Виды деятельности человека

Виды деятельности человека

A3 Познавательная деятельность в отличие от трудовой

А1 Познание в отличие от общения:
1) всегда является проявлением человеческой активности;
2) может осуществляться как индивидуально, так и сообща;
3) способствует развитию личности;
4) основывается на чувственном восприятии и логическом мышлении.
А2 Познание в отличие от труда:
1) предполагает наличие цели;
2) требует от субъекта специальной подготовки;
3) направлено на незнакомый предмет;
4) носит полезный характер.
A3 Познавательная деятельность в отличие от трудовой:
1) осуществляется индивидуально;
2) ориентирована на процесс, а не на результат;
3) направлена на приобретение новых знаний;
4) предполагает соответствие целей и средств.
А4 Верны ли следующие суждения?
А. Познание людьми мира происходит непроизвольно в ходе их повседневной деятельности.
Б. Познание людьми, мира происходит только в ходе специально организованного процесса.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А5 Чувственное познание включает:
1) создание зрительного образа предмета;
2) теоретическое обоснование выводов;
3) выдвижение гипотез;
4) раскрытие сущности предмета или явления.
А6 К формам чувственного познания относится:
1) суждение;
2) наблюдение;
3) ощущение;
4) умозаключение.
А7 Формами чувственного познания являются:
A. Форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.
Б. Отражение предметов и их свойств в виде целостного образа.
B. Отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти.
Г. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира.
1) АБВ;
2) АВГ;
3) БВГ;
4) все перечисленное.
А8 Ощущение — это:
1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств;
2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа;
4) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений.
А9 Восприятие — это:
1) форма рационального знания;
2) психическое свойство, присущее только человеку;
3) форма чувственного познания;
4) способ объяснения мира.
А10 Восприятие — это:
1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств;
2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа;
4) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений.
A11 Представление — это:
1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств;
2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа;
4) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений.
А12 Чувственное познание в отличие от рационального:
1) дает наглядный образ предмета;
2) формирует суждение о нем;
3) отражается в понятиях;
4) схватывает сущность предмета.
А13 Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:
1) обобщенное суждение о предмете;
2) конкретный образ предмета;
3) мысленная модель предмета;
4) понятие о предмете.
А14 Рациональное познание в отличие от чувственного:
1) формирует целостный образ предмета;
2) дает объективное знание о предмете;
3) использует логические умозаключения;
4) подтверждается научными методами.
А15 К формам рационального познания относится:
1) ощущение;
2) суждение;
3) интуиция;
4) восприятие.
А16 Укажите правильное сочетание.
Формами рационального познания являются:
A. Понятие.
Б. Суждение.
B. Умозаключение.
Г. Восприятие.
1) АБВ;
2) АВГ;
3) БВГ;
4) все перечисленное.
А17 Укажите правильное сочетание.
Формами рационального познания являются:
A. Отражение предметов или явлений в виде образа.
Б. Форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.
B. Форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается.
Г. Процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся.
1) АБВ;
2) АВГ;
3) БВГ;
4) все перечисленное.
А18 Понятие — это:
1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;
2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;
3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления;
4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
А19 Суждение — это:
1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;
2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;
3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления;
4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
А20 Умозаключение — это:
1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;
2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;
3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления;
4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
А21 И чувственное, и рациональное познание:
1) формирует знания о предмете;
2) дает наглядный образ предмета;
3) начинается с ощущения;
4) использует логические умозаключения.
А22 Интуитивное познание — это:
1) нечто, связанное с разумом;
2) божественное озарение;
3) непосредственное постижение истины;
4) нечто, реально не существующее в процессе познания.
А23 Истина — это знание:
1) отражающее объективные свойства предмета;
2) отвечающее интересам большинства;
3) добытое только научным путем;
4) доступное каждому.
А24 Истина — это знание:
1) высказанное наиболее авторитетными в обществе людьми;
2) добытое в результате наблюдений за реальными процессами;
3) соответствующее самому предмету, а не субъективным мнениям о нем;
4) отражающее разные стороны изучаемого предмета.
А25 Истинное знание в отличие от ложного:
1) создается в результате познавательной деятельности;
2) требует усилий для понимания;
3) соответствует самому предмету познания;
4) выявляется только в ходе эксперимента.
А26 Истинное знание в отличие от ложного:
1) достоверно отражает действительность;
2) целенаправленно добывается в ходе познавательной деятельности;
3) выявляется только путем эксперимента;
4) излагается в форме теории.
А27 Ложным является знание:
1) противоречащее житейским представлениям;
2) несоответствующее предмету изучения;
3) изложенное малопонятным языком;
4) не проверенное входе эксперимента.
А28 Верны ли следующие суждения?
А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А29 Знание, независимое от пристрастий и произвола людей, выражается понятием:
1) объективная истина;
2) справедливость;
3) критерий истины;
4) умозаключение.
А30 Укажите правильное сочетание.
A. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.
Б. Абсолютной истиной называется устоявшееся знание о предмете, явлении, исчерпывающее содержание какого-либо элемента его структуры, функции или фазы развития.
B. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, т.е. это то, что очевидно, что нельзя себе представить иначе.
Г. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.
1) АБВ;
2) АБГ;
3) БВГ;
4) все перечисленное.
А31 Верны ли следующие суждения?
А. Всякая истина является абсолютной.
Б. Относительная истина есть элемент познания абсолютной.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А32 Верны ли следующие суждения?
А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.
Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А33 Верны ли следующие суждения ?
А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя себе представить иначе.
Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А34 Верны ли следующие суждения?
А. В каждой относительной истине есть элемент абсолютной.
Б. Всякая истина является абсолютной.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А35 Верны ли следующие суждения?
А. Поскольку все наши знания только относительно истинны, познание мира невозможно.
Б. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся элементы относительной истины.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А36 Укажите правильное сочетание.
A. Относительная истина представляет собой знание, которое нельзя себе представить иначе, но с которым согласны все.
Б. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.
B. Абсолютной истиной называется устоявшееся знание о предмете, явлении, исчерпывающее содержание какого-либо элемента его структуры, функции или фазы развития.
Г. Относительной истиной называется знание неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях, на определенном этапе развития как объекта, так и субъекта познания.
1) АБВ;
2) АБГ;
3) БВГ;
4) все перечисленное.
А37 Основным и решающим критерием истины является:
1) непротиворечивость;
2) признание большинством;
3) очевидность;
4) практика.
А38 Истинным является знание:
1) которое очевидно и его нельзя представить иначе;
2) достаточное для ведения человеком своих дел;
3) соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на практике;
4) основанное на доверии к уму и познаниям великих ученых.
А39 Критерием истины является:
1) поддержка данного утверждения авторитетными учеными;
2) публикация утверждения в научном журнале;
3) проверка практикой;
4) соответствие утверждения предшествующим выводам.
А40 Укажите правильное сочетание.
Практика как критерий истины включает
A. Материальное производство.
Б. Накопленный исторический опыт.
B. Научный эксперимент.
Г. Теоретическое обоснование выводов.
1) АБВ;
2) АБГ;
3) АВГ;
4) БВГ.
А41 Для эмпириков критерием истины является:
1) теоретическая обоснованность;
2) логическое доказательство;
3) материальное производство;
4) результат опыта.
А42 Для рационалистов критерием истины является:
1) теоретическое доказательство;
2) практика;
3) материальное производство;
4) результат опыта.
А43 Отрицают возможность получить истинное знание:
1) рационалисты;
2) идеалисты;
3) эмпирики;
4) агностики.
А44 Какие из философов считали, что решающая роль в познании принадлежит чувственному опыту?
1) агностики;
2) эмпирики;
3) рационалисты;
4) материалисты.
А45 Какие из философов считали, что решающая роль в познании принадлежит мышлению?
1) агностики;
2) эмпирики;
3) рационалисты;
4) материалисты.
А46 Укажите правильное сочетание.
Отличительные черты научного познания:
A. Стремление к объективности.
Б. Создание теории.
B. Образность.
Г. Эмоциональная выразительность.
1) АБ;
2) БГ;
3) АВГ;
4) БВГ.
А47 Доказательность как признак научного знания — это:
1) подтверждение знания опытом;
2) подтверждение авторитетами;
3) совпадение с интуицией ученого;
4) признание большинством.
А48 К особенностям научного знания относится:
1) очевидность для каждого;
2) доказательность;
3) нацеленность на практический результат;
4) соответствие цели и средств.
А49 Научное познание характеризуется:
1) отражением действительности в художественных образах;
2) выявлением закономерностей развития мира;
3) направленностью на преобразование мира;
4) выработкой нравственных норм.
А50 Научное познание в отличие от других видов познавательной деятельности опирается на:
1) данные наблюдений;
2) накопленный опыт;
3) эксперимент и теоретическое обоснование выводов;
4) метод рассуждений.
А51 Укажите правильное сочетание.
Научное знание всегда соответствует принципам:
A. Объективности.
Б. Системности.
B. Универсальности.
Г. Наблюдаемости.
1) АБВ;
2) АБГ;
3) БВГ;
4) все перечисленное.
А52 Непосредственная цель научного познания — это:
1) добывание объективных знаний о мире;
2) создание высокоразвитой цивилизации;
3) воспитание людей в духе гуманизма;
4) управление политическими процессами.
А53 Верны ли следующие суждения?
А. Непосредственная цель науки — изучение окружающей действительности.
Б. Непосредственная цель науки — теоретическое отражение действительности.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А54 Верны ли следующие суждения?
А. Научное познание призвано регулировать нравственные и правовые отношения в обществе.
Б. Научное познание призвано отражать действительность в художественных образах.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А55 Слово, обозначающее деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не существовавшее, —
1) моделирование;
2) творчество;
3) познание;
4) изучение.
А56 Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:
1) использует эксперимент;
2) подходит к работе творчески;
3) развивает свои интеллектуальные возможности;
4) добывает знание, новое для всего человечества.
А57 Укажите правильное сочетание.
Формами эмпирического познания являются:
A. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира.
Б. Отражение предметов и их свойств в виде целостного образа.
B. Отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти.
Г. Форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается.
1) АБВ;
2) АБГ;
3) БВГ;
4) все перечисленное.
А58 Укажите правильное сочетание.
Теоретическое знание соответствует признакам:
А Имеет дело с гипотезами, идеями концепциями.
Б. Связь с действительностью носит опосредованный характер.
В. Постигает внутренние, скрытые связи и отношения.
Г. Не отличается от эмпирических знаний.
1) АБВ;
2) АБГ;
3) БВГ;
4) все перечисленное.
А59 Верны ли следующие суждения?
А. При создании теории используются формы чувственного познания.
Б. При создании теории используются формы рационального познания.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А60 Суждение: «Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» — это:
1) интуитивная догадка;
2) экспериментально подтвержденный факт;
3) художественный образ;
4) научная гипотеза.
А61 Только в состав научного знания входят:
1) установленные факты;
2) экспериментально обоснованные выводы;
3) логические умозаключения;
4) результаты наблюдений.
А62 Способом познания является:
1) наблюдение;
2) житейский опыт;
3) любознательность;
4) народная мудрость.
А63 Верны ли следующие суждения?
А. Метод наблюдения опирается на формы чувственного познания.
Б. Метод наблюдения опирается на формы рационального познания.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А64 Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиций исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А65 Верны ли следующие суждения?
А. Человек — предмет изучения всех наук.
Б. Человек — предмет изучения только гуманитарных наук.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А66 Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных данных о действительности, а также результат этой деятельности — это:
1) наука;
2) образование;
3) философия;
4) общественное сознание.
А67 Верны ли следующие суждения?
А. Вне науки получить объективное знание невозможно.
Б. Наука является одним из способов познания действительности.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А68 Соблюдение таких принципов, как обоснованность, достоверность, системность обязательно в деятельности:
1) писателя;
2) художника;
3) ученого;
4) артиста.
А69 Общее для науки и художественного творчества является:
1) стремление к достоверности;
2) стремление к осмыслению действительности;
3) обоснование предположений;
4) формирование чувства прекрасного.
А70 Научные знания отличаются от религиозных тем, что они:
1) могут быть .предметом изучения в школе;
2) предполагают проверку истинности каких-либо сведений;
3) опираются на авторитетные мнения;
4) передаются из поколения в поколение.
А71 И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они;
1) носят объективный характер;
2) предполагают доказательства;
3) могут передаваться из поколения в поколение;
4) необходимы человеку для рациональной деятельности.
А72 Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям:
1) закон «падающего бутерброда»;
2) закон стоимости;
3) закон фотоэффекта;
4) закон спроса.
А73 Знания являются результатом:
1) психологических особенностей личности;
2) познавательной деятельности;
3) биологических потребностей;
4) инстинкта.
А74 Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется;

  1. самовоспитание;

2) самопознание;
3) самореализация;
4) самообладание.
А75 Верны ли следующие суждения?
А. Самопознание невозможно, поскольку объект такого познания постоянно меняется.
Б. Самопознание возможно, несмотря на изменчивость самого объекта познания.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
А76 Верны ли следующие суждения?
А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «я».
Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
Ответы

А1 – 4 А11 – 1 А21 – 1 А31 – 2 А41 – 4 А51 – 1 А61 – 2 А71 – 3
А2 – 3 А12 – 1 А22 – 3 А32 – 2 А42 – 1 А52 – 1 А62 – 1 А72 – 1
А3 – 3 А13 – 2 А23 – 1 А33 – 4 А43 – 4 А53 – 2 А63 – 1 А73 – 2
А4 – 1 А14 – 3 А24 – 3 А34 – 1 А44 — 2 А54 – 4 А64 – 3 А74 – 2
А5 – 1 А15 – 2 А25 – 3 А35 – 2 А45 – 3 А55 – 2 А65 – 4 А75 – 2
А6 – 3 А16 – 1 А26 – 1 А36 – 3 А46 – 1 А56 – 4 А66 – 1 А76 – 3
А7 – 3 А17 – 3 А27 – 2 А37 – 4 А47 – 1 А57 – 1 А67 – 2
А8 – 2 А18 – 1 А28 – 4 А38 – 3 А48 – 2 А58 – 1 А68 – 3
А9 – 3 А19 – 2 А29 – 1 А39 – 3 А49 – 2 А59 – 2 А69 – 2
А10 – 3 А20 – 3 А30 – 2 А40 -1 А50 – 3 А60 – 4 А70 – 2

III. Виды работ по строительству, реконструкции
и капитальному ремонту
 

С 1 июля 2017 года ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ отменено требование о получении допуска СРО на выполнение работ, включенных в настоящий перечень. См. ст. 3.3 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ и ст. 55.8 ГрК РФ. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального…

  • 1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
  • 2. Подготовительные работы
  • 3. Земляные работы
  • 4. Устройство скважин
  • 5. Свайные работы. Закрепление грунтов
  • 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
  • 7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
  • 8. Буровзрывные работы при строительстве
  • 9. Работы по устройству каменных конструкций
  • 10. Монтаж металлических конструкций
  • 11. Монтаж деревянных конструкций
  • 12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
  • 13. Устройство кровель
  • 14. Фасадные работы
  • 15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
  • 16. Устройство наружных сетей водопровода
  • 17. Устройство наружных сетей канализации
  • 18. Устройство наружных сетей теплоснабжения
  • 19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных
  • 20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
  • 21. Устройство объектов использования атомной энергии
  • 22. Устройство объектов нефтяной и газовой промышленности
  • 23. Монтажные работы
  • 24. Пусконаладочные работы
  • 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
  • 26. Устройство железнодорожных и трамвайных путей
  • 27. Устройство тоннелей, метрополитенов
  • 28. Устройство шахтных сооружений
  • 29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
  • 30. Гидротехнические работы, водолазные работы
  • 31. Промышленные печи и дымовые трубы
  • 32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
  • 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
  • 34. Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)

Открыть полный текст документа> Виды деятельности

Материальная и духовная деятельность. Творчество и общение. Игра, учеба, труд

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми формами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает це- леполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Но даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения.

Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбиниро- вание элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3. Структура коммуникации

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передает адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835), подчеркивая процессуаль|ный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

Труд, обучение и игру принято считать основными конкретными формами деятельности.

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется во взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда).

Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда — вещь, на которую направлен труд человека (материал, сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под обучением понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность»1.

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872—1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил . К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота лишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Социализация личности происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материальная деятельность направлена на изменение природы (производственная деятельность) или общества (социально-преобразовательная деятельность). Духовная деятельность направлена на изменение человеческого сознания.
  • 2. Творчество — деятельность по созданию нового. Общение — специфическая субъект-субъектная деятельность, способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми.
  • 3. Ведущими типами деятельности называют труд, обучение и игру. Именно они обеспечивают процесс социализации личности.

ВОПРОСЫ

  • 1. Какие признаки свидетельствуют о творческом характере деятельности? Какого человека принято называть творческой личностью?
  • 2. В чем заключается специфика общения как вида деятельности? Какую роль в жизни общества играет язык?
  • 3. Приведите аргументы в пользу того, что в процессе трудовой, обучающей и игровой деятельности человек социализируется.
  • Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 70.
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 82.
  • Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *