшать качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.

4. Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.

5. Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.

6. Стремиться к достижению у рабочих и специалистов удовлетворенности своим трудом за счет психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.

7. Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.

8. Развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической науки.

9. Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами и правилами и законом «не навреди».

Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:

1. Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.

2. Формулировать рекомендации по оптимизации деятельности рабочих и специалистов и распределению их по рабочим местам.

3. Участвовать в работе комиссии по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.

4. Проводить исследование причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.

5. Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.

6. Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.

7. Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных характеристик оборудования, параметров технологических процессов, окружающей и рабочей среды.

8. Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования на предприятиях, в школах, в консультациях, и в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати.

9. Разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

Таким образом, круг проблем, решаемых психологом в рамках исследуемой организации, достаточно широк. Их можно разделить на три основные группы.

1. Работа с персоналом:

— оценка и отбор кандидата на вакантную должность, оценка персонала при ротациях и новых назначениях;

— оценка профессиональной пригодности и компетентности сотрудников.

— составление психологических портретов сотрудников, психодиагностика;

— консультирование в области профессиональной деятельности;

— передача сотрудникам социально-психологических знаний;

— адаптации работников на месте их работы;

— психологическое обеспечение кадровой работы, оказание моральной поддержки сотрудникам предприятия;

— работа с кадровым резервом.

2. Психологическое консультирование и психологическая помощь, в области организации деятельности компании:

— аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;

— выявление недостатков в организации рабочих мест;

— мониторинг удовлетворенности персонала, повышение эффективности сотрудников организации через систему стимулирования труда.

— участие в маркетинговых исследованиях, формирование положительного имиджа организации.

3. Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие психолог:

— анализ текущей ситуации и психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;

— формирование организационной культуры компании;

— управление конфликтами, участи в их разрешении, создание благоприятного климата, препятствующего их возникновению;

— прогнозирование реакции персонала различных категорий на принятое руководством решение;

— осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в коллективе, его оздоровление;

— культивирование групповой сплоченности в организации, проведение тренингов;

— повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают.

— разработку, внедрение и использование современных технологий диагностики и коррекции, информатизация психологического обеспечения.

Это неполный список задач, которые приходится решать психологу на предприятии. Выбор того или иного вида деятельности психолога на данном предприятии зависит от ряда определяющих факторов, и в том числе от специфики производства, его организационных, технических и технологических особенностей и др. Как подтвердила практика, все перечисленные выше виды деятельности психолога реальны, важны и зачастую специалисту приходится комбинировать их.

В настоящее время психолог целенаправленно прилагает немалые усилия:

— проводит анализ стоимости и потенциальных выгод (экономических, социальных, корпоративных, психологических, имиджевых и т.д.) от проведения соответствующих работ психологом (конечно, эта сложная работа проводится в тесном контакте с другими службами организации);

— инициирует руководство (через референтов, помощников, авторитетных менеджеров) к участию в проектах по проблеме кадровой политики, в семинарах по вопросам человеческих ресурсов организации;

— предоставляет руководству информационную базу и собственные предложения по разработке концептуального подхода к решению психологических аспектов работы с персоналом.

Проведение профессионального отбора кандидатов, максимально соответствующих по своим качествам планируемой должности (при найме или ротации кадров) — одна из наиболее востребованных услуг специалиста-психолога.

Для этого используются компьютерные экспертные психодиагностические системы, позволяющие решать не только задачи проведения психологического и психофизиологического тестирования при приеме на работу, но и проводить тренинги по психологическим профессионально важным качествам уже работающего персонала.

Как правило, отношение к психологу бывает настороженным, ориентирующим работников на ожидание неблагоприятных для себя последствий, поэтому психолог вынужден быть и корпоративным дипломатом и социальным психологом и просветителем.

Другая задача, тесно связанная с первой — это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.

Еще один раздел работы психолога на предприятии — помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования. Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе — это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний.

А в последнее время становится актуальной задачей еще и изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.

Таким образом, в качестве менеджера по персоналу психолог выполняет целый ряд задач:

это подбор персонала на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов;

это помощь в адаптации новым сотрудникам;

это развитие персонала с помощью проведения различных обучающих программ и тренингов;

это обеспечение грамотной расстановки кадров на основе психодиагностики и оценки психологической совместимости специалистов.

Кроме того, психолог способствует развитию управленческих технологий.

Деятельность психолога на предприятии во многом зависят и от того, насколько он сможет выполнить поставленную перед ним задачу, не поступившись интересами каждого обратившегося к нему человека. По роду своей деятельности психолог обладает ценной информацией о положении дел в коллективе, поэтому при принятии управленческих решений психолог должен иметь «совещательный» голос, к которому руководитель должен всегда прислушиваться.

Все это, в конечном итоге, должно привести к повышению эффективности работы предприятия, так что психолог на предприятии играет очень важную роль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *