Ролевая игра

Ролевая игра

Классификация игровых методов активного обучения.

К игровым методам активного социально-психологического обучения относятся ролевые и операциональные игры. Операциональные игры, в свою очередь, подразделяются на деловые и организационно-деятельностные.

Ролевые игры- род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им.

Операциональные игры- род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности.

Операциональные игры как метод активного социально-психологического обучения по своим психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) во многом аналогичны методу анализа конкретных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой ведущего, операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

В операциональных играх, в отличие от ролевых, более подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности и, в то же время, формализован и упрощен аспект межличностных отношений. Хотя игры по основному замыслу сталкивают обучаемого с практическими задачами, игровая имитационная модель неизбежно упрощает действительность, главным образом в констатации статичности межличностных отношений.

№42. Ролевые игры: сущность, классификация, методика подготовки и проведения.

Ролевая игра — это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающему:

1)обрести эмоциональный опыт взаимодействия с др. людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях;

2)установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;

3)пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям.

По назначениюони подразделяются на ролевые игры:

— по диагностике личностных качеств;

— тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с элементами психо — и социодрамы);

— развитию коммуникативных и организаторских качеств.

В зависимости от полноты заданного сюжетаролевые игры дифференцируются на игры:

— со слабо обозначенным сюжетом;

— с достаточно полно обозначенным сюжетом;

— с жестко заданным сюжетом.

Характерные признаки ролевой игры:

— наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную роль;

— различие ролевых целей при решении поставленных задач. Участники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемыми им социальными ролями;

— взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали;

— наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении;

— многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций;

— наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возникает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровождается вынужденной активностью игроков;

— система индивидуального и/или группового оценивания деятельности игроков.

Процедура проведения ролевой игры.

1.Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.

2.Непосредственное проведение игры. Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

3.Подведение итогов игры. Суть данного этапа — осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.

Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие.

1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?

2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?

3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?

4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса?

5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, и если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?

Далее следует анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ ее участников и «обратную связь» (мнения, комментарии) в их адрес от других членов группы.

В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Н-р, его высказывание может быть следующим: «Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу».

Члены учебной группы, выполняющие роль наблюдателей за развитием ситуации и сопереживающие происходящему, могут вести протоколы (карточки) наблюдения. Карточка наблюдения содержит перечень критериев для оценки по пятибалльной системе проявляемых качеств.

№43. Деловые игры: сущность, классификация, методика конструирования и проведения.

Деловая игра- это игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, заключающий в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деят-ти, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деят-ти участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику практической деят-ти.

Деловая игра предполагает создание модели, способом работы с которой является имитация, осуществляемая в игровой форме. Деловая игра аккумулирует элементы различных форм и методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.). В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, ролевой игры деловая игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.

Понятие «модель», используемое в определении деловой игры, трактуется в отеч. лит-ре как «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала». Модель — это всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.

Что касается «имитации», то она представляет собой приведение в действие модели путем манипулирования ее элементами, осуществляемое ЭВМ, человеком или ими обоими.

В зависимости от того какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, деловые игрыклассифицируют на производственные (управленческие), учебные, исследовательские и диагностические (аттестационные).

Производственная деловая игра- форма моделирования предметного и социального содержания профессиональной деят-ти специалиста с целью овладения нормами социально-производственной деят-ти и поиска оптимального решения деловой ситуации; др. словами — это воспроизведение деят-ти организаций и руководящих кадров, а также игровое моделирование систем управления.

Производственные деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической деят-ти руководителей, специалистов и рабочих. Такие игры позволяют более полно воспроизводить деят-ть руководителей и специалистов, выявлять затруднения и причины их появления, разрабатывать и оценивать варианты их преодоления, принимать решения и определять механизмы реализации. Это дает возможность рассматривать затруднения не абстрактно, а как конкретную задачную ситуацию, вытекающую из деят-ти определенного предприятия.

Производственные деловые игры используются в приоритетном плане:

— для принятия решений в производственно-хозяйственных ситуациях, особенно при необходимости учета многочисленных факторов, не все из которых могут быть однозначно количественно определены;

— в научных исследованиях, когда определенные проблемы, гипотезы и теоретические положения изучаются и анализируются методом игрового моделирования;

— при отборе рациональных вариантов проектных решений и уточнении подлежащих проработке организационных проблем (проектные игры);

— при обучении и отборе хозяйственных руководителей, особенно при повышении их квалификации.

Производственные деловые игры часто проводятся для отработки системы управления на предприятии, выработки организационного механизма внедрения новых методов хозяйствования, прогнозирования дальнейшего развития предприятия и др. Комплектование группы участников производственной деловой игры имеет свои особенности, т.к. в этом случае в ее состав включаются непосредственные участники разработки и внедрения данной проблемы. Такой подход позволяет смоделировать все происходящие процессы, рассмотреть различные варианты разрешения проблемы, отработать организационный и экономический механизмы, необходимую нормативную и методическую документацию, определить наиболее эффективные пути достижения поставленной цели.

Каждый участник производственной деловой игры выступает в ней в рамках должности, которую он занимает в структуре управления. Здесь налицо прямой эффект повышения квалификации, когда полученные знания, навыки и умения непосредственно переносятся на практическую деят-ть. Такая подготовка руководителей и специалистов позволяет резко сократить время разработки и внедрения конкретной проблемы в рамках предприятия и существенно повысить качество ее реализации. Производственные игры широко применяются на предприятиях для краткосрочного повышения квалификации, связанного с разработкой и внедрением нововведений в соответствии с целями и задачами функционирования предприятия на определенный плановый период.

Учебная деловая играпозволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение новых знаний накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер; личность специалиста развивается в результате подчинения двум типам норм — компетентных предметных действий и социальных отношений коллектива. В таком контекстном обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по своей природе активности обучающихся, реализуемой в форме игровой деятельности.

Основные психолого-дидактические принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе.

1.Учебная деловая игра служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для обучающихся профессиональных задач. Это достигается конструированием (на этапе разработки) и реализацией (в процессе игры) системы проблемных ситуаций и познавательных задач.

2.Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий, динамики деятельности и отношений людей.

3.Учебная деловая игра по целевой направленности оказывается двуплановой, она способствует достижению двоякого рода целей — игровых и педагогических (учебных), при доминирующей роли последних.

4.Деловая игра конструируется и проводится как совместная деятельность участников учебного процесса, в ходе которого ставятся профессионально важные цели, достигаемые посредством подготовки и принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений. Совместная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, развертываемого в соответствии с предписанными или принимаемыми во время самой игры правилами и нормами. Выполнение участниками игровых правил, подчинение «нормам» профессиональных отношений и действий становятся обязательными условиями развертывания полноценной игры в обстановке условной практики.

5.Основным способом включения партнеров в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является двустороннее (диалог) и многостороннее (мультилог) общение, обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижения промежуточных и конечных результатов игры.

Реализация этих принципов позволяет осознанно конструировать и применять деловые игры как средство обучения специалистов и формирования их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной коммуникативной компетентности.

Учебные деловые игры как имитационные игры по целевым установкам и содержанию игрового участия включают близкие по смыслу элементы инсценировки событий, ролевой игры, психо — и социодрамы. Деловые игры можно использовать и как средство диагностики и прогноза поведения личности в различных (социальных, экономических и производственных) ситуациях. Они также эффективны для создания исследовательских моделей, способствующих пониманию организационных структур, обучающих моделей, создающих типовые ситуации делового общения, и др.

Деловые игры классифицируются также по характеру игрового процесса.

1.Отношения между группами обучаемых носят характер соперничества. Действие одной группы прямо или косвенно влияет на действие другой. При этом контакт между группами необязателен.

2.Разыгрывается взаимодействие группы. Контакт с помощью различных видов связи — обязательный элемент игры.

3.Ведется соревнование. Группы обучаемых между собой не связаны, участники играют независимо друг от друга и, начиная с одной и той же исходной ситуации, достигают различных успехов.

№44. Организационно – деятельностные игры: сущность, особенности подготовки и проведения.

Организационно-деятельностная игра- игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профессиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теоретические и практические проблемы, развивается рефлексивный компонент творческого мышления.

Целью организационно – деят-ной игры является решение теорет-кой или практической проблемы. Задача — это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деят-ти, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно – деят-ной игре, означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деят-ти, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.

Организационно – деят-ные игры считают играми на развитие, методологизацию мышления, выработку обобщенных приемов продуктивной умственной деят-ти. Организационно-деят-ная игра развивает способность к действиям в широкой, с зыбкими границами области, приучает к коллективной мыслительной деят-ти, осуществляет перестройку мышления участников. Она предполагает участие широкого круга организаторов: режиссера, сценариста, методологов и игротехников, обязательное и широкое использование рефлексивных методик.

Игровые методы и приемы.

Достоинство игровых методов и приемов обучения зак­лючается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом при­знаков. Прежде всего, они переносят учебное действие вусловный план, который задается соответствующей систе­мой правил или сценарием. Еще одна особенность заклю­чается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен иг­рать с детьми и отказаться от прямого обучающего воздей­ствия, замечаний, порицаний.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра.Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П.Усова, В.Н.Аванесова). Первая функция- совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспро­изводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Све­тофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усво­ением правил уличного движения. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, например, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И. С. Фрейдкин), дошкольники учатся ориентироваться по компасу, ис­пользовать модели (схемы маршрута).

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде:с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, кото­рое является прологом всякого познания.

На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотво­рений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элемен­тов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разло­жить картинки»).

Словесные методы.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший
срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние бо­лее результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, не­достаточно только почитать, рассказать — необходимо по­казать сами предметы или их изображение. По мере накоп­ления детьми опыта объем наглядного материала может сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преиму­щественно в словесной форме.

Рассказ педагога- важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передают­ся в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, ху­дожниках; о родном городе и т.п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воз­действие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвуч­но личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание. Немаловажное значение для восприятия рас­сказа имеют художественность его формы, новизна и нео­бычность информации для детей, выразительность речи взрослого. Если рассказ отвечает этим требованиям, то по­буждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержа­ния не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному по­вествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сде­лать вывод об эффективности проделанной работы.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наи­более существенном.

Беседаприменяется в тех случаях, когда у детей имеют­ся некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, кото­рым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняют­ся, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе при­вивает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказы­вания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внима­ния, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о кото­рых идет речь.

Беседа — диалогический метод обучения, который пред­полагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача пе­дагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А.Флерина).

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные -начиная со средней группы.

Этические беседы имеют целью воспитание нравствен­ных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Тематика познавательных бесед определяется програм­мой обучения. Она также тесно связана с содержанием жиз­ни детей, событиями текущей жизни, с окружающей при­родой и трудом взрослых.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обоб­щающие (итоговые).Назначение вводной беседы — подгото­вить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те зна­ния, которые станут основой для восприятия новых объек­тов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью сум­мирования, уточнения, систематизации знаний, приобре­тенных детьми по той или иной теме образовательной ра­боты на протяжении достаточно большого отрезка време­ни.

Чтение художественной литературы.Художественная литература — источник знаний об окружающем мире, важ­нейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мыш­ления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чте­ние художественных произведений преследует еще одну за­дачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образ­ного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает пережива­ния других людей, проникается ими.

Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспита­тельном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей. Педагог подготавливает детей к восприя­тию произведения краткой беседой, ставит перед ними учеб­но-познавательную задачу. Следует продумывать сочета­ния чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа). После чтения проводится беседа, помогающая ребенку пол­нее осознать содержание произведения. В ходе беседы пе­дагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные при­емы: вопросы к детям, указание, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов (А.И.Сорокина):

— требующие простой констатации известных ребенку
фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?);

— побуждающие детей к мыслительной деятельности, к
формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, за­
чем?, отчего?, с какой целью?).

Вопросы должны быть определенными, предполагающи­ми тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке, краткими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *