Словесно логическое мышление

Словесно логическое мышление

Что такое вербальный и невербальный интеллект

Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

Какие игры на логику и мышление вы знаете? Игры для маленьких и взрослых.

Что такое «Шесть шляп мышления»? Читайте о методике развития мышления.

От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Знаете, как тренировать память и внимание? Улучшение слуховой памяти.

Узнайте, как развивать абстрактное мышление. Возможности абстрактного мышления.

Читайте, что такое аналитические способности. Как развить аналитический склад ума.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

Техническая учеба «Игры и упражнения на развития словесно-логического мышления»

Марина Васильевна Шумилова
Техническая учеба «Игры и упражнения на развития словесно-логического мышления»

Техническая учеба на тему:

«Игры и упражнения на развития словесно – логического мышления»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Развитие происходит в ходе усвоения знаний, но не всегда усвоение знаний обеспечивает развитие. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, считать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учёбы обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, установлении и обосновании причинно-следственных связей, формулировании определённых правил и понятий.

Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном и школьном возрасте словесно-логического мышления. Особую актуальность эта проблема обретает в условиях начальной школы. Известно, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. Интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь детей, как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.

Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.

Для чего нужно развивать логическое мышление? С его помощью человек может отделять существенное от маловажного, анализировать ситуацию, находить простые решения сложных задач. И чтобы полученные решения были наилучшими, необходимо развивать логическое мышление.

Логическое мышление – наивысший этап развития мышления. Оно формируется на базе образного мышления и требует объединенных знаний о важных признаках явлений и предметов.

3 принципа развития логического мышления

1. Развивать логическое мышление никогда не поздно и никогда не рано. Взрослые не должны отказываться от решения на первый взгляд детских задач. Но и дети могут развивать свою логику, тренируя наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

2. Развитие логического мышления проходит в несколько стадий. Каждой его стадии соответствуют специальные упражнения. Например, нельзя пренебрегать наглядно-образным мышлением ребенка и сразу требовать от него интеллектуальных операций.

3. Логика и воображение не могут замещать или исключать друг друга. Богатая фантазия стимулирует развитие мыслительных процессов.

Логика изучает законы и формы правильного мышления. Знания логики мышления очень важно для педагогики. Логика каждого учебного предмета задаёт те системы логических операций, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе его усвоения, те обобщения, которые должны быть ими достигнуты.

Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т. п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если оно само логично, если школьники учатся, думая, и думают, учась.

Мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых ко всё более усложняющим вопросам.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. (Н. Ф. Талызина). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.

Нередко дети, поступившие в I класс, умеют читать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому.

Для развития словесно-логического мышления у детей педагог должен

использовать различные упражнения и игры, при этом целесообразно:

— включать упражнения на развитие всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции;

— из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

— расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности;

— упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более лёгкими, не требующими от ученика значительных усилий, что позволяет ему повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую работу;

— Головоломки типа кубика Рубика.

— Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».

— Задания на разделение предметов по группам.

— Задания на подсчет букв и звуков в слове.

— Дополнение и раскрашивание картинки.

— Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.

— Решение легких примеров по математике.

— Нахождение отличий на 2 картинках.

Умения сравнивать, обобщать проявляются в логической чёткости, доказательности речи, чему способствуют такие упражнения, которые обучают детей пользоваться сложными синтаксическими конструкциями с сочинительной и подчинительной связью. Например: «Я считаю, что лебедя надо разместить рядом с уткой потому, что утка, как и лебедь, — водоплавающая птица». Очень важно научить школьников овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картинки. Работая с лингвистическим материалом на уроках, дети используют приёмы анализа и синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

При продуманном же и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже в начальной школе ребенок полностью овладеет словесно-логическими приемами мышления.

Игры и упражнения для развития словесно-логического мышления

«Угадай по описанию»,

Вниманию детей в предлагается пять изображений, которые имеют одинаковые и разные признаки. Даётся описание предмета на одной из картинок Дети отгадывают, о каком предмете идёт речь, и называют сходные и отличительные признаки этого предмета.

«За покупками в магазин»

Игра в которой дети упражняются в нахождении предмета по описанию путём исключения ряда признаков.

Например: Купи мне мяч не синий и не маленький.

«Отвечай быстро»

Цель: упражнять в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Оборудование: таблица, разделённая на девять клеток. В первом ряду изображения воробья, голубя, дятла; во втором — осы, лисы, стрекозы, в третьем — волка, бабочки, снегиря.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть таблицу и назвать всех тех, кто изображён на ней. После этого задаются вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Вопросы:

1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? (Птицы)

2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь)

3. Кого больше — зверей или насекомых? (Больше насекомых)

4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три)

5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают)

6. Сравните первый и второй столбики. Что вы заметили? (В каждом столбике изображены птицы, зверь, насекомое)

«Зашифрованное слово»

Игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.

Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) — по первому слогу;

Пуговица, молоток, лава (голова) — по второму слогу;

Колесо, село, панама (солома) — по последнему слогу;

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) — найти самим спрятанное слово.

Зашифровывать можно новые словарные слова, название темы.

«Вырази мысль другими слова ми»

Игра развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли.

Предлагается несложная фраза.

Задание. Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях и при этом не должен искажаться смысл высказывания.

Например: Птицы полетели на юг.

Ответы: Пернатые друзья отправились в дальние страны.

Журавли спешат в тёплые края.

Например: Дятел громко стучит по дереву

Ответ: Далеко слышится стук «лесного доктора».

«Закончи предложение».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть. (художник, рама, подпись).

«Найди сходства и различия».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т. д.

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

• Старый, дряхлый, маленький, ветхий

• Храбрый, злой, смелый, отважный

• Яблоко, слива, огурец, груша

• Молоко, творог, сметана, хлеб

• Час, минута, лето, секунда

• Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

• Платье, свитер, шапка, рубашка

• Книга, телевизор, радио, магнитофон

• Мыло, метла, зубная паста, шампунь

• Береза, дуб, сосна, земляника

«4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

мышление словесно-логическое

Смотреть что такое «мышление словесно-логическое» в других словарях:

  • мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое … Большая психологическая энциклопедия

  • Мышление абстрактное — (лат. abstractio отвлечение) мышление, в котором используются преимущественно отвлечённые (от вещественных и второстепенных или не имеющих значения в данном контексте конкретных свойств объектов и явлений) понятия, категории и логические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • мышление дискурсивное — форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. Часто… … Большая психологическая энциклопедия

  • мышление — МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ. Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В методике обучения иностранным языкам М. подразделяется на словесно логическое, наглядно образное, наглядно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Мышление — 1. особый вид познавательной деятельности, который на определённом уровне своего развития обеспечивает выявление субстанциональных свойств явлений действительности, установление связей и отношений между ними, а также создание и использование… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания непосредственное чувственное… … Российская педагогическая энциклопедия

  • Мышление — опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и даёт возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и… … Педагогический терминологический словарь

  • Общение и мышление — Мышление (М.) у человека в высших своих проявлениях (социальное познание, рефлексия, прогнозирование, словесно логическое и др.) формируется и развивается только в О. Социальными являются и любые формы О. (не только диалог или полилог, что… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Понятийное мышление — (словесно логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *