Теория рационального выбора

Теория рационального выбора

Большой социологический словарь — рационального выбора теория

рационального выбора теория (RATIONAL CHOICE THEORY) Теория рационального выбора, происхождение которой связано с экономической наукой, представляет собой быстро развивающееся направление социологической теории, более точное название которого — подход или парадигма рационального выбора. Она является одной из тех моделей целенаправленного действия, которые встречаются во всех социальных науках. Эти модели предполагают, что социальным деятелям (actors) свойственно стремление к достижению определенных целей, то есть они предпринимают действия для получения определенных результатов. Основной постулат теории рационального выбора представляет собой скорее метатеоретическое допущение, нежели эмпирическое обобщение и заключается в том, что люди действуют рационально. Модели целенаправленного действия в целом исходят из того же допущения, однако отличительным элементом теории рационального выбора является идея оптимизации: действуя рационально, индивиды поступают оптимальным образом, то есть максимизируют выгоды или сокращают до минимума затраты, когда осуществляют выбор из ряда альтернативных действий. В соответствии со своими предпочтениями деятели выбирают те действия, которые приносят наилучший результат. Вслед за экономистами социологи, использующие подход рационального выбора, часто предполагают, что деятели озабочены прежде всего своим собственным благополучием, и что их предпочтения являются своекорыстными (self-interested). В частности, деятели стремятся контролировать ресурсы, в которых они заинтересованы (например, богатство и другие источники материального благополучия, безопасности, досуга). Таким образом, этот подход следует традиции утилитаризма, и многие его представители предполагают, что индивидуальные деятели эгоистичны. Однако допущение об эгоистичности деятелей не является необходимым элементом данной теории, подчеркивающей целенаправленность действий и предпринимаемую деятелями оптимизацию, но не говорящей о том, каковы цели. Утверждалось, что некоторые люди могут иметь «направленные на других» предпочтения альтруистического характера, которым они также следуют рациональным образом посредством оптимизации. Основная цель теории рационального выбора заключается скорее в объяснении поведения социальных систем (как больших, так и малых), а не индивидуального поведения. Теоретики данного направления считают, что систему следует объяснять с точки зрения поведения составляющих ее деятелей. Это в свою очередь требует объяснения действий отдельных индивидов и перехода от индивидуального поведения к поведению системы. В соответствии с принимаемым постулатом о том, что люди действуют рационально, индивидуальные действия моделируются довольно просто, как результаты рационального выбоpa (целенаправленного действия, оптимизации и, по мнению многих теоретиков, эгоизма). Тонкости же индивидуальной психологии при этом игнорируются. Представители данного подхода в гораздо большей степени интересуются переходом от индивидов к системам и наоборот. В отличие от утилитаризма подход рационального выбора не предполагает, что социальные системы могут моделироваться всего лишь как совокупность индивидуальных деятелей и действий. Во-первых, с объединением индивидуальных деятелей их взаимодействие часто приводит к результатам, которые отличаются от намерений целенаправленно действующих индивидов, составляющих социальную систему. Во-вторых, социальные системы обладают такими качествами, которые как ограничивают действия индивидов, так и влияют на их предпочтения. Следовательно, в рамках данного подхода осуществляются попытки объединить социологические объяснения на макроуровне (например, на уровне институциональной структуры общества) с объяснениями на микроуровне (уровне поведения деятелей в пределах этой структуры) и разрешить таким образом проблему дуализма деятельности и структуры. Эти общие положения могут быть проиллюстрированы относительно коллективного действия и социальной сплоченности, которая рассматривается теорией рационального выбора как нечто изначально проблематичное. Примером может быть вопрос о членстве в профсоюзе: если определенная группа работников представлена профсоюзом, ведущим с работодателями переговоры об уровне зарплаты от имени каждого члена этой группы, а участие в профсоюзе является добровольным, то почему индивиды предпочитают вступать в профсоюз и платить членские взносы? Ведь они знают, что работодатели в результате действий профсоюза будут повышать зарплату каждому вне зависимости от того, является он членом профсоюза или нет. Таким образом, материального стимула для вступления в профсоюз, казалось бы, нет. Рациональный выбор для эгоистичного индивида, с этой точки зрения, заключается в том, чтобы быть «зайцем» («free rider») — не платить деньги за членство в профсоюзе, но пользоваться повышениями зарплаты, достигнутыми благодаря коллективному действию его товарищей по работе, состоящих в профсоюзе. Однако если бы все индивиды сделали такой рациональный выбор, то не было бы ни профсоюза, ни повышений зарплаты. Пример с «зайцем» свидетельствует о том, что (1) данный подход сосредоточивается на индивидуальных действиях как основных единицах анализа; (2) эти действия объясняются посредством ссылки на выбор, совершаемый своекорыстными деятелями в ответ на предлагаемую социальной системой структуру стимулов; (3) поступки индивидов, действующих рационально, могут иметь коллективный результат, который не является рациональным или оптимальным ни для группы, ни для индивида. На деле многие, конечно, вступают в профсоюзы, и теория рационального выбора может предложить в отношении этого различные альтернативные гипотезы. Индивиды могут осознавать последствия ослабления профсоюза из-за уменьшения числа его членов и полагать, что вступление в профсоюз с целью поддержания его влиятельности соответствует их собственным долгосрочным интересам. Индивидуальные предпочтения могут включать в себя желание нравиться товарищам по работе — членам профсоюза. Индивиды могут следовать интернализованным групповым нормам, высоко оценивающим членство в профсоюзе, и это может составлять часть их предпочтений. Теория рационального выбора — это теория о том, каким образом люди делают выбор при существующих индивидуальных предпочтениях. Для того, чтобы объяснять явления, необходимо, следовательно, иметь дополнительное знание или разумные гипотезы о природе и происхождении этих предпочтений. Однако последнее вызывает расхождение во мнениях. Одним из распространенных объяснений является ссылка на эгоизм. Согласно другому, предпочтения отражают также ценности и убеждения, не сводимые к эгоистическим интересам и не поддающиеся рациональному выбору. С этой точки зрения, предпочтения формируются социализацией; таким образом, данный подход требует выдвижения дополнительных допущений относительно культуры и социальной структуры. Совокупность различных возможностей, из которых деятели осуществляют свой выбор, также социально структурирована, то есть существуют социальные ограничения выбора. Гипотеза, ссылающаяся на эгоизм, не является ни правдоподобной, ни полезной, поскольку очевидно, что люди обычно действуют, ставя интересы других индивидов и групп перед своими собственными. Однако сторонники данной гипотезы в ответ на это заявляют о том, что выбор, соотнесенный с интересами других людей, такой, как следование социальным нормам сотрудничества, доверия и даже альтруизма, на самом деле можно объяснить исходя из идеи эгоизма. На собственном опыте индивидуальные деятели убеждаются в том, что сотрудничество, доверие и действия на благо группы являются рациональными способами максимального увеличения собственной выгоды в тех ситуациях, когда индивиды связаны отношениями взаимозависимости, и когда каждый из них контролирует ресурсы, необходимые другим. В рамках парадигмы рационального выбора признается, что рациональность сама по себе является проблематичным понятием. Во-первых, понятие рациональности ограниченной указывает на то, что оптимизация невозможна, и поэтому выбор деятелей является скорее не всецело рациональным, а ограниченно рациональным. Во-вторых, то, что представляется рациональным самому деятелю, другим может таковым не казаться, и вопрос о том, какую систему координат следует принять, вызывает разногласия. Следует ли теоретику принимать предпочтения деятеля как данность, не задаваясь вопросом о том, являются ли они рациональными (с точки зрения теоретика)? Не определяет ли теоретик выбор деятеля как рациональный тогда, когда существуют лучшие его варианты, которые деятель не смог учесть? Если ограниченная рациональность характерна как для деятелей, так и для наблюдателей, то могут ли последние адекватно судить о рациональности предпочтений и выбора первых? Отсутствие строгого критерия рационального выбора вследствие ограниченности рациональности означает, что сама парадигма рационального выбора временами может быть довольно неопределенной. Подход рационального выбора сопряжен с аналитическим теоретизированием, основанным на ясных посылках, логической дедукции и четкой аргументации и ведущим скорее к объяснению, а не описанию. Он стремится также к простоте объяснения и к сведению теории к небольшому числу фундаментальных элементов. Отличительной особенностью данного подхода является построение точных моделей, часто выражаемых в формальных терминах и, таким образом, подобных моделям экономической науки. В качестве теоретической парадигмы, основанной на идее целенаправленного действия и методологическом индивидуализме, он является частью веберовской традиции социологической теории. Его ближайшей предшественницей в социологии является обмена теория, хотя последняя сосредоточивается скорее на малых группах, а не на более крупных социальных системах. См. также: Деятель/Социальный деятель; Игр теория. Лит.: Coleman and Fararo (1992а); Marini (1992); Abell (2000)

Рациональный выбор в экономике

Как мы постараемся показать в этой книге, знание методов принятия решений необходимо при анализе различных задач выбора.
Задача выбора является одной из центральных в экономике . Два основных действующих лица в экономике — покупатель и производитель — постоянно вовлечены в процессы выбора.

Потребитель решает, что покупать и за какую цену. Производитель решает, во что вкладывать капитал, какие товары следует производить.
Одно из основных допущений экономической теории состоит в том, что человек делает рациональный выбор. Рациональный выбор означает предположение, что решение человека является результатом упорядоченного процесса мышления. Слово «упорядоченный» определяется экономистами в строгой математической форме. Вводится ряд предположений о поведении человека, которые называются аксиомами рационального поведения. Впервые такие аксиомы приведены в .
При условии, что эти аксиомы справедливы, доказывается теорема о существовании некой функции, устанавливающей человеческий выбор, — функции полезности. Полезностью называют величину, которую в процессе выбора максимизирует личность с рациональным экономическим мышлением. Можно сказать, что полезность — это воображаемая мера психологической и потребительской ценности различных благ.
С содержательной точки зрения делается предположение, что человек как бы взвешивает на некоторых «внутренних весах» различные альтернативы и выбирает из них ту, полезность которой больше.
Задачи принятия решений с рассмотрением полезностей и вероятностей событий были первыми, которые привлекли внимание исследователей. Постановка таких задач обычно заключается в следующем. Человек выбирает какие-то действия в мире, где на получаемый результат (исход) действия влияют
случайные события, неподвластные человеку. Ho, имея некоторые знания о вероятностях этих событий, человек может рассчитать наиболее выгодную совокупность и очередность своих действий.
Отметим, что в данной постановке задачи варианты действий обычно не оцениваются по многим критериям. Таким образом, используется более простое их описание. Рассматривается не одно, а несколько последовательных действий, что позволяет построить так называемые «деревья решений» (см. далее).
Человек, который следует аксиомам рационального выбора, называется в экономике рациональным человеком.

Лекция 2. Аксиоматические теории рационального поведения

  • •Лекция 1. Основные понятия и определения
  • •1. Люди, принимающие решения
  • •2. Люди и их роли в процессе принятия решений
  • •3. Особая важность проблем индивидуального выбора
  • •4. Альтернативы
  • •5. Критерии
  • •6. Оценки по критериям
  • •7. Процесс принятия решений
  • •8. Множество Эджворта-Парето
  • •9. Типовые задачи принятия решений
  • •10. Пример согласования интересов лпр и активных групп
  • •11. Многодисциплинарный характер науки о принятии решений
  • •Лекция 2. Аксиоматические теории рационального поведения
  • •1. Рациональный выбор в экономике
  • •2. Аксиомы рационального поведения
  • •3. Задачи с вазами
  • •4. Деревья решений
  • •5. Парадокс Алле
  • •6. Нерациональное поведение. Эвристики и смещения
  • •7. Объяснения отклонений от рационального поведения
  • •8. Должны ли экономисты принимать во внимание отклонения поведения людей от рационального?
  • •9. Теория проспектов
  • •10. Теория проспектов и парадокс Алле
  • •11. Новые парадоксы
  • •Волшебные страны Компьютерная игра в Университете Власти
  • •Лекция 3. Многокритериальные решения при объективных моделях
  • •1. Модели
  • •2. Подход исследования операций
  • •3. Появление многокритериальное
  • •4. Первые многокритериальные решения: сколько строить ракет?
  • •5. Разные типы проблем
  • •6. Два пространства
  • •7. Многокритериальный анализ экономической политики
  • •8. Две трудности для лпр
  • •9. Исследование решений на множестве э-п
  • •10. Постановка многокритериальной задачи линейного программирования
  • •11. Человекомашинные процедуры
  • •12. Весовые коэффициенты важности критериев
  • •13. Классификация чмп
  • •14. Прямые человекомашинные процедуры
  • •15. Процедуры оценки векторов
  • •16. Процедуры поиска удовлетворительных значений критериев
  • •Фаза расчетов
  • •Фаза анализа
  • •17. Пример применения метода stem : как управлять персоналом
  • •Волшебные страны Обращение ректора Университета Власти к студентам
  • •Лекция 4. Оценка многокритериальных альтернатив: многокритериальная теория полезности
  • •1. Снова об этапах процесса принятия решений
  • •2. Различные группы задач принятия решений
  • •Задачи первой группы
  • •Задачи второй группы
  • •3. Пример
  • •4. Многокритериальная теория полезности ( maut )
  • •4.1. Основные этапы подхода maut
  • •4.2. Аксиоматическое обоснование
  • •4.3. Основные теоремы
  • •4.4. Построение однокритериальных функций полезности
  • •4.5. Проверка условий независимости
  • •4.6. Определение весовых коэффициентов (коэффициентов важности) критериев
  • •4.7. Определение полезности альтернатив
  • •5. Метод smart – простой метод многокритериальной оценки
  • •6. Первый эвристический метод
  • •7. Веса критериев
  • •8. Как люди назначают веса критериев
  • •9. Практическое применение
  • •Библиографический список
  • •Волшебные страны Компьютерная генетика
  • •Лекция 5. Оценка многокритериальных альтернатив: подход аналитической иерархии
  • •1. Основные этапы подхода аналитической иерархии
  • •2. Структуризация
  • •3. Попарные сравнения
  • •4. Вычисление коэффициентов важности
  • •5. Определение наилучшей альтернативы
  • •6. Проверка согласованности суждений лпр
  • •7. Система поддержки принятия решений Expert Choice
  • •8. Контрпримеры и противоречия
  • •9. Мультипликативный метод аналитической иерархии
  • •10. Пример практического применения подхода анр
  • •Библиографический список
  • •Лекция 6.Оценка многокритериальных альтернатив: методыelectre
  • •1. Конструктивистский подход
  • •2. Два основных этапа
  • •3. Свойства бинарных отношений
  • •4. Метод electre I
  • •5. Метод electre II
  • •6. Метод electre III
  • •7. Пример
  • •8. Пример практического применения метода electre III
  • •9. Некоторые сопоставления
  • •Модель человеческого мозга «Грандом», созданная в Монтландии
  • •Лекция 7. Человеческая система переработки информации и ее связь с принятием решений
  • •1. Этапы переработки информации, типы памяти
  • •2. Модель памяти
  • •3. Кратковременная память
  • •3.1. Три этапа переработки информации в кратковременной памяти
  • •3.2. Кодирование
  • •3.3. Хранение
  • •3.4. Магическое число
  • •3.5. Денежный насос
  • •3.6. Последовательная обработка информации
  • •3.7. Извлечение
  • •4. Дескриптивные исследования многокритериальных проблем
  • •4.1. Прослеживание процесса принятия решений
  • •4.2. Результаты дескриптивных исследований
  • •5. Долговременная память
  • •5.1. Кодирование
  • •5.2. Хранение
  • •5.3. Извлечение
  • •6. Рабочая память
  • •7. Психологические теории человеческого поведения при принятии решений
  • •7.1. Теория поиска доминантной структуры
  • •7.2. Теория конструирования стратегий
  • •8. Исследование возможностей человека в задачах классификации многомерных объектов
  • •8.1. Схема экспериментов
  • •8.2. Параметры, используемые для оценки поведения испытуемых в задачах классификации
  • •8.3. Описание экспериментов
  • •8.4. Результаты экспериментов
  • •8.5. Обсуждение результатов первой серии экспериментов
  • •8.6. Анализ и обсуждение результатов второй серии экспериментов
  • •8.7. Общее обсуждение
  • •Библиографический список
  • •История бюрократии в Монтландии
  • •Лекция 8. Оценка многокритериальных альтернатив: вербальный анализ решений
  • •1. Особый класс задач принятия решений: неструктурированные проблемы с качественными переменными
  • •2. Качественная модель лица , принимающего решения
  • •2.1. Черты человеческой системы переработки информации
  • •2.2 Особенности поведения человека при принятии решений
  • •3. Какими должны быть методы анализа неструктурированных проблем
  • •4. Измерения
  • •4.1. Качественные измерения
  • •4.2. Сравнительные качественные оценки
  • •5. Построение решающего правила
  • •6. Проверка информации лпр на непротиворечивость
  • •7. Обучающие процедуры
  • •8. Получение объяснений
  • •9. Основные характеристики методов вербального анализа решений
  • •10. Метод запрос ( Замкнутые Процедуры у Опорных Ситуаций )
  • •10.1. Постановка задачи
  • •10. 2. Пример : как оценить проекты ?
  • •10.3. Выявление предпочтений лпр
  • •10.4. Сравнение альтернатив
  • •10.5. Преимущества метода запрос
  • •10.6. Практическое применение метода запрос
  • •11. Сравнение трех сппр
  • •Библиографический список
  • •Контрольное задание
  • •Компьютерные двойники
  • •Лекция 9. Повторяющиеся решения. Построение баз экспертных знаний
  • •1. Процесс мышления как манипулирование символами
  • •2. Два типа знания
  • •3. Время и условия становления эксперта
  • •4. Трансформация системы переработки информации
  • •5. Иерархические структуры хранения знаний
  • •6. Черты поведения эксперта
  • •7. Подсознательный характер экспертных знаний
  • •8. Трудности получения экспертных знаний
  • •9. Экспертные знания в задачах классификации с явными признаками
  • •10. Формальная постановка задачи классификации
  • •11. Основные идеи метода экспертной классификации
  • •11.1. Структуризация проблем
  • •11.2. Классификация состояний объекта исследования
  • •11.3. Гипотеза о характерности
  • •11.4. Проверка информации эксперта и гипотезы о характерности
  • •11.5. Определение последовательности состояний для предъявления эксперту в процессе классификации
  • •11.6. Трудоемкость построения баз знаний
  • •11.7. Проверка качества баз знаний
  • •12. Граничные элементы классификации
  • •13. Решающие правила экспертов
  • •14. Система диагностики заболеваний группы
  • •Библиографический список
  • •Лекция 10. Анализ риска
  • •1. Типы риска
  • •2. Особая сложность задач анализа риска
  • •3. Направления исследований
  • •4. Измерение риска
  • •4.1. Инженерный подход
  • •4.2. Модельный подход
  • •4.3. Восприятие риска
  • •4.4. Сопоставление разных способов измерения риска
  • •5. Установление стандартов
  • •6. Человекомашинное взаимодействие
  • •7. Риск катастрофических событий как независимый критерий
  • •8. Распределения «с тяжелыми хвостами»”
  • •9. Аварии и их анализ
  • •10. Управление риском
  • •11. Практический пример: выбор месторасположения нового объекта с учетом факторов риска
  • •11.1. Конкретная задача: альтернативы
  • •11.2. Активные группы
  • •11.3. Критерии
  • •11.4. Особенности задачи выбора с точки зрения теории принятия решений
  • •11.5. Анализ вариантов
  • •11.6. Конструирование нового варианта
  • •Библиографический список
  • •Контрольное задание
  • •Волшебные страны Компьютерная демократия Монтландии
  • •Лекция 11. Коллективные решения
  • •1. Парадокс Кондорсе
  • •2. Правило большинства голосов
  • •3. Метод Борда
  • •4. Аксиомы Эрроу
  • •5. Попытки пересмотра аксиом
  • •6. Теорема невозможности и реальная жизнь
  • •7. Принятие коллективных решений в малых группах
  • •8. Организация и проведение конференций по принятию решений
  • •9. Метод организации работы гпр
  • •9.1. Предварительные этапы
  • •9.2. Анализ собранной информации
  • •9.3. Проведение конференции по принятию решений
  • •9.4. Практический пример
  • •Библиографический список
  • •Волшебные страны Военный переворот в Свапландии ( Статья в оппозиционной газете «Вечерний наблюдатель» , выходящей в столице Монтландии — Олоне).
  • •К событиям в Свапландии ( Статья в правительственной газете «Олон — пост» , выходящей в столице Монтландии — Олоне .)
  • •Лекция 12. Многокритериальная задача о назначениях
  • •1. Определение и особенности
  • •2. Постановка многокритериальной задачи о назначениях
  • •2.1. Содержательная постановка задачи
  • •2.2. Критерий оптимальности решения мзн
  • •2.3. Формальная постановка задачи
  • •3. Пример
  • •4. Различные типы задач о назначениях
  • •5. Основные алгоритмы решения многокритериальной задачи о назначениях
  • •5.1. Различные индексы соответствия
  • •5.2. Поиск решения многокритериальной задачи о назначениях
  • •6. Этап анализа данных и проверки существования идеального решения
  • •7. Формирование области допустимых решений
  • •8. Выявление предпочтений лпр
  • •8.1. Статистические оценки сложности задач выявления предпочтений лпр
  • •8.2. Основная процедура выявления предпочтений лпр
  • •8.3. Выявление предпочтений лпр ; вспомогательная процедура
  • •9. Поиск окончательного решения многокритериальной задачи о назначениях
  • •9.1. Поиск решения мзн типа а
  • •9.2. Поиск решения мзн типа в
  • •9.3. Поиск решения мзн типа с
  • •9.4. Поиск решения мзн типа d
  • •10. Практическое применение
  • •Библиографический список
  • •Контрольное задание
  • •Волшебные страны Стратегия правления в Свапландии (Статья в Правительственной газете «Олон-пост», выходящей в столице Монтландии — Олоне.)
  • •Прыжок в никуда
  • •Лекция 13 принятие решений в организациях
  • •1. Личные и деловые решения
  • •2. Модель ограниченной рациональности
  • •3. Эскалация решений
  • •4. Тактические и стратегические решения
  • •5. Модель «игра влияний» в руководстве организации
  • •6. Модель обеспечения профессионального качества подготовки решений
  • •7. Топографическая модель организации
  • •8. Государственные или частные организации: что эффективнее?
  • •9. Централизация в принятии решений: попытка административной революции
  • •10. Система «ринго»
  • •11. Планирование выполнения решений
  • •12. Виртуальные организации
  • •13. Управление знаниями в организациях
  • •14. Метод милс (Многоуровневые Информационно-Логические Структуры)
  • •15. Таблицы решений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *