Самые известные картины

Самые известные картины

Содержание

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

Мы тщательно просмотрели все главные достижения в мировой живописи и выбрали из них два десятка самых странных картин. Сальвадора Дали, чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум, не включили в эту подборку намеренно.

Понятно, что «странность» — это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях и расскажете о них немного.

«Крик»

Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

«Герника»

Пабло Пикассо. 1937, холст, масло.
Музей королевы Софии, Мадрид.

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» — «Нет, это сделали вы».

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло.
Лондонская национальная галерея, Лондон.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками — вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

В России в последние несколько лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

«Демон сидящий»

Михаил Врубель. 1890, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Его печальный вид совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух.

Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит в окружении цветов, устремив свой взгляд вдаль. Композиция подчеркивает стесненность его фигуры, будто бы зажатой между верхней и нижней перекладинами рамы.

Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».

«Апофеоз войны»

Василий Верещагин. 1871, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Метафора войны в картине передана автором так точно и глубоко, что за каждым черепом, лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто этих людей больше никогда не увидит. Сам Верещагин с сарказмом называл полотно «натюрмортом» — на нем изображена «мертвая природа». Всe детали картины, в том числе желтый колорит, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчеркивает мертвенность картины. Идею «Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Верещагин — один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому, что видел в них красоту и величие. Наоборот, художник пытался передать людям свое негативное отношение к войне.

Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны».

«Американская готика»

Грант Вуд. 1930, масло. 74×62 см.
Чикагский институт искусств, Чикаго.

Картина с мрачными образами отца и дочери переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо посередине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, как символ угрозы, которая адресована всем, кто посягнет. Полотно насыщено мрачными подробностями, которые заставляют ежиться от неуюта.

«Американская готика» — один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.

Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

«Влюбленные»

Рене Магритт. 1928, холст, масло.

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает.

Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.

Едва ли не все картины Магритта — это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт все время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

«Прогулка»

Марк Шагал. 1917, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея.

«Прогулка» — это автопортрет художника с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица — он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью.

«Сад земных наслаждений»

Иероним Босх. 1500-1510, дерево, масло.
Прадо, Испания.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия.

Картина насыщена фантастическими фигурами, сооружениями, образами чудовищ, словно обретшими плоть галлюцинациями — всем тем, что можно назвать адскими карикатурами реальности, на которую автор смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.

Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму тщеты земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактовались отдельные фигуры на картине, а также благосклонное отношение к этому произведению церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

«Три возраста женщины»

Густав Климт. 1905, холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.

Эта работа Климта одновременно передает ощущение и радости, и печали. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние.

Молодой женский образ органично вплетен в орнамент жизни, образ старой женщины выделяется из него. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несет с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — постоянство и конфликт с реальностью.

Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.

«Семья»

Эгон Шиле. 1918, холст, масло.
Галерея «Бельведер», Вена.

Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.

«Семья» — его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то что это наименее странно выглядящая его картина. Художник нарисовал ее перед самой смертью, в 28 лет, после того как от испанки умерла его беременная жена Эдит. На полотне изображен сам автор, его жена и их так и не рожденный ребенок.

«Две Фриды»

Фрида Кало. 1939.

История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи художницы зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с изображением автора на полотнах. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.

В одной из своих лучших картин «Две Фриды» она выразила мужское и женское начала, соединенные в ней единой кровеносной системой и демонстрирующие ее целостность.

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана»

Клод Моне. 1899, холст, масло.
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.

При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего, кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние.

Сначала перед нами проявляются непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем мы видим явные очертания лодок, а если мы отойдем приблизительно на два метра, то перед нами возникнут и выстроятся в логическую цепочку все связующие произведения.

«Номер 5, 1948»

Джексон Поллок. 1948, фибролит, масло.

Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита, — одна из самых дорогих картин в мире. В 2006 году на аукционе Sotheby’s за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал ее мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.

«Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то еще. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».

«Мужчина и женщина перед кучей экскрементов»

Жоан Миро. 1935, медь, масло.
Фонд Жоана Миро, Испания.

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что эта работа говорит нам об ужасах гражданских войн.

Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании, картина о периоде беспокойства. На полотне изображены фигуры мужчины и женщины, тянущиеся друг к другу в объятия, но при этом не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны автором как «полные отвращения и гадливой сексуальности».

«Эрозия»

Яцек Йерка.

Польский неосюрреалист известен по всему миру благодаря своим удивительным картинам, в которых объединяются реальности, создающие все новые. Трудно рассматривать его предельно детальные и в какой-то степени умилительные работы по одной, но таков формат нашего материала. Рекомендуем ознакомиться .

«Руки противятся ему»

Билл Стоунхэм. 1972.

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная, — это факт.

Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.

Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

ТОП 10. Самые известные картины всех времен (ФОТО)

Каждый год с молотка в частные коллекции уходят сотни картин. Коллекционеры тратят миллионы долларов, для пополнения своих частных коллекций. Не всегда самые известные картины – самые дорогие картины. Наиболее известные картины мира принадлежат всемирно известным музеям, и в буквальном смысле слова, они бесценны. Давайте заглянем в разные музеи мира, и посмотрим на эти знаменитейшие произведения.

«Рождение Венеры».

Картина «Рождение Венеры». Сандро Боттичелли

Эта картина была написана великим флорентийским художником Сандро Боттичелли в 1485-1487 годах. На ней изображена богиня Венера (в греческой мифологии – Афродита), что вышла из морской пены. Сегодня эта картина представлена в музее Уффици во Флоренции.

«Водяные лилии».

Картина «Водяные лилии». Моне

43 года своей жизни Моне прожил в Живерни (небольшое местечко в 80 км, от Парижа), Он арендовал дом у нормандского помещика, а соседний участок земли, на котором располагался пруд – купил. Впоследствии на этом участке художник разбил два сада, один из которых был на воде. Мотивы водного сада занимают весомое место в творчестве художника. Работы из этой серии разлетелись по музеям всего мира, однако, приличная группа работ, представлена в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Одна из самых известных картин в мире.

«Ночной Дозор».

Картина «Ночной Дозор». Рембрандта ван Рейна

Завершенная в 1642 году, на пике голландского Золотого Века, картина «Ночной дозор» является одной из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна. На картине представлено Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга. Картина представлена в Государственном музее в Амстердаме.

«Крик».

Картина «Крик». Эдварда Мунка

Эта картина из серии работ норвежского художника – экспрессиониста Эдварда Мунка. На картина изображена страдающая фигура на фоне кроваво-красного неба. Эдвард Мунк создал несколько вариантов «Крика». Представленная картина была написана в 1893 году и находилась в Национальной галерее Норвегии. Однако, в 1994 году работа была похищена, но через несколько месяцев найдена и возвращена в музей.

«Девушка с жемчужной сережкой».

Картина «Девушка с жемчужной сережкой». Ян Вермеер

Иногда эту картину называют “Голландской Моной Лизой”. «Девушка с жемчужной сережкой» была написана приблизительно в 1665 году нидерландским художником Яном Вермеером.

«Герника».

Картина «Герника». Пабло Пикассо

«Герника» – одна из известнейших картин Пабло Пикассо, которая показывает трагедию войны, страдания, которые она причиняет людям, особенно невинным гражданским лицам. Главной целью Пикассо, при создании этой работы было привлечение внимания мировой общественности к бомбардировки баскского города Герника». Картина была завершена в 1937 году. Сейчас «Герника» представлена в музее королевы Софии в Мадриде.

«Создание Адама».

Картина «Создание Адама». Микеланджело

Потолок Сикстинской капеллы, расписанной Микеланджело между 1508 и 1512 годами, является одним из самых известных произведений Высокого Возрождения. «Сотворение Адама» является одной из самых известных картин всех времен. Также эта работа была предметом бесчисленных ссылок и пародий.

«Тайная вечеря».

Картина «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря» была написана итальянским художником Леонардо да Винчи. Картина написана на задней стене столовой в монастыре Санта Мария деле Грация в Милане. Картина отражает сцену, при которой Иисус объявляет, что один из его двенадцати апостолов предаст его. Леонардо начал работу над «Тайной вечерей» в 1495 году и закончил ее в 1498 году, хотя и не работал над картиной постоянно.

«Звездная ночь».

Картина «Звездная ночь». Винсент ван Гог

«Звездная ночь» была написана голландским художником Винсентом ван Гогом. Не смотря на то, что за всю жизнь художник продал лишь одну свою работу, поле его творческой деятельности весьма богато. «Звездная ночь» – одна из его самых известных работ. На ней изображена деревня Сен-Реми. С 1941 года картина находится в музее современного искусства в Нью-Йорке.

«Мона Лиза».

Картина «Мона Лиза». Леонардо да Винчи

Наиболее известной картиной мира до сих пор считается «Мона Лиза», которая была написана Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения во Флоренции. Он начал писать этот шедевр в 1503 (1504) году и закончил ее незадолго до своей смерти в 1519 году. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена работником Лувра Винченцо Перуджа, итальянским патриотом, который считал, что «Мона Лиза» должна быть возвращена в Италию. После 2-х летнего хранения картины у себя дома, Перуджа был пойман, при попытке продать картину директору галереи Уффици во Флоренции. Сегодня «Мона Лиза» снова висит в Лувре в Париже, где 6 миллионов человек видят картину каждый год.

Самые известные картины русских художников

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин и Константин Савицкий

Год создания: 1889
Музей: Третьяковская галерея, Москва«Утро в сосновом лесу» Шишкин был отличным пейзажистом, но рисовать животных ему приходилось нечасто, поэтому фигуры медвежат нарисовал Савицкий, превосходный художник-анималист. По окончании работы Третьяков приказал стереть подпись Савицкого, посчитав, что Шишкин проделал куда более обширную работу.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин

Годы создания: 1883–1885
Музей: Третьяковская галерея, Москва«Иван Грозный и сын его Иван» На сотворение шедевра, более известного как «Иван Грозный убивает своего сына», Репина вдохновила симфония «Антар» Римского-Корсакова, а именно, ее вторая часть под названием «Сладость мести». Под влиянием звуков музыки художник изобразил кровавую сцену убийства и последующего раскаяния, наблюдающегося в глазах государя.

«Демон сидящий», Михаил Врубель

Год создания: 1890
Музей: Третьяковская галерея, Москва«Демон сидящий» Картина входила в число тридцати иллюстраций, нарисованных Врубелем к юбилейному изданию сочинений М.Ю. Лермонтова. «Демон сидящий» олицетворяет сомнения, присущие человеческому духу, тонкое, неуловимое «настроение души». По мнению экспертов, художник был в какой-то мере одержим образом демона: за этой картиной последовали «Демон летящий» и «Демон поверженный».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков

Годы создания: 1884–1887
Музей: Третьяковская галерея, Москва «Боярыня Морозова» В основу картины лег сюжет старообрядческого жития «Повесть о боярыне Морозовой». Понимание ключевого образа пришло к художнику, когда тот увидел ворону, пятном раскинувшую черные крылья на снежном полотне. Позже Суриков долго искал прототип для лица боярыни, но не мог обнаружить ничего подходящего, пока однажды не встретил на кладбище женщину-старообрядку с бледным исступленным лицом. Портретный набросок был завершен за два часа.

«Богатыри», Виктор Васнецов

Годы создания: 1881–1898
Музей: Третьяковская галерея, Москва «Богатыри» Будущий былинный шедевр родился небольшим карандашным наброском в 1881 году; для дальнейшей работы над полотном Васнецов много лет кропотливо собирал информацию о богатырях из мифов, легенд и преданий, а также изучал подлинную древнерусскую амуницию в музеях. Анализ картины Васнецова «Три богатыря»

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин

Год создания: 1912
Музей: Третьяковская галерея, Москва «Купание красного коня» Изначально картина задумывалась как бытовая зарисовка из жизни русской деревушки, однако во время работы полотно художника обросло огромным количеством символов. Под красным конем Петров-Водкин подразумевал «Судьбу России»; после вступления страны в Первую мировую войну он воскликнул: «Так вот почему я нарисовал эту картину!». Впрочем, после революции просоветские искусствоведы трактовали ключевую фигуру полотна как «предвестника революционных пожаров».

«Троица», Андрей Рублев

Год создания: 1411
Музей: Третьяковская галерея, Москва «Троица» Икона, положившая начало традиции русского иконописания XV–XVI вв. Полотно, изображающее ветхозаветную троицу ангелов, явившихся Аврааму, является символом единения Святой Троицы.

«Девятый вал», Иван Айвазовский

Год создания: 1850
Музей: Русский музей, Санкт-Петербург «Девятый вал» Жемчужина в «картинографии» легендарного отечественного мариниста, которого без колебаний можно отнести к числу самых известных художников мира. Мы можем видеть, как чудом выжившие после шторма мореплаватели цепляются за мачту в ожидании встречи с «девятым валом», мифическим апогеем всех штормов. Но теплые оттенки, господствующие на полотне, дают надежду на спасение потерпевших.

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов

Годы создания: 1830–1833
Музей: Русский музей, Санкт-Петербург «Последний день Помпеи» Завершенная в 1833 году картина Брюллова первоначально выставлялась в крупнейших городах Италии, где вызвала настоящий фурор – живописца сравнивали с Микеланджело, Тицианом, Рафаэлем… На родине шедевр встретили с не меньшим воодушевлением, закрепив за Брюлловым прозвище «Карл великий». Полотно воистину великое: его размеры составляют 4,6 на 6,5 метра, что делает его одной из самых больших картин среди творений русских художников.

Самые известные картины Леонардо да Винчи

«Мона Лиза»

Годы создания: 1503–1505
Музей: Лувр, Париж «Джоконда» Шедевр флорентийского гения, не нуждающийся в представлении. Примечательно, что культовый статус картина получила после инцидента с похищением из Лувра в 1911 году. Два года спустя похититель, оказавшийся сотрудником музея, пытался продать полотно в галерею Уффици. События громкого дела подробно освещались в мировой прессе, после чего в продажу поступили сотни тысяч репродукций, а таинственная Джоконда стала объектом поклонения.

«Тайная вечеря»

Годы создания: 1495–1498
Музей: Санта-Мария-делле-Грацие, Милан «Тайная вечеря» По прошествии пяти столетий фреска с классическим сюжетом на стене трапезной доминиканского монастыря в Милане признана одной из самых загадочных картин в истории. По задумке Да Винчи, картина изображает момент пасхальной трапезы, когда Христос оповещает учеников о скором предательстве. Огромное количество скрытых символов породило столь же огромное множество исследований, аллюзий, заимствований и пародий.

«Мадонна Литта»

Год создания: 1491
Музей: Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мадонна с младенцем» Так же известная как «Мадонна с младенцем» картина долгое время хранилась в коллекции герцогов Литта, а в 1864 году была куплена петербургским Эрмитажем. Многие эксперты сходятся во мнении, что фигура младенца была написана не лично да Винчи, а одним из его учеников – слишком нехарактерная для живописца поза.

Самые известные картины эпохи Возрождения

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Годы создания: 1512–1513
Музей: Галерея старых мастеров, Дрезден «Сикстинская Мадонна» Если пристально всмотреться в задний фон, на первый взгляд состоящий из облаков, можно заметить, что на самом деле Рафаэль изобразил там головы ангелов. Два ангелочка, расположенные в нижней части картины, известны чуть ли не больше, чем сам шедевр, из-за широкой растиражированности в массовом искусстве.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Год создания: 1486
Музей: Галерея Уффици, Флоренция «Рождение Венеры» В основе картины – древнегреческий миф о рождении Афродиты из морской пены. В отличие от многих шедевров эпохи возрождения, полотно дошло до наших дней в отличном состоянии благодаря защитному слою из яичного желтка, которым Боттичелли предусмотрительно покрыл работу.

«Сотворение Адама», Микеланджело Буонаротти

Год создания: 1511
Музей: Сикстинская капелла, Ватикан Потолок Сикстинской капеллы Одна из девяти фресок на потолке Сикстинской капеллы, иллюстрирующая главу из Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему». Именно Микеланджело первым изобразил бога в как умудренного сединами старца, после чего этот образ стал архетипичным. Современные ученые полагают, что контуры фигуры бога и ангелов олицетворяют человеческий мозг.

«Ночной дозор», Рембрандт

Год создания: 1642
Музей: Государственный музей, Амстердам «Ночной дозор» Полное название картины – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Современное название картина получила в XIX веке, когда была найдена искусствоведами, из-за покрывавшего работу слоя грязи решившими, что действие на картине происходит под покровом ночного мрака.

«Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Годы создания: 1500–1510
Музей: Музей Прадо, Мадрид «Сад земных наслаждений» Пожалуй, самый известный триптих Босха, названный в честь центральной части композиции: изображенные на ней фигуры самозабвенно предаются греху сладострастия. В отличие от полной маленьких, «суматошных» деталей средней части, изображающая подлинный рай левая створка картины передает атмосферу умиротворения и спокойствия, а правая створка, полная дьявольских механизмов, напротив, напоминает об адских муках.

Самые известные картины XX века

«Черный квадрат», Казимир Малевич

Год создания: 1915
Музей: Третьяковская галерея, Москва «Черный квадрат» Малевич писал «Черный квадрат» несколько месяцев; легенда гласит, что под слоем черной краски скрывается живописное полотно – художник не успевал закончить работу в срок и в приступе гнева замазал изображение. Существует как минимум семь копий «Черного квадрата», выполненных рукой Малевича, а также своеобразное «продолжение» супрематических квадратов – «Красный квадрат» (1915) и «Белый квадрат» (1918).

«Крик», Эдвард Мунк

Год создания: 1893
Музей: Национальная галерея, Осло «Крик» Из-за необъяснимого мистического воздействия на зрителя картину похищали в 1994 и 2004 годах. Бытует мнение, что созданная на рубеже XX века картина предвосхитила многочисленные катастрофы грядущего столетия. Глубокий символизм «Крика» вдохновил многих художников, в том числе и Энди Уорхола, режиссеров, музыкантов и даже аниматоров.

«Прогулка», Марк Шагал

Год создания: 1918
Музей: Русский музей, Санкт-Петербург «Прогулка» Если вас тоже мучил вопрос: «Почему люди на картине Марка Шагала парят в воздухе?», вот ответ от самого художника – силой, способной дать человеку возможность летать, является не что иное, как любовь. Считается, что мужчина и женщина на полотне – это Марк Шагал и его супруга.

«№5, 1948», Джексон Поллок

Год создания: 1948
Музей: Частная коллекция, Нью-Йорк «№5, 1948» Данное полотно до сих пор вызывает множество споров. Часть искусствоведов полагает, что ажиотаж вокруг картины, нарисованной в фирменной технике разбрызгивания, был создан искусственным образом. Полотно не продавали, пока не были куплены все остальные работы художника, соответственно, цена за беспредметный шедевр взлетела до небес. «Пятый номер» был продан за $140 миллионов, став самой дорогой картиной в истории.

«Диптих Мэрилин», Энди Уорхол

Год создания: 1962
Музей: Галерея Тейт, Лондон «Диптих Мэрилин» Спустя неделю после гибели Мэрилин Монро скандальный художник начал работу над полотном. На холст были нанесены 50 трафаретных портретов актрисы, стилизованных в жанре «поп-арт» по фотографии 1953 года.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Самые скандальные произведения искусства (Часть1)

Константин Бранкузи как-то сказал: «Объекты искусства — это зеркала, через которые каждый видит то, на что похож он сам». Сам же он специализировался на скульптурах с мягкими линиями: ласточки, голова Будды, поцелуй, отполированный до блеска член. Сложно сказать, на что из этого похож зритель, но его объекты отклик в душе находят — это факт.

Представляем вам 7 признанных шедевров, которые в свое время чуть не довели публику до сердечного приступа:

«Завтрак на траве» (1863), Эдуард Мане

15 мая 1883 года в Париже прошла альтернативная выставка – «Салон отверженных». Около 3000 работ из 5000 были завернуты комиссией Парижской Академии Изящных искусств. Среди недооцененных оказался и Мане. Вдохновленный «Сельским концертом» Тициана и «Судом Париса» Рафаэля, он тоже решил изобразить бытовую сценку — завтрак двух джентельменов и дам, на одной из которых критический минимум одежды.
Оказалось, что все, что смущало критиков в полотне — это голая женщина. Да и публика «Салона отверженных» отреагировала на картину неоднозначно. Говорят, что мужчины быстренько спроваживали своих жен подальше от картины, чтобы потом вернуться и поглазеть на полотном самим.
Сначала картина была названа «Le Bain» (Купание). Наверное, надо было Мане это название и оставить. Тогда, может, понятнее было бы, почему на даме так мало одежды. Но позже, когда стало ясно, что скандала не избежать, Мане пошутил – «Да тут пикник на четверых», что позже и трансформировалось в название.
Увидеть полотно можно в Музее Орсэ.

«Венера Урбинская»(1538) Тициана и «Олимпия»(1863) Эдуарда Мане

И снова Мане. Ну, не вдохновляли его цветы и животные, зато поразила Тицианова «Венера Урбинская», которая тоже в свое время вызвала скандал. Нагая женщина, лежащая на белых простынях — аллегория чистоты — стопроцентное попадание в яблочко эпохи. Распущенные волосы (свадебная прическа венецианских девушек эпохи Возрождения), собака (символ верности),свадебные сундуки и горничная, занятая своим делом — символы семейной жизни. Если бы всё было так однозначно… Букет роз в правой руке Венеры мог быть истолкован как символ сексуальности, собака могла иллюстрировать похоть, а жест руки и призывный взгляд могли бы служить приглашением куртизанки к любовным утехам.

Героиня картины Мане тоже не напоминает целомудренную скромницу. «Олимпия» вызвала еще больший скандал, чем «Завтрак на траве». Ее откровенная беззаботность, прямой взгляд на зрителя, вытянутые ноги — девушку можно с легкостью можно принять за женщину легкого поведения, которая лежит на роскошной кровати в ожидании мужчины. Собственно, и эта работа Мане, что совсем не удивительно, не была принята на вставку в Салон.
Музей Орсэ, Париж

«Происхождение мира»(1866), Гюстав Курбе и «Происхождение войны»(1989), Орлан

В 2015 году Facebook снова накладывает запрет на распространение картины Гюстава Курбе. В течение 125 лет «Происхождение мира» восхищает частных коллекционеров, собирателей эротических полотен. Сюжет картины незамысловатый: женское лоно крупным планом. Мы не видим ни головы, ни ног, но видим живот, бедра и грудь; женщина, скорее всего, лежит на кровати. После полотен Мане, это — первое столь откровенное изображение женской наготы и природного естества своей эпохи. Публика увидела картину лишь в 1991 году в Музее Курбе в Орнане. Но скандал вокруг полотна разразился одновременно с выходом книги Жака Энрика «Бесконечное поклонение» с «Происхождением мира» на обложке. Полиция попыталась сделать все, чтобы изъять экземпляры из продажи. Само полотно нашло приют в музее Орсэ. К нему был приставлен охранник, чтобы предотвращать слишком бурную реакцию зрителей.
Три года назад французский коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, приобрел в одном из парижских антикварных магазинов портрет. На нем изображена темноволосая женщина с запрокинутой головой. Картина досталась ему за символические 1400 евро, но художественное чутье подсказывало, что полотно может стоить гораздо больше.
Возникла мысль,что оно может принадлежать кисти Курбе. Коллекционер отнес ее автору каталога работ художника Жану-Жаку Фернье. Вначале тот отмел мысль о том, что перед ним — верхняя часть «Происхождения мира», однако после более тщательного исследования заключил , что портрет темноволосый дамы действительно мог быть верхом скандальной работы Курбе.

А полотно продолжало вдохновлять.
Художник-феминистка Орлан попыталась в 1989 году изменить статус женского тела, возведенного в культ, и открыть публике мужскую наготу. И правда, обнаженных женщин не изображал только ленивый, и это тем более странно, ведь во все времена в Академиях натурщиками были в основном мужчины. Вот и решила Орлан наконец-то изобразить на картине мужской половой орган крупным планом. Опять вышел скандал.

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»(1880), Эдгар Дега

Маленькие артисты Парижской Оперы всегда были символами грации и элегантности, и отличались от остальных «мирских ребятишек». Какая муха укусила Дега, когда он лепил из воска заготовку для бронзовой девочки с «порочной» полуулыбкой в балетной пачке и с широкой лентой? Любопытствующей публике одного взгляда достаточно, чтобы понять, что под одеждой у маленьких балерин ничего не было. Художник напомнил зрителю об устоявшейся системе, в которой у юных танцовщиц имелись богатые покровители. Незатейливая художественная провокация обличала лицемерие в обществе того времени.
Скульптура находится в Музее Орсэ

«Фонтан» (1917) Марселя Дюшампа

Можно ли считать гениальным этот выплеск иронии, что представил в Нью-Йорке на суд общества Марсель Дюшамп, ярчайший представитель дадаизма? Писсуар из простого белого фарфора с подписью R.Mutt — псевдонимом артиста — должен был быть оценен вырванным из контекста, без связи с именем создателя. Объект повседневной жизни, использующийся для справления нужды — что может быть более тривиальным?
«Шедевр» копировали все кому не лень, включая самого Дюшампа. Однако не пытайтесь найти оригинал, он исчез. К слову, многие критики называют писсуар «самым революционным» шедевром 20 века, ставя его даже выше «Авиньонских девиц» Пикассо.

«Белое на белом»(1918), Малевич и «Монохромный синий»(1956), Кляйн

Когда Малевич попытался выставить свою работу в 1918 году, ему тут же отказали, обвинив в том, что он пытается ускорить «смерть искусства». Не поняли социалисты его супрематизм и метафору чистоты и концепт «ничего».

Чуть позже точно так же – в пух и прах – раскритиковали Ива Кляйна. Монохром — чистота, без вкраплений и вмешательства света, в нем легко заблудиться, потому что это высшая степень цвета, его абсолют. Не поняла публика тонкости душевной организации художника. Им даже больше понравился перфоманс, в ходе которого Кляйн возил по полу разрисованных девиц…
Полотно Ива Кляйна можно увидеть в Музее Современного искусства в Ницце ( МАМАС) , на одноименной площади

«Она»(1966), Никки Сен-Фалль

Пожалуй, самая известная из работ Ники де Сен-Фалль – гигантская, полая внутри модель лежащей женщины длиной в 28 метров. Посетители входят между ее ног, доходят до кинотеатра на 12 мест, расположенного в левой руке, или небольшого планетария в левой груди.
Там же «в теле» гигантской женщины можно устраивать вечеринки и пропустить по бокальчику в баре. Эта скульптура была представлена на выставке в Стокгольмском музее современного искусства и вызвала неоднозначную реакцию публики. Естественно, а что еще можно ожидать от художницы, которую американские журналисты окрестили «Бедовая Джейн искусства».

Можно долго спорить о том, должно ли искусство быть эстетичным и возвышать или же, наоборот, шокировать публику. Современники могут справедливо воскликнуть: «Да что мы там не видели!». Но эти шедевры до сих пор заставляют публику краснеть, увлеченно дискутировать и, так или иначе, не оставляют зрителя равнодушным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *