Вербальные и невербальные

Вербальные и невербальные

1. Вербальные средства деловой коммуникации

Вербальная коммуникация осуществляется при помощи речи (или языка), в т.ч. письменной и устной речи, чтения и слушания. Устная и письменная речь участвуют в создании текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Речь представляет собой естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков (слов), включающую два принципа – лексический (совокупность слов) и синтаксический (строение словосочетаний и предложений). Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью меньше всего теряется смысл сообщения.

На рисунке 1 представлены основные виды речи.

Рисунок 1 – Виды речи

Речь подразделяется на внутреннюю, то есть разговор человека мысленно с самим с собой, через который осознаются мотивы его поведения, планируется и управляется деятельность и т.д., и внешнюю, направленную на партнера по общению. Внутренняя речь не является коммуникацией, так как при этом диалог не ведется.

Внешняя речь существует на основе внутренней (связана с возникновением трудностей проговаривания вслух) и представлена в двух формах: устной и письменной.

Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система фонетических (звук и звуковое строение языка) и просодических (интонационно-выразительная окраска) средств выражения. Устная речь создается в процессе говорения, и для нее характерна словесная импровизация и некоторые языковые особенности: свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли.

Письменная речь – это речь графически закрепленная. Она может быть заранее обдумана и исправлена. Для нее также характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм (правил использования языковых средств), отсутствие внеязыковых (экстралингвистических – паузы и физиологические проявления) элементов и др.

Устную речь нужно учитывать в процессе делового общения. Отличие ее от письменной речи заключается в характере адресата: письменная речь обычно обращена к отсутствующим (пишущий не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его; на письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает). Устная речь предполагает наличие собеседника (говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга). Поэтому устная речь зависит от того, как ее воспринимают (реакция одобрения или неодобрения, демонстрация того, как ее воспринимают, понимают или не понимают – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции).

Говорящий создает свою речь сразу, он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, изменять и исправлять его.

Характер восприятия устной и письменной речи различен. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие (во время чтения всегда есть возможность перечитать непонятное место, проверить свою правильность понимания). Устная речь воспринимается на слух (поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалась слушателями).

Различия между письменной и устой речью заключаются также и в том, что произнесенное, сказанное недолговечно, сохраняется в памяти лишь частично, а написанное может долго сохраняться (например, пословицы «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Что написано пером – не вырубишь топором»).

В зависимости от целей, которые преследуют партнеры по общению, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, рекомендации, предложение, резюме, вопрос, ответ, вывод.

Основным средством коммуникации выступает литературный язык, представленный в форме разговорной и книжной речи (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Формы литературного языка

Наименование формы языка

Описание

1) Разговорная речь (в зависимости от того, насколько четко произносятся слова):

— полный стиль произношения

Отчетливая артикуляция, тщательное произношение всех звуков, неторопливый темп (такой стиль используют опытные ораторы и лекторы; использовали его в советский период истории дикторы радио и телевидения);

В деловом общении полный стиль целесообразно применять в случае важных публичных выступлений, в торжественных случаях.

— нейтральный стиль произношения

Достаточно отчетливая артикуляция, но одновременно и некоторым «проглатыванием», сокращением звуков; темп речи по сравнению с полным стилем – более быстрый;

деловые беседы, деловые переговоры, дискуссии, как правило, ведутся в нейтральном стиле.

— разговорный стиль произношения

Свойственен ситуациям общения в быту; для него характерны нечеткая артикуляция и быстрый темп речи;

В деловом общении разговорный стиль может применяться только в непринужденной обстановке корпоративных вечеринок, фуршетов и т.д.

2) Книжная речь

Представлен в деловом общении официально-деловым стилем, который отличается точностью формулировок, безличностью и сухостью изложения, большим количеством устойчивых оборотов (например «довожу до вашего сведения», «вменить в обязанности», «принять меры и т.д.»);

Этот стиль применяется в деловой документации (приказы, договоры, акты, уставы и т.д.).

Также следует сказать об использовании в деловой коммуникации просторечных слов и жаргона.

Использование в деловой коммуникации просторечных слов свидетельствует об отсутствии речевой культуры, поскольку основная черта просторечных слов и вопросов – анормативность, т.е. несоответствие речи нормам литературного языка.

Жаргоном называют речь людей, объединяемых общей профессией, или составляющих обособленные группы. Специфика жаргона – его лексика, особое значение многих слов. Так, профессиональный жаргон используется людьми одной профессии при общении на производственные темы. В среде компьютерных пользователей и программистов, например, распространены такие жаргоны, как «клава» (клавиатура), «камень» (процессор), «винт» (жесткий диск) и т.п. Социальный жаргон – это речь какой-либо социально обособленной группы людей. Классический пример – жаргон офеней (бродячих торговцев мелким товаром) в дореволюционной России. К сожалению, слова из уголовного жаргона стали проникать в разговорный язык и использоваться в ситуациях делового общения («крыша», «откат», «мочить в сортире» и т.д.).

Культура речевого общения включает в себя прежде всего свободное владение языком: умение четко и ясно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Речевая культура в деловом общении выражается также в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта для того, чтобы обращаться к собеседнику на понятном для него языке, ориентироваться на собеседника.

Пример

Если в общении мы ориентированы на себя…

В книге В. Зигерта и Л. Ланг «Руководить без конфликтов» выделяются типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника. Если в общении мы ориентированы на себя, а не собеседника, то мы:

1) не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно, надеясь, а точнее требуя, чтобы другие поняли нас;

2) из-за небрежности или неуверенности не выражаем своих мыслей точно, поэтому они приобретают двусмысленность;

3) говорим слишком длинно, так что к концу нашего высказывания собеседник уже не понимает, что было вначале;

4) продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.

Вербальное и невербальное общение

Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.

Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.

Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.

Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.

Несмотря на то что речь – это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации – менее 35%! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!

Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна). А речь – это результат работы сознания. Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения. Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.

Значимость вербального общения

При личностном, эмоционально-чувственном общении преобладают (являются более приоритетными и важными) невербальные средства общения. В деловом взаимодействии важнее умение правильно, четко, ясно передавать свои идеи вербально, то есть умение грамотно выстраивать свой монолог, вести диалог, понимать и правильно интерпретировать в первую очередь речь другого человека.

Умение грамотно выражать себя, свою личность посредством речи очень важно в деловой среде. Самопрезентация, собеседование, длительное сотрудничество, решение разногласий и конфликтов, нахождение компромиссов и прочее деловое взаимодействие предполагает умение эффективно общаться посредством слов.

Если личные отношения невозможны без эмоций и чувств, то деловое общение является по большей части безэмоциональным. Если в нем присутствуют эмоции, то они либо скрываются либо выражаются в максимально сдержанной, этичной форме. Ценятся главным образом, грамотность речи и культура вербального общения.

Но и в делах сердечных очень важно умение разговаривать и договариваться! Длительные любовные, дружеские отношения и, конечно же, крепкая семья строятся на умении говорить, слушать и слышать друг друга.

Устная речь – основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).

Если невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), то вербальные средства общения предполагают выработку определенных умений, а именно:

  • воспринимать речь,
  • слушать и слышать что говорит собеседник,
  • грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
  • грамотно писать,
  • вести внутренний диалог.

Особо ценятся такие коммуникативные навыки как:

  • умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
  • умение говорить коротко, по делу,
  • умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
  • способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
  • способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
  • честность, привычка говорить правду и не произносить непроверенную информацию (которая может оказаться ложью),
  • внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать услышанное,
  • умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
  • способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
  • умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику наверняка не известны),
  • настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека.

Есть множество других коммуникативных навыков и умений, которые важно приобретать всем, кто хочет быть человеком успешным в профессии и счастливым в личной жизни.

Барьеры вербального общения

Каким прекрасным собеседником не получилось бы стать, нужно учитывать, что человеческая речь несовершенна.

Вербальное общение – это взаимный обмен информацией, в котором всегда есть несколько преград. Смысл слов теряется, изменяется, неверно истолковывается, намеренно меняется и так далее. Все потому, что информация, исходящая из уст одного человека, приходя ко второму, преодолевает несколько барьеров.

Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы” описал схему поэтапного оскудения информации при вербальном общении.

Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна, богата и глубока, нежели внешняя, поэтому, уже во время преобразования ее во внешнюю речь, теряется 10% информации.

Это и есть первый барьер вербального общения, который Мицич назвал “Пределом воображения”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности (по сравнению с мыслями).

Второй барьер – “Барьер желания”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.

Из 80% высказанной информации слышит собеседник еще меньше – 70%, так как информация сталкивается со следующим барьером – “Технические несовершенства языка”: запинки, заминки, заикания, “проглатывание” окончаний слов, слишком быстрый темп, слова-“паразиты”, не понятные собеседнику слова и так далее. Все это ведет к ухудшению восприятия речи и непониманию ее смысла.

Четвертый барьер чисто психологический – “Барьер отношения”. То, что и как слышит один человек, внимая другому, зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% услышанной информации понимает собеседник только 60% именно по той причине, что к необходимости логически осмысливать услышанное, примешивается личное отношение к говорящему.

И наконец, последний барьер – “Объем запоминания”. Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10% услышанной от другого человека информации.

Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного человека, другому передается лишь 10%.

Вот почему так важно максимально точно и полно передавать свою мысль, доносить ее четко и недвусмысленно, излагать ее в словах, понятных для собеседника, стараться чтобы он услышал, понял и запомнил сказанное.

Ждем Вашей оценки

Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации

В процессе речевой коммуникации, как правило, используется комплекс средств общения: вербальные (словесные) – слова, словосочетания, предложения; невербальные (несловесные) – мимика, жесты, позы, интонация и пр. Ученые предполагают, что вербальное (словесное) общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербальным способом.

Вербальное общение – это общение при помощи слов, содержание информации передается с помощью языка. Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, то есть искусством вести беседу. Невладение этим искусством – одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

Вербальное речевое воздействие предполагает учет следующих факторов:

Соблюдение коммуникативной нормы:

— соблюдайте нормы речевого этикета;

— соблюдайте нормы культуры речи;

Контакт с собеседником:

— произведите благоприятное внешнее впечатление;

— меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе;

— укрупняйте собеседника;

— снижайте себя в глазах собеседника («принцип коромысла», не обязательно тянуть собеседника вверх, снижайте немного себя в его глазах);

— говорите комплименты;

— отождествляйте свои интересы с интересами собеседника;

— интересуйтесь проблемами собеседника;

— вспоминайте положительный опыт;

— говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

— больше сообщайте положительной информации;

— сведите к минимуму негативную информацию;

— не давайте советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекайте его в форму заботы);

— чаще обращайтесь к собеседнику («закон имени»);

— приводите аргументы, не будьте голословны;

— приводите примеры из жизни;

— используйте приемы, повышающие убедительность сообщаемой информации;

Убедительность, достоверность:

— подача факта как нового (недавно установили…, я только что читал, что…, вчера стало известно, что…);

— подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я долгое время сам в это не верил…, я долго сомневался в этом… и т. д.);

— подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов (экспериментально установлено…, эксперименты показали, что… и т. д.);

— подача факта как установленного психологами;

— подача факта как установленного иностранными учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами и др., такого эффекта в русской аудитории не будет);

— подача факта как установленного молодыми учеными;

— упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком; упоминание фамилий ученых, установивших этот факт;

— ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I, И. Грозный, Я. Мудрый, Л. Толстой;

— ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого (еще Екатерина Вторая писала в письме к…, все французские короли, русские князья всегда имели…, Александр Македонский всегда учитывал… и т. д.);

— подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХVI веке использовали этот метод…, об этом знали еще в XIX веке… и т. д.);

— персонифицируйте свои идеи (феномен личной реальности);

— говорите: «Я лично думаю…», «Мое мнение таково…», «Я это испытал на себе…», «Мне лично рассказывал один знакомый…» и т. д.;

— приводите конкретные подробности, детали;

Языковое оформление:

— разнообразьте используемые слова;

— используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты;

— используйте слова, вызывающие образы (вместо жирная пища лучше сказать масло, свинина и т. д.);

— используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами;

— разнообразьте интонацию, не говорите монотонно;

— держите одинаковый темп с партнером;

— цифр приводите немного и округляйте их;

Манера:

— демонстрируйте дружелюбие, искренность;

— воодушевление;

— умеренную эмоциональность;

— физическую бодрость, подвижность;

Объем:

— будьте кратки;

— говорите меньше собеседника;

— говорите короткими предложениями;

Расположение информации:

— важную информацию давайте в начале и конце;

— повторяйте несколько раз в различных местах в речи и разными словами;

Адресат:

— в большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой – спокойно и рационально;

— с малоподготовленной аудиторией и малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов;

— с женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать один вопрос за раз;

— с мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление;

— с ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме;

— с людьми старшего поколения нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылки авторитетных людей.

В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей. Делается это с помощью таких инструментов, как музыка, видеофильмы, стихи и т. п.

Сенсорность предусматривает использование цвета, звука, рисунков, схем и т. п. Чем разнообразнее их использование, тем эффективнее процесс освоения информации.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.

Интенсивность характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.

Специалисты считают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется 20 минут подготовки. Подготовка плана выступления, подбор материалов, проработка тезисов – залог успеха выступления.

Современная аудитория не приемлет менторского (назидательного) тона – разговор должен идти на равных. При этом внимание аудитории необходимо привлечь сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, фактами и т. п. Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы. Никогда не уклоняйтесь от них. Многие думают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и служит вспомогательным средством делового общения. Однако исследования показывают, что от культуры речи зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении – степень убежденности аудитории в правоте ваших слов.

Профессиональная деятельность предполагает овладение навыками риторики, т. е. навыками подготовки и доведения до слушателей смысла публичного выступления вне зависимости от формы (совещание, лекция, презентация, доклад и т. п.).

Для того чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной, необходимо применять определенные средства:

— варьирование тональности выступления;

— акцентирование главных мыслей;

— постановка риторических вопросов по ходу выступления;

— использование форм диалога;

— включение образных сравнений, поговорок, крылатых выражений, речевых средств выразительности (тропы и фигуры речи) и т. п.;

— использование примеров;

— применение повторов.

Следует подчеркнуть, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает некоторые проблемы во взаимоотношении с аудиторией, если выступающий просто читает текст. Вместе с тем устная речь имеет бесспорное преимущество перед письменной, позволяя раскрыть выступающего как профессионала и интересного оратора.

Невербальное общение – это общение при помощи неречевых знаковых систем, несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.). Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов. Невербальные сигналы – это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Известный исследователь невербальных сигналов австралийский ученый А. Пиз утверждал, что насчитывается не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми.

Их роль очень велика: по данным ученых, до 60 – 70% информации в процессе общения передается невербально. Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, в то время как вербальная коммуникация является наиболее универсальной. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.

Невербальная коммуникация может быть представлена в виде следующих основных систем: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, взгляд, пространственно-временную организацию общения и т. д.

Акустическая система общения задействует такие средства, как паузы, смех, интонация и др.

Тактильная система общения характеризуется прикосновением, пожатием рук, объятиями и т. п.

Ольфакторная система основана на восприятии приятных или неприятных запахов как самого человека, так и окружающей среды.

Специалисты выделяют следующие функции невербального общения:

— выражение межличностных отношений;

— выражение чувств и эмоций;

— управление процессами вербального общения;

— обмен ритуалами;

— регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения.

Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами.

На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится осваивать так же, как словесный. Невербальные знаки нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений, другой в данный момент может вообще ничего не значить. Поэтому их необходимо читать в контексте, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения.

К невербальным сигналам общения относятся:

— кинесика – поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд, направление взгляда, частота контакта);

— такесика и экстралингвистическая система – рукопожатие, поцелуй, похлопывание, касание;

— просодика – общее название таких ритмико-мелодических сторон голоса, как высота, громкость, тембр, сила ударения;

— проксемика – ориентация, дистанция;

— внешность – одежда, прическа и т. д.

Кинесика и формы ее проявления:

— поза – положение тела, типичное для данной культуры; позы могут быть: открытые, закрытые, авторитарные;

— мимика – движение мышц лица (рта, глаз, бровей, лба);

— взгляд – глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера;

— походка является знаковой, поскольку по ней можно определить эмоциональное состояние человека (гнев, радость, гордость, горе);

— жесты – динамически выразительные движения тела.

Особое значение в невербальной коммуникации имеют сигналы, посылаемые глазами и губами. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов человеческой коммуникации. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 – 70% всего времени общения. Глаза обладают особым способом самопрезентации, название которому взгляд. Последний может осуществлять сильное психологическое давление и говорить о многом.

Рассмотрим виды взглядов и их трактовку:

— подъем головы и взгляд вверх: подожди минуту, подумаю;

— движение головой и насупленные брови: не понял, повтори;

— улыбка, возможно, легкий наклон головы: понимаю, мне нечего добавить;

— ритмичное кивание головой: ясно, понял, что тебе нужно;

— долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику: хочу подчинить себе;

— взгляд в сторону: пренебрежение;

— взгляд в пол: страх и желание уйти.

В мимике очень важно положение губ – молчаливых источников эмоциональной информации. Улыбка в создании привлекательности личного имиджа просто незаменима, поскольку она дает предпочтительные шансы на доверительные и дружелюбные отношения в общении у тех, кто ее использует.

Немалое значение при общении имеют жесты. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Оратор не должен специально «придумывать» жесты, он обязан их контролировать.

Основные правила жестикуляции:

— жесты должны быть непроизвольными: прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем;

— жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

— управляйте жестами: никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

— вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;

— жесты должны отвечать своему назначению: количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, смех, кашель, вздох, плевок, «звуковой» поцелуй и пр. К такесическим средствам общения относятся рукопожатие, похлопывание, касания, поцелуи. Доказано, что человеку необходимо в день более 20 «касаний», так как они являются формой биологической стимуляции общения.

К проксемическим характеристикам относят ориентацию партнеров в момент общения относительно друг друга. Даже дистанция, которую выдерживают люди при общении, уже о многом говорит. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Здесь также видны биологические корни (любовь – дружба – доброжелательность – недоброжелательность – вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держать» на расстоянии вытянутой руки. «Втереться в доверие» можно, подсаживаясь все ближе и ближе: вспомните поведение Маленького Принца по отношению к Лису. Кстати, межкультурные различия в проксемике часто приводят к непониманию, к коммуникативным неудачам между политиками и бизнесменами.

Отечественные и зарубежные психологи выделяют четыре зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами (по А. Пизу):

— интимная зона (от 15 до 46 см): в эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте;

— личная зона (от 46 см до 1,2 м): на таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках;

— социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м): такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми;

— общественная зона (более 3,6 м): такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией.

Таким образом, невербальное общение помогает создать образ партнера, способствует установлению определенных взаимоотношений, усиливает эмоциональную атмосферу, а также выступает в качестве показателя социально-ролевых отношений коммуникантов.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения.

Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами.

На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет.

Вопросы для контроля

1. Что такое вербальные средства речевого общения? Что к ним относится?

2. Что необходимо учитывать при вербальном общении?

3. Какие принципы речевого воздействия необходимо учитывать при вербальном общении?

4. Назовите приемы, которые помогут сделать устную речь выразительной и эмоциональной.

5. Что такое невербальные средства речевого общения? Что к ним относится?

6. Каково соотношение вербальных и невербальных средств в речевом общении?

7. В виде каких систем может быть представлена невербальная коммуникация?

8. Каковы функции невербального общения?

9. Какие основные группы невербальных знаков выделяют? Какие невербальные сигналы включает каждая группа?

10. Какова роль взгляда в невербальном общении?

11. Какова роль жестов в невербальном общении?

12. Какую роль играет дистанция в процессе речевого общения? Назовите основные зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами.

13. Национальная специфика невербальных средств общения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *