Ум и разум

Ум и разум

Сравнение

Одно из главных отличий состоит в том, что разум – явление более высокое, чем ум и чувства. Ум человека в основном занят тем, что принимает приятное ему и отвергает неприятное. Разум также способен принимать и отвергать, но сосредоточен он на выборе благоприятного для человека и отбрасыванию опасного, неблагоприятного. Таким образом, их функции схожи, но разум обладает большей дальновидностью, стремясь определить пользу и вред. Ум останавливается на чем-либо, руководствуясь своими желаниями, разум текущую ситуацию оценивает с точки зрения того, принесет ли она благо или неприятности.

Реклама

Ум идет на поводу у чувств, в каком-то смысле он – их раб. Ум склоняется к тому, чтобы выполнять волю чувств, потому что он очень хочет быть счастливым. Для разума же главное – это истина, для него она стоит выше, чем счастье. Разум ощущает, что если восторжествует истина, то будет и счастье.

Ум способен принимать информацию извне, накапливать и анализировать ее. Тем же занимается и разум, но ему помогает еще и духовное начало в человеке.

Понятие Высший Разум относится к божественной сфере. Разум всегда устремляется к Абсолюту. Обратим внимание, что «высшего ума» не существует. Разумный человек способен слышать Высший Разум и внимать ему, действуя по велению Сердца. Разум и сердце вместе рождают такое явление, как Мудрость.

Человек может быть умным в одном или нескольких направлениях. Разум должен распространяться на все жизненные сферы. Умный, образованный человек, специалист в своей области не всегда при этом обязательно разумен.

Ум и разум

Каждое чувство локализовано и сориентировано только на определенный объект восприятия. Ухо только слышит, глаз только видит, нос только улавливает запахи, кожа — осязает и язык — ощущает вкус. Но затем эта локализованная информация отдельно друг от друга поступает в одно место, где эти восприятия одновременно фиксируются. Куда это все поступает? В русском языке это означает — ум, на санскрите — манас.

Ум
Ум считается тоже чувством — шестым. Но поскольку он не выведен наружу, то это внутреннее чувство. Ум всю информацию от чувств помещает в себя. Он способен ощущать все одновременно, в отличие от локализованных чувств. Все ощущения он хранит в себе.
Каждое мгновение в наше восприятие входит какая-либо информация. Ум находится в постоянном беспокойстве, в движении. Это его нормальное рабочее состояние. Поэтому психологи говорят, что ум — очень сложная платформа для изучения. Современными учеными ум до сих пор не изучен точно. Огромные потоки информации очень трудно классифицировать, невозможно понять, как он с ней обращается.
Но Веды говорят, что ум — примитивен. У него всего только две функции: он принимает все, что приятно для чувств и отвергает все, что им неприятно. Это все, что он умеет… Вот так мы запрограммированы. Т.е. чувства давят на ум, а он не может отвергнуть приятные ощущения, не способен на это. Вы встречали таких людей? Это влияние силы ума. Такие люди просто не могут противостоять приятным ощущениям. И поэтому у них могут быть проблемы. А многие приятные вещи становятся для нас вредными. Наркотики, например — их ум, как приятное чувство, принимает. Это же хорошо для чувств, приятно. И человек часто не может сопротивляться силе ума. Ум очень силен, и без его контроля жить в человеческом обществе становится проблемно. Уму нужен контролер.
Разум
Но над умом все-же существует некто, кто пытается ему противостоять, кто возмущается, бунтует, пытается что-то сделать, но не всегда сможет справиться с ним. В нас самих это присутствует. Этот «некто» — наш разум («буддхи» на санскрите). Разум — это платформа просветления. Буддха — означает просветленный, пробужденный. Вспомните русское слово «будить», у них один корень. Разум — это то, что мы с вами называем «сила воли».
Обладая сильным разумом, человек уже способен контролировать ум. Разум также имеет две функции: он принимает то, что полезно и отвергает то, что вредно. Разум принимает благоприятное и отвергает неблагоприятное. Посмотрите на функцию ума. Ум и чувства могут принять то, что будет вредным, но приятным для чувств (например, употребление алкоголя вредно для здоровья, но приятно для чувств). Или наоборот,разум заставит ум принять что-то для него неприятное, но полезное (например, горькое лекарство для лечения тела).
Разум не находится под непосредственным влиянием чувств, т.к. чувства связаны с умом. Поэтому разуму легче контролировать чувства. Разум подобен директору завода. Он напрямую не связан с каждым работником в отдельности (чувствами). Между ними есть посредники: мастера, начальники цехов… Находясь в отстраненном положении директор принимает правильное решение, не включаясь эмоционально в ситуацию. Поэтому функция разума — держать под контролем излишние желания ума и чувств, для того чтобы ситуация не вышла из равновесия, чтобы деятельность человека не стала греховной.
— Александр Хакимов

Filslov.ru — Философия как предмет науки

Рассудок и разум —два вида познания в философии Канта (см.) и Гегеля (см.). Согласно учению Канта, «всякое наше знание начинается благодаря чувствам, переходит затем к рассудку и заканчивается затем в разуме». Рассудок вносит порядок, объединяет данные чувств по присущим ему самому законам. Это упорядочение материала чувств согласно априорным законам рассудка и есть познание. Познание субъективно и нисколько не отражает и не может отражать предметный мир » вещей в себе» (см. «Вещь в себе» и «вещь для нас»). Но наше познание стремится выйти за узкие пределы, положенные ему природой, оно стремится постигнуть вещи таковыми, каковыми они являются сами по себе.
Это — область разума. При этом разум впадает в неизбежные противоречия: он приходит к противоречащим друг другу заключениям, которые в равной мере можно обосновать и которые в то же время друг друга исключают (например, мир имеет и не имеет начала во времени и пространстве; материя может и не может быть бесконечно делима и т. д.). Кант утверждал, что переход к разумному познанию есть максимальное отдаление от опыта, от предметов внешнего мира. Тот факт, что разум впадает в противоречия, был для Канта доказательством слабости разума, неправомерности его попыток постигнуть мир «вещей в себе». Сознательное принижение разума необходимо было Канту для того, чтобы оправдать религию. Различие рассудка и разума у Гегеля выступает как различив низшего и высшего способов мышления и познания. Рассудочное мышление — это «конечное мышление», это мышление, характерное для формальной логики, для метафизики. Рассудок порождает только конечные, метафизические определения.
Он приходит к неизменным утверждениям, противостоящим друг другу. Так, для рассудка жизнь и смерть суть явления противоположные и друг с другом не связанные. Разумное мышление, по Гегелю,— это мышление диалектическое. Исследуя природу самого мышления и создаваемых им понятий, он показывает внутреннюю взаимосвязь противоположных утверждений и их взаимные переходы друг в друга. Но и рассудок и разум для идеалиста Гегеля суть только определения «духа», который «выше их обоих». Гегель вместе с тем извращает употребляемые им понятия «рассудок» и «разум», считая рассудок материалистичным, а разум — мыслящим спекулятивно, идеалистически.
Энгельс в «Диалектике природы» указывал, что в гегелевском различении рассудка и разума содержится рациональное зерно. Это зерно заключается в том, что человеку общи с животными все виды рассудочной деятельности — индукция, дедукция, анализ, синтез, разумная же деятельность, т. е. деятельность мышления, оперирующего понятиями, свойственна лишь человеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *