Социальная психология личности

Социальная психология личности

Понятие личности в социальной психологии

123

Личность – это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность – не только объектобщественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Таким образом, ЛИЧНОСТЬ – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.

Анатомо-физиологические особенности личности – это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.

В основе анатомо-физиологических особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. А следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно приниматься во внимание.

Важнейшими факторами формирования личности выступают окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует – общество.

Обычно прежде всего выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более вьщержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от большой энергии, стремительности в движениях, труде и речи до вялости в поведении, пассивности психической деятельности, речи и жестикуляции. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, оказывает большое влияние на формирование личности. Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.

Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой – совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность, т.е. труд, общение с другими людьми, в условиях которого развивается человек, воспитание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества.

Факторы формирования личности и особенности действий и поступков личности в обществе позволяют составить ее социально-психологическую характеристику, т.е. описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с людьми.

При этом не следует забывать о своеобразии зарождения и развития психологических особенностей личности, формирующихся в процессе социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, существует прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде, с другой – присутствует и определенная корреляционная зависимость собственно социально-психологических качеств личности от специфики функционирования его индивидуально-психологических особенностей.

Психологическая структура личности.Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека – это сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленное™ или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизированную внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение.

При этом не надо забывать и об общепсихологической структуре личности, отражающей единство и проявление трех взаимосвязанных сторон.

Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы ­– это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния – это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования представляют собой психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности связана с общественно значимыми качествами и особенностями, позволяющими занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Моральный облик личности – это система представлений о морали, отражающая наличие твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности – это устойчивая система взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности выявляет ее основные качества и характеристики, позволяющие играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Входящие в нее отношения к другим людям представляют собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности – настроенность на определенное отношение к обществу и к другим людям.

Социально-психологические теории личности в социальной психологии

В социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки., однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргументация в его пользу и будет предметом изучения.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика и она требует более точного самоопределния в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным еще и потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности.

^ Для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней двух «родительских дисциплин» социологии и общей психологии. Трудность задачи состоит в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо социологической или психологической концепции только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социальной психологии.

Отличия социально-психологического подхода к исследованию личности от социологического подхода:

1) Система социологического знания имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей общественного развития, главный фокус интереса здесь – макроструктура общества и прежде всего такие единицы анализа. Как социальные институты, законы их функционирования и развития, структура общественных отношений, а следовательно, и социальная структура каждого конкретного типа общества. В.А.Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип; как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность». Главная проблема социологического анализа личности —

это проблема социальной типологии личности.

2) Сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии. Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих в литературе и зависящих от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Однако личность описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами. Не касается вопроса о ее социальной детерминации. Различия в трактовке личности касаются больше всего – представлений о структуре личности. Одни понимают по личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт».


Согласно К.К.Платонову, подструктуры (1) биологически обусловленная подструктура: темперамент, половые, возрастные иногда патологические свойства личности; 2) психологическая подструктура: индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности – это память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства и воля; 3) подструктура направленности личности: приобретенные человеком знания, навыки, умения, привычки; 4) подструктура направленности личности:имеет особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур — влечения, желания интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения) различаются по «удельному весу» социального и биологического содержания. Именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной.

Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру.

От социологического подхода, подход социальной психологии отличается тем, что она выявляет каким образом сформировались социально-типические черты, почему в одних условиях они проявляются в полной мере. А в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе.


От общепсихологического подхода названный подход отличается не тем, что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей психологии – нет.

Отличие заключается в том, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально детерминированной личности» в конкретных, реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность.

^ 2. Представления Б.Д.Парыгина о социальной психологии личности.

В работах Б.Д.Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Социологический подход характеризуется тем, что в нем, рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический – тем, что здесь акцент сделан лишь «на всеобщих механизмах психической деятельности индивида». Задача же социальной психологии – «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений…» социально-психологический подход «характеризуется наложением друг на друга биосоматической и социальной программы».

^ 3. Содержание социально-психологического исследования личности.

Задачи исследования личности:

— социальной детерминации психического склада личности;

— социальной мотивации поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;

— классовых, национальных, профессиональных особенностей личности;

— закономерностей формирования и проявления общественной активности, путей и средств повышения этой активности;

— проблем внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления;

— самовоспитания личности и пр.

Специфика исследования личности в социальной психологии: понимание личности, предложенное А.Н.Леонтьевым – социальная психология пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах, личность с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), с другой стороны она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.

4. Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.

Проблемы изучения личности: социализация, социальной установки, социально-психологических качеств личности.

^ Процесс социализации — «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», » приобщения его к системе социальных связей». Он представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид устраивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Вопрос о соотношении понятия «социализации» и «воспитания» — в узком смысле слова, термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д.

В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Субъектом воспитательного процесса в данном случае может выступать и все общество.

Социализация – процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт. это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Ресоциализация – процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляет фундамент личности.

Две стороны социализации личности:

1 – усвоение социального опыта – характеристика того, как среда воздействует на человека;

2 – момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

^ Содержание процесса социализации:

Выделяют три сферы, в которых осуществляется становление личности:

— деятельность – три процесса

1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами,

2) ориентирование вокруг главного, выбранного, сосредоточие внимания,

3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости;

— общение – переход от монологичного общения к диалогичному, умение ориентироваться на партнера;

— самосознание – развитие самосознания личности.

Поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.

^ 5. Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии.

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. Личность рассматривается как:

1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение.

2) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;

3) определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения;

4) система конструктов. Конструкт – это своеобразная оценочная ось ( например, плохой – хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их;

5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы;

6) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;

7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.п.

В структуре проявлений личности выделяют три главные составляющие:

1 – индивид – психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода.;

2 – персона – социально-типическаие образования личности, обусловленные влиянием социального окружения;

3 – индивидуальность – своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).

Важными социально-психологическими феноменами личности являются:

Заражение –чувственное состояние человека, который определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями;

Негативизм(от лат. отрицание) – необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, которое свидетельствует о слабости воли;

Аффилициация(от англ. присоединять, присоединяться) – стремление человека быть в обществе других людей;

Аттракция(от лат. привлекать, притягивать) — привлекательность возникающая при восприятии человека человеком;

Альтруизм(от лат. другой) – черта личности и нравственная норма бескорыстное и уважительное отношение к другим людям. Готовность сопереживать, действовать в их интересах, поступившись своими.

Маргинальность (от лат. край, граница) – пограничность периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.);

Индифферентность– равнодушие, безучастность друг к другу.

^ Личность – системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Составляющие личности:

1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;

2) потребностно-мотивационная сфера.Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции ее поведения);

3) эмоционально-волевая сфера;

4) когнитивно-познавательная сфера;

5) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

^ 6. Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведение его в своей деятельности.

Социализация начинается с воздействия на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (крик ребенка при желании кушать), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек, может воздействовать и на себя как социальный объект.

Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

^ Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние возраст, интеллектуальный уровень, пол и др. факторы.

2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является культура.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами. Позволяющее усваивать разнообразные нормы отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Пример – полоролевая типизация или процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (например, манер, движения, поступки и т.п.);

3) внушение– воздействие на поведение и психику человека предполагает некритическое восприятие им особенностей информации.

4) фасилитация(облегчение) – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.

5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Некоторые авторы выделяют такие механизмы социализации как:

1) имитация– осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

2) стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

3) чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

^ Факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ими могут стать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кино и видеофильмы, теле- и радиопередачи и т.п.

Стадии процесса социализации:

— дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Ее разделяют на два периода:

А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (период раннего детства);

Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К нему относят период обучения в школе, относительно периода обучения в вузе или техникуме имеются разные точки зрения.

— трудовая социализация охватывает период зрелости человека;

— послетрудовая социализацияпредставляет собой сложный вопрос – это проблема возникающая на государственном уровне, определяющем границы трудоспособности и выхода на пенсию.

Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

^ На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства – семья и дошкольные детские учреждения.

Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа — Я».

^ Авторитарность (лат влияние, власть)– социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций и культурных норм.

^ Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает систематическое образование, являющееся важнейшим элементом социализации, помимо этого на школу возложена обязанность по подготовке к жизни в обществе в более широком смысле.

^ На трудовой стадии важнейшим институтом является трудовой коллектив.

Вопрос об институте на послетрудовой стадии социализации остается открытым.

Следовательно, основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.д.

В этих институтах протекает процесс социализации человека.

^ 7. Регуляция социального поведения личности. Социальная установка

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки.

Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Изучение этого механизма дает ответ на вопрос о том, чем конкретно регулируется, поведение и деятельность человека.

Чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности.

^ Проблема установки в школе Д.Н.Узнадзе:

— установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

— фиксированная установка в отличие от ситуативной – настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации.

Установка в контексте концепции Д.Н.Узнадзе касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное.

^ Концепция отношений человека И.Н.Мясищева.

Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» объясняет направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция. Предрасположенность к каким-то объектами, которая позволяет ожидать раскрытие себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том. Что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и тем самым разнообразные весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации.

Направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды.

Направленность личности может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции – предрасположенность действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций.

4.1. Личности в социальной психологии

Согласно стандартному определению из психологических словарей, личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Остановимся на краткой характеристике основных подходов к разработке российской (в том числе и советской) социальной психологии личности и авторских концепциях, представляющих эти подходы.

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений

Основоположником психологии отношений в России был А. Ф. Лазурский. Однако свою известность психология отношений получила во многом благодаря трудам В. Н. Мясищева.

Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения и как субъективные отношения. Последние им называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями. Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения, – утверждал Мясищев: «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека… Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности». Психологические отношения составляют системообразующее качество личности.

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем личности является концепция Б. Ф. Ломова. По мнению Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид – общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества».

Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Реализация направленности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми. Эти отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях.

Эти отношения отражают то, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них. Ломов считает «субъективные отношения» родовым понятием по отношению к таким понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд» .

Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки

Основателем отечественной теории установки является Д. Н. Узнадзе. Для разработки социальной психологии личности большое значение имеют центральные идеи этой теории. В активное взаимодействие с действительностью вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные акты его психической деятельности. Поведение и жизнедеятельность субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое характеризует его склонность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это состояние и есть установка.

Разные виды установок реализуются двумя выделенными Узнадзе формами поведения: экстерогенным и интерогенным. К экстерогенным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным – эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество. Одно из важных положений теории установки заключается в том, что существуют разные формы психической активности. Главные из них – установка и объективация. Акт объективации включает в себя идентификацию того, что переживается сейчас, с тем, что переживалось только что перед этим, сознание их тождества, закрепляемого актом номинации в речи. В этом акте заключено познавательное отношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективации являются: душевный мир, который помогает индивиду выделять в процессе поведения мешающие ему предметы, а также социальные требования и «Я». В способности объективации заключен механизм выхода за пределы личного, в сферу другого человека. Намечается переход от психологии личности к социальной психологии личности.

Комплексный подход к изучению личности

Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым.

Анализируя особенности современного научного знания о человеке, Ананьев отметил, что проблема человека становится обшей проблемой всей науки в целом. В комплексе наук о человеке психологии отводится большое место. На ее долю приходится исследование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, человека как субъекта. Выраженность социально-психологической составляющей повышается от исследования человека как индивида к исследованию его как субъекта. Так, уже при изучении человеческого индивида отмечается определенная зависимость индивидуально-типических свойств от условий внешней среды (природной и социальной).

Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется «статус личности», т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности». Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение .

Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения Необходимость изучения личности в системе социальных связей и отношений, по мнению Ананьева, обусловило то, что историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности составляет единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование.

Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологии личности

Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта. Высказав кардинальное положение о включении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах – познавательной, деятельностной и отношенческой.

В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности. Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом.

Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности, Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта. В субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Субъект выступает как основание связи сознания и деятельности. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки. Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме: личность является субъектом жизни.

Развитие и конкретизация субъектно-деятельностного подхода содержится в трудах К. А. Абульхановой.

Деятельностный подход к психологии личности

Он разработан А. Н. Леонтьевым и явился одним из методологических принципов отечественной социальной психологии личности.

Ключом к подлинно научному пониманию личности Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях…».

Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность. Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций. Для понимания структуры личности важной представляется мысль Леонтьева о иерархическом отношении деятельностей.

Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности. Леонтьев отметил особую функцию понятия «смысл» в структуре личности. Смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели.

Структурно-динамический подход в психологии личности

Существует большое разнообразие теорий личности, в которых принцип структурности занимает большое место. При этом на передний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматриваются ее разные стороны.

Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов – А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина – на структуру личности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

19. Социально-психологические типологии личности

Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.

Типология включает три уровня:

1) низкий уровень:

а) рассудочный тип – характеризуется развитой рассудочностью, склонностью анализировать мотивы и последствия действий, обладает слабой одаренностью, вследствие чего склонен копировать чужие действия;

б) аффективные типы могут быть подвижными, чувственными или мечтателями;

в) активные типы (импульсивно энергичные (характеризуются беспорядочностью, необдуманностью своих действий и их последствий, склонностью к риску, азартным играм), покорно-деятельные, упрямые);

2) средний уровень:

а) непрактичные теоретики-идеалисты (ученые (развито последовательное мышление, научные интересы), художники и религиозные созерцатели (развито воображение));

б) практики-реалисты (альтруисты (развита способность к сочувствию, симпатии), общественники, властные (обладают твердой волей и способны влиять на окружающих), хозяйственные (расчетливы, направлены на практические цели);

3) высший уровень – характеризуются наличием высших человеческих идеалов (альтруизм, знание, красота, религия, общество и др.) сознательностью, координированностью душевных переживаний.

Типология личности Э. Шпрангера основывается на различиях ценностных ориентациях, жизненных позициях и отношениях личности к конкретным видам деятельности.

Выделяется шесть основных типов:

1) теоретический человек – характерна страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению;

2) экономический человек – главным является мотив полезности, достижений в своей деятельности;

3) эстетический человек – характерно собственное миропонимание, красота духа, бережное отношение к природе;

4) социальный человек – характеризуется социальной направленностью деятельности, стремлением к контактам с другими людьми;

5) политический человек – характеризуется преобладанием власти как основной ценности;

6) религиозный человек – основным считает высшие ценности души.

Типология Э. Фромма основана на доминирующих установках в социальной среде:

1) личности с рецептивной (берущей) установкой – характеризуются убеждением, что единственным способом получение желаемого является получение из внешнего источника, от других. Основной техникой является ожидание получения блага. Оптимистичны, дружелюбны, сердечны, помогают из расчета;

2) личности с эксплуататорской (овладевающей) установкой – отличаются от предыдущего типа только техникой, действуя хитростью и силой, изымает благо у других. Циничны, подозрительны, враждебны, завистливы;

3) личности со стяжательской (сберегающей) установкой – характеризуются склонностью к бережливости того, что имеют. Упорны, целеустремленны, терпеливы, упрямы, скрытны;

4) личности с рыночной (обменивающей) установкой – убеждены, что все продается и покупается, успех зависит от того, насколько выгодно удастся продать свой труд на рынке. Практичны, деловиты, жадны и расчетливы.

Типология по «социометрическому статусу» в группе:

1) «звезда» – личность, обладающая наибольшей популярностью;

2) «предпочтимый» – личность, получившая более чем среднее число социометрических выборов;

3) «ведомый» – индивид, получивший среднее число выборов;

4) «пренебрегаемый» – человек, получивший очень мало (один или два) социометрических выборов других членов группы;

5) «изолированный» – индивид, не получивший ни одного социометрического выбора;

6) «отвергаемый» – член группы, не только не получивший ни одного выбора, но, более того, – получивший отклонения (члены группы указали, что не хотели бы иметь с ним дел).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *