Типы общения в психологии

Типы общения в психологии

Функционально—ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Межличностное общение. Собственно, почти все, что мы здесь рассматриваем, имеет прямое отношение к этому типу общения. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них. При общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета.

Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально—ролевого. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой—то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется.

Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие это — не сообщение кому—то чего—то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения — раппортное.

Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием — доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть. Доверие, возникнув и укрепившись, имеет тенденцию углубляться: люди раскрывают друг перед другом все более глубокие пласты своего внутреннего мира. Взаимное погружение — это эмоционально напряженный процесс, который способен сильно изменить людей. Он накладывает ответственность за соответствие поведения уровню достигнутой глубины. Можешь ли ты действительно помочь? Если человек тебе доверился, чувство ответственности должно регулировать доступную глубину доверия. Если этого нет, доверие легко оборачивается предательством с соответствующими последствиями. В связи с этим понятно наличие защитных барьеров. Одностороннее использование барьеров происходит при межперсональной защите: один человек пытается изменить личность другого, чтобы оправдать свои негативные качества и создать себе психологический комфорт в общении.

Направленность в стиле общения может быть разной — потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции, независимость, уединенность (отрешенный стиль). Также выделяют разные типы направленности: альтруистический (благо и помощь другим); манипуляторский (достижение собственной цели); миссионерский (невмешательство, осторожное влияние). Еще о стилях: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаиваю на своем), приспособление (стараюсь сохранить отношения); избегание (неприятного). Управление общением может быть по стилю авторитарным (единоличные решения), демократическим (ориентировано на группу), либеральным (подчинено случайностям).

Фазы общения. Наиболее ответственна фаза подготовки, если она возможна. Общение надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения — вхождение в контакт. Здесь важна сонастройка, важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность ориентироваться другому. Существуют техники присоединения к партнеру (вплоть до имитации некоторых его особенностей, отслеживания ритма дыхания т. д.). Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта. Дальше идет фаза концентрации внимания на чем—то, какой—то проблеме, задаче сторон и разработка темы. Следующий этап — мотивационный зондаж. Цель его — понять мотивы собеседника и его интересы. Затем наступает фаза поддержания внимания. К приемам поддержания внимания (переключение и т. п.) необходимо возвращаться неоднократно. Потом следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождение во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Если темы исчерпаны или партнер проявляет беспокойство, необходимо завершать общение. Это всегда критический момент в отношениях. Объективно — это перерыв, так как вы какое—то время не будете общаться. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения. Очень важен самый последний момент, последние слова, взгляды, рукопожатия, иногда они могут полностью изменить результат многочасовой беседы. В противоположность перерыву, разрыв отношений — это конец контактов. Разрыв всегда плох: упущены возможности. Еще раз напомним о допустимой глубине доверительности в общении — взвешивайте ваши желания и возможности в отношениях.

В деловом общении существуют свои особенности. При любой цели всегда есть задачи: 1. Оценить человека с деловой точки зрения. 2. Получить или передать информацию. 3. Воздействовать на мотивы и решения. В конечном счете в любой деловой беседе важно наличие конкретных договоренностей, воспринимаемых человеком не как навязанные вами, а как результат собственных убеждений. Что значит оценить партнера с деловой точки зрения? Это значит уяснить, сможет ли он выполнить предлагаемую работу, кто он, каковы его отношения с другими. Переходя к конкретике, объяснить задачу, проконтролировать понимание, понять, сможет ли он оценить незавершенную работу и увидеть в перспективе результат; способен ли оценить достигнутый результат; желает ли он выполнять работу, каковы мотивы и есть ли противоречивые тенденции; способен ли он на работу более сложную, связанную с большим уровнем ответственности и свободы… Сколько человек будет заниматься этой работой, сколько времени он затрачивает на другую работу.

В любой деловой беседе надо иметь в виду три аспекта: деловой, личный и динамику, пружину развития беседы.

Некоторые технические советы. Всегда конкретно ставить задачу — если предложение конкретно, человек скорее примет его как свое. Прочувствовать план беседы как целое — тогда он уйдет из сферы осознанного и будет управлять. Основное время уделить главному вопросу, очень внимательно отнестись к выбору места и времени, учесть особенности партнера. В процессе беседы не снижать уровня целей — упадет ответственность партнера. Необходимо быть в творческом состоянии, искать варианты. Результаты беседы надо фиксировать в любой форме вместе с собеседником. Как только цель достигнута или определилась невозможность решения, беседу следует завершить. При этом будьте внимательны, чтобы не перечеркнуть результаты. Обязательно оцените беседу для себя сразу же после ее окончания и потом в более спокойной обстановке, когда определились результаты. Обратите внимание, была ли беседа формальной или доверительной, доволен ли партнер, чем недовольны в себе вы, каковы перспективы продолжения дела и отношений, правильно ли были выбраны условия и план беседы, какое впечатление сложилось у партнера о вас. Помните, общение — великий дар природы, оно же — оружие и инструмент. Надо быть с ним осторожным.

Люди по своему отношению к процессу общения делятся на общительных и застенчивых. Ф. Зимбардо специально исследовал застенчивых людей и подробно описал это свойство в своей книге «Застенчивость». «Быть застенчивым» — значит быть человеком, с которым «трудно общаться из—за его осторожности, робости и недоверчивости». Застенчивый человек «избегает взаимодействия с определенными лицами и предметами».

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не меньше, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими.

Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциально приятного опыта.

Она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права.

Ваша застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценивать ваши личные достоинства.

Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении.

Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться.

Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности, депрессии.

Быть застенчивым — значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой—то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из—за их неизвестности и неопределенности; начальства, наделенного властью; представителей другого пола из—за потенциальной возможности интимного контакта.

Источник: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д—ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной

Императивное и манипулятивное общение.

Важным регулятором поведения для становления и успешного развития деловой коммуникации является стиль взаимодействия с другими как типичная, наиболее часто проявляющаяся форма реагирования в человеческих контактах, обусловленная индивидуальными, личностными, социальными факторами. Как уже отмечалось ранее, стиль делового общения — это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия. Индивидуальный стиль рассматривается в литературе как присущая данному человеку система психологических приемов, средств, техник и способов деятельности с учетом генетических, личностных и профессиональных характеристик. В психологии общения выделяют три основных типа межличностного формального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение (от лат. imperativus — повелительный, не допускающий выбора) — подавление, т.е. авторитарная (силовая) форма воздействия на партнера по общению. Такое общение также называют автократическим или даже директивным. Его основной целью является подчинение одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям.

При таком общении партнер выступает обычно как пассивная сторона, как механизм, которым следует управлять. Особенностью такого взаимодействия является то, что представитель императивного контакта не скрывает своих намерений, принуждая другого действовать по принципу «Я сказал!» Авторитарный партнер обычно предпочитает убеждению принуждение, демонстрирует дистанцию, соблюдает иерархию даже при равноправном взаимодействии, противопоставляет себя другим, не считаясь с партнерами, создавая довольно-таки напряженную атмосферу общения.

Знаменитый американский менеджер Ли Якокка, говоря о своем стиле работы, отмечал, что всегда придерживался линии максимальной демократичности до момента, когда нужно ставить точку над «Ь>. И вот тут-то я превращаюсь в безжалостного диктатора. «Ну, я выслушал всех, — говорю я. — А теперь будем делать то-то и то-то!»

По форме воздействия па партнера, на собеседника императивное общение относится к группе деструктивных коммуникаций, так как не является благоприятным. При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели партнера не имеют значения, поскольку он рассматривается как безликий человек, средство достижения цели другого, как механизм, который не может самостоятельно работать, поэтому его нужно включать, им нужно управлять. Самым слабым местом такого стиля общения является нежелание и неумение отмечать успехи других, хвалить и поддерживать, поощрять партнеров. Если такой лидер оказался руководителем совещания или групповой дискуссии, то, как правило, участники не проявляют инициативы, творчества, чаще всего пассивны в высказываниях и тем более в принятии решений. Такой стиль при взаимодействии нецелесообразен, так как является причиной повышенной психологически-стрес- совой нагрузки, которая вредна для здоровья, провоцирует конфликтные ситуации, негативную реакцию и сопротивление, разрушает отношения межличностного взаимодействия.

Манипулятивное общение (от лат. manipuler — производить манипуляции и от фр. manipulation — манипуляция, мошенническая проделка) близко к императивному. В «Оксфордском словаре английского языка» манипуляция в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движение, производимое руками, в переносном смысле — как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». В контексте межличностных отношений термин «манипуляция» стал использоваться лишь в конце XX в.

Многие манипуляторы действуют по принципу «разделяй и властвуй». Проблема усугубляется тем, что манипуляторы не только не могут сохранить собственные отношения с людьми, но и губительно действуют на взаимоотношения других. Они, как правило, пользуются «грязными» технологиями воздействия, такими как: шантаж, угрозы, подмена ценностей, сталкивание с другими, лесть и подхалимаж, укрывание фактов или ложь. Манипулятивное отношение к другому человеку, как правило, разрушает межличностные деловые контакты и не способствует созданию доверительных связей.

Объектом манипулирования, как правило, является межличностное взаимодействие, а предметом — психологические аспекты механизмов и технологий влияния. В этом контексте результаты манипулирования можно рассматривать в переносном значении, как стремление «приручить», «заарканить», «поймать па крючок» другого, т.е. прослеживается попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.

Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе (Сюнь-Цзы).

Специалисты но психологии манипулирования выделяют три существенных признака психологической манипуляции:

  • • она содержит идею «прибирания к рукам» (кого-то или чего-то);
  • • ее обязательное условие — создание и сохранение иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия;
  • • искусность, мастерство манипулятора в выполнении приемов и техник воздействия.

Особенность манипулирования состоит в том, что манипулятор, как правило, стремится скрыть свои намерения, и то, как они будут интерпретированы, зависит от того, кто попытается анализировать его ходы и действия. В литературе выделяются три позиции манипуляторов.

  • 1. Позиция манипулятора. Большинство людей при взаимодействии зачастую используют разные позиции и роли: то как руководитель, ищущий благосклонности вышестоящего начальства, то как подчиненный, избегающий ответственности за недостатки в работе, то как специалист, контролирующий других.
  • 2. Позиция жертвы манипуляции. Также весьма распространенная позиция. Многие из участников взаимодействия могут вспомнить ситуации, когда в процессе контактов вскрывалась неискренность, «двойная игра» со стороны руководителей, коллег, деловых партнеров, некорректно использовались естественные потребности человека, и появлялась досада, душевная травма, разочарование из-за того, что «попались на чью-то удочку», кому-то излишне доверились, понесли моральный или психологический ущерб.
  • 3. Позиция внешнего наблюдателя. Человеку, не вовлеченному в мани- пулятивное взаимодействие, приходится заниматься моделированием и реконструкцией его деталей и характера: интерпретировать информацию, домысливать за участников, восстанавливать необходимые фрагменты, действия, чтобы выбрать свой сценарий и репертуар поведения.

В процессе взаимодействия любая акция манипулирования имеет несколько групп признаков, позволяющих выделить ее из числа действий, действительно направленных на эффективное взаимодействие. В их число входят:

  • • собственно психологическое, суггестивное воздействие на другого человека;
  • • отношение манипулятора к другому человеку как средству достижения своих целей;
  • • стремление получить односторонний выигрыш;
  • • скрытый, закамуфлированный характер самого воздействия и его направленности;
  • • игра на слабостях партнера, изощренная апелляция к инстинктивной агрессивности и провоцирование биологически напряженных потребностей человека (страха смерти, сексуального влечения, физической боли, телесных повреждений, любви к ближним, неуверенности и низкой самооценки и т.п.);
  • • использование силы, давления, уверенности в себе;
  • • побуждение, мотивационное привнесение;
  • • мастерство в осуществлении манипулятивных действий.

Так, в одном из своих фильмов Аркадий Райкин сыграл человека, отставшего от поезда на маленькой станции и пришедшего с просьбой о помощи к начальнику станции — нормальному хаму — Обвинителю (он главный и от него все зависит). Ничего не добившись, через пару минут он вошел в тот же кабинет совершенно иначе — без стука, уверенной походкой, не спрашивая разрешения, сел за стол, пододвинул к себе телефон и небрежно кивнул хозяину кабинета. Тот мгновенно «опознал» в визитере «шишку большой величины» и превратился в Угодника (заискивающего, извиняющегося).

Таким образом, манипуляция — это вид психологического воздействия, блестящая реализация которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Мапипулятивное взаимодействие сходно с императивным, так как их объединяет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие сохраняется лишь в том, что при мани- пулятивном взаимодействии один из участников не информирует другого о своих истинных целях и намерениях, они скрываются или подменяются другими.

В современных условиях прецеденты нарушения принципа психологической безопасности людей, в том числе и через манипулирование, характерны для разных видов профессиональной деятельности. Поэтому необходим общественный резонанс, восстановление системы духовных ценностей, авторитетные экспертные заключения профессионалов о дестабилизирующем воздействии манипуляторов, их некорректных действиях и поведении, а также нужна более широкая пропаганда ярких, харизматических личностей, добившихся общественного признания за счет своего лидерского потенциала и таланта конструктивного взаимодействия с другими людьми.

  • См.: Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. М., 1998. С. 89—91.

>Социальная роль общения

Стили общения

Общение – это контакты, возникающие между людьми в результате совместной деятельности и включающие:

  • выработку стратегии взаимодействия;
  • обмен информацией;
  • восприятие и понимание другого человека.

Люди всегда общаются в совместной деятельности. Благодаря общению совместная деятельность формируется и развивается. Для плодотворной работы человеку нужно свою деятельность согласовывать с деятельностью других людей.

Стиль общения определяет поведение индивида при взаимодействии с другими индивидами. Стили общения – устойчивые характеристики общения в различных ситуациях. Конкретный выбор стиля общения зависит от ряда факторов, среди которых выделяют основные:

  • ситуация общения;
  • цель общения;
  • личностные особенности и статус собеседника;
  • характеристика формы взаимодействия;
  • мировоззрение собеседника, его положение в обществе.

Среди людей наблюдаются различные стили общения:

  • ритуальный стиль — задается культурой общества;
  • императивный стиль – директивная, авторитарная форма взаимодействия, целью которого является достижение контроля над установками, поведением другого, принуждение к определенным решениям и действиям; средства оказания воздействия – приказы, требования, предписания;
  • манипулятивный стиль – оказание скрытого влияния на собеседника при общении, цель – добиться контроля над мыслями и поведением человека; манипулятивные навыки обычно переносятся на все сферы жизни человека;
  • гуманистический стиль – все разновидности диалогического общения, позволяет достичь полного понимания.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальная роль общения

Замечание 1

В результате общения происходит передача и восприятие сообщений с помощью различных средств (вербальных и невербальных) вследствие чего происходит обмен информацией между участниками общения, их взаимное взаимодействие и влияние.

Благодаря общению:

  • формируются навыки общения посредством диалога, осуществляется социальный механизм управления;
  • развиваются навыки аутентичного общения и общения, адекватного ситуации;
  • происходит коррекция неадекватных и неэффективных форм и способов общения;
  • проявляется сущность человека;
  • осуществляется коммуникативно-связующая роль в коллективной деятельности людей;
  • играет подтверждающую и психотерапевтическую роль в жизни человека;
  • объединяет людей для общения, решения совместного коммуникативного процесса (составление договора, генерирование идей, решение профессиональных вопросов и т.д.);
  • осуществляется социальный контроль (регламентируется деятельность и поведение, речь);
  • реализуется функция социализации;
  • участники общения могут понять эмоциональные переживания друг друга.

В жизни большинства людей большую часть общения занимает обыденное общение – в семье, быту. Значительную роль играет деловое общение, связанное с выполнением служебных обязанностей и профессиональной деятельностью.

В жизни каждого человека общение занимает больше половины всего личного времени. Наиболее частые виды общения – беседа и разговор. Широко распространены споры, дискуссии, переговоры, интервью, пресс-конференции, совещания.

Лекция 10. Виды и типы общения

Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и Организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией, а деловое — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение — исторически первая форма общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникли различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Общение может различаться и по его формам.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Выделяют следующие сферы деятельности, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер восринимается не как целостная уникальная личность, а как оситель определенных, «нужных» манипулятору свойств и ачеств. Однако человек, выбравший в качестве основного менно этот тип общения с другими, в итоге часто сам стано-ится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он эже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на сте-готипные формы поведения, руководствуется ложными мойвами и целями, теряя стержень собственной жизни (Доцен-оЕ.Л., 1994).

Манипуляция используется непорядочными людьми в биз-есе и других деловых отношениях, а также в средствах мас-овой информации, когда реализуется концепция «черной» и герой» пропаганды. При этом владение и использование редств манипулятивного воздействия на других людей в де-овой сфере, как правило, заканчивается для человека пере-осом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, по-гроенные на принципах порядочности, любви, дружбы и вза-мной привязанности.

Объединенные вместе на основе общих признаков, импе-ативная и манипулятивная формы общения составляют раз-ичные виды монологического общения, поскольку человек, рас-матривающий другого как объект своего воздействия, по сути ела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, иг-орируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное убъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное юзнание, самопознание партнеров по общению. Оно позво-яет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия [артнеров, создает условия для взаимного развития.

Трудности общения. Впроцессе общения человека с чело-еком могут встречаться трудности, которые часто являются [репятствиями на пути к достижению индивидом целей и ко-орые меняются в зависимости от обстоятельств. Например, [еразговорчивость человека может мешать ему в установлении [ервого контакта при знакомстве, но на более поздних этапах юспринимается как проявление его индивидуальности, не ме-цающее, не препятствующее взаимопониманию.

Со стороны личности трудности общения могут возникать I связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются на нормативы, стандарты, директивные указания, в то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентации приводит к неудовлетворенности в общении.

Особую группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных участниками. Например, неожиданность в форме контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к полной растерянности. Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.

Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентации на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории (плохой-хороший, надежный—ненадежный и т.п.) существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность установления отношений.

Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив затруднено формирование навыков говорения и им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия — один из факторов трудностей в общении. В настоящее время разнообразные тренинговые программы общения при развитии техник говорения включают в себя не только отработку техники построения и произнесения речевого высказывания, но и его адекватного сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом.

Обучение тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся. Данные расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного, ролевого, социального. В разных культурах эти зоны несколько отличаются, что определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они колеблются от 0—15 см до 15—46 см при интимных отношениях, от 35—60 до 80—120 — при межличностных отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. Социальные пространства — это пространства взаимодействия групп людей, массового общения с аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, не соответствующее установившимся с ним отношениям, вызывает выделение большого количества адреналина, покраснения кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные для стресса.

На допросах в спецслужбах часто практикуют метод «территориального» вторжения, чтобы сломить волю преступника. Но такая тактика пространственного нарушения совершенно недопустима в дружеских, приятельских, товарищеских отношениях. Она представляет собой некоторую опасность и при общении начальника с подчиненными.

Психологические барьеры1, т.е. препятствия, преграды в общении, могут возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов высказывания, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.

(Психологтеский барьер общения — это психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению)

Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становится ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *