Я концепция

Я концепция

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе

⇐ Предыдущая1234

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления о том, каков он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом («очкарик», «толстяк», «тощий» и т. д.).

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д.

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов. Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.

Психологическая защита

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое «Я» от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т. е. любой опасности.

Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги.

Теорию защитных механизмов впервые разработал З. Фрейд. Согласно его концепции, защитные механизмы личности бессознательны и всегда искажают или подменяют реальность. Дальнейшие исследования психологов позволили выделить следующие основные механизмы защиты: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, замещение, сублимация, интеллектуализация, формирование реакции.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание– уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы (непринятие, отрицание критики в свой адрес, утверждение, что этого не существует и т. д.).

Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство. Это и оправдание своей неспособности что-то сделать нежеланием, оправдание нежелательных действий объективными обстоятельствами.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация– это преобразование энергии подавленных, запретных желаний (например секс-энергии) в другие виды деятельности, то есть трансформация влечений. В качестве основных форм сублимации обычно описывают интеллектуальную деятельность, художественное творчество.

Интеллектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Регрессия –регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Темперамент

Древнейшее описание темпераментов принадлежит Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

Если преобладает кровь, то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи.

Если преобладает желчь, то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения.

Если преобладает слизь, то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям.

Если преобладает черная желчь, то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

К. Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов.

Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Экстраверт стремиться к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в публичных выступлениях, участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами.

Теория, разработанная И.П. Павловым, связывает темперамент человека со свойствами нервной системы: силой, подвижностью и уравновешенностью. Сочетание свойств определяет тип высшей нервной деятельности.

сила возбудительного процесса, определяемая по скорости образования условных рефлексов.

сила тормозного процесса, которая выявляется по скорости выработки внутреннего торможения.

подвижность нервных процессов – определяется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей.

Выделяет 4 типа темперамента: 1) живой тип (сангвиник); 2) спокойный тип (флегматик); 3) безудержный тип (холерик); 4) слабый тип (меланхолик).

Различают четыре основные типа высшей нервной деятельности:

сильный, неуравновешенный (с преобладанием процессов возбуждения) у холериков;

сильный, уравновешенный, подвижный у сангвиников;

сильный, уравновешенный, инертный у флегматиков;

слабый у меланхоликов.

Характер

Характер – это совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам, это то, что определяет значимые для индивида поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы.

Характер в переводе означает «отпечаток». Формирование, развитие, функционирование характера связано с темпераментом.

Кречмер, описав и выделив наиболее встречающиеся типы строения тела или конституции, связал их с особым типом характера:

Астенический. Худой, тонкий индивид с тонкой и бледной кожей, со слабо развитой мускулатурой, слабыми жировыми отложениями.

Атлетический. Развитый скелет, мускулатура, среднего, чаще высокого роста.

Пикнический. Сильно развитые внутренние полости (например, мужчина с «малой» беременностью).

астеники и атлетики более склонны к шизофрении, для пикнического типа характерен маниакально-дипрессивный психоз.

В формировании характера главное:наследственность, среда,социальное окружение,подражание.Характер формируется от 2 до 6 лет.

Акцентуация характера – это чрезмерные усиления отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящая за пределы нормы отклонение в психологии и поведении, но граничащее с болезнью.

⇐ Предыдущая1234

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 230 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

«Моя «Я – концепция»

«Моя «Я – концепция»

Разрешите представить мою «Я – концепцию», рассказать немного о себе и о своей работе.

Я .

Родилась 21 августа 1973 года в д. Хорамалы Ядриннского района. Училась в Хочашевской СОШ ( г. г)

В 1995 году закончила ЧГПИ БХФ

В системе образования работаю 16-й год. 12 лет учителем биологии в сельской школе и 5-й год в ПЛ № 25 г Ядрин преподавателем биологии и химии.

Мой девиз по жизни «Что человек делает, таков он есть» (Гегель)

Итак я преподаватель биологии и химии. » Я – педагог».

Этим словом все сказано. Ведь педагог, по большей части, это не профессия, а образ жизни. По-моему в слове «педагог» собрано все, что может быть человеке и человеческое. Педагог – это учитель, воспитатель, который должен быть примером для подражания, кумиром своих воспитанников. Для этого нужно быть и тонким психологом, и внимательным педагогом, и немножко артистом, и просто хорошим и добрым человеком.

С первого класса я знала, что стану учителем и своего решения ни разу не меняла.

Я считаю, что у меня интересная работа, где никогда не устанешь от однообразия, где каждый день не похож не предыдущий, где рядом с детьми не стареешь. Эта работа требует большого терпения, душевных сил и даже лишений. Одним словом – нелегко. Часто я говорю себе: «Не жалуйся на судьбу, если сама избрала свою дорогу, прими ее и постарайся, чтобы тебя сопровождали радость успеха, любовь и душевное равновесие»

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем.

Я как педагог-предметник работаю над методической проблемой:

» Информационные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций и средство повышения познавательной активности учащихся».

Цель моей работы: создание условий для формирования ключевых компетенций с использованием новых технологий на уроках химии и биологии. Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи:

· Создать информационно-коммуникационную обучающую среду, формирующую ключевые компетенции

· Использовать компьютер для активного самостоятельного усвоения нового материала и проверки знаний

· Использовать информационные технологии для обогащения урока наглядными учебными материалами

Над данной методической проблемой я работаю несколько лет. И вот этапы моей работы:

уч. год

– использование электронных учебников

20уч. год

– создание тестов и презентаций для уроков

2008 – 2009 уч. год

– начало создания электронного учебника и электронного УМК

2009 – 2010 уч. год

– создание методразработок с использованием компьютера, использование мультимедийного проектора

Презентации для уроков биологии составлены для того, чтобы иметь

наглядного демонстрационный материал для уроков-лекций,

доступную необходимую информацию для самостоятельного индивидуального изучения темы учащимися

В учебнике часто одна тема составляет несколько параграфов, а в презентации собраны основные понятия и термины. Которые должны усвоить учащиеся. Это экономит время изучения темы.

В прошлом году я начала создавать и продолжаю в этом году электронный УМК по дисциплинам «Химия», «Биология» для поваров, кондитеров, автомехаников и мастеров общестроительных работ.

Результаты итоговой аттестации учащихся являются наглядным примером, показывающим итоги моей работы.

Из данного графика видно, что результаты имеют положительную динамику: % «4» и «5» немного, но увеличились, а «3» уменьшились. в последние два года «2» на итоговой аттестации нет.

Я считаю, что чтобы добиться каких либо результатов педагог обязан быть личностью. Его всегда должны сопровождать слова «успешность», «удивительность», «убедительность», «уважительность», «уравновешенность», «улыбчивость»

· «УСПЕШНОСТЬ» — педагог должен предвидеть положительный результат своей работы.

· «УДИВИТЕЛЬНОСТЬ» — надо удивлять и заинтересовывать

· «УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ» — убедить учащихся в важности учебы для их будущего

· «УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ» — положительный результат достигается только в атмосфере взаимного уважения

· «УРАВНОВЕШЕННОСТЬ» — в работе нужно быть готовым ко всему, не паниковать, анализировать и работать

· «УЛЫБЧИВОСТЬ» — улыбка – это и оценка, и одобрение и выход из трудной ситуации.

» Чтобы обучать другого требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому»

М. Монтель

Преподаватель может знать свой предмет на «отлично», но это не означает, что он хороший педагог. Необходимо еще эти знания довести до детей, дать понять, что эти знания им нужны, научить применять эти знания в жизни, заинтересовать их. Вот это самое важное для педагога.

Меня как любого преподавателя биологии или любого человека волнует проблема экологического состояния окружающей среды, поэтому вместе с учащимися проводим небольшие исследование

«Проблема эксплуатации автомобилей»:

1. «Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта». Практическая работа

2. «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду». Анкетирование водителей.

Данные работы имеют практическое и воспитательное значение

«…бережливость и экологическая культура должны прививаться с детства. Необходимо радикально и кардинально изменить отношение людей к окружающей природе…»

Из выступления Президента ЧР

«Чувашия из будущего и для будущего»

Я являюсь классным руководителем

Цель воспитательной работы

Формирование сплоченного коллектива, как необходимое условие для учебы и развития личности

В своей воспитательной работе я стараюсь воспитывать:

· Потребность иметь свой взгляд на происходящие события и явления

· Толерантное отношение к себе и другим

· Культуру поведения

· Негативное отношение к насилию и к вредным привычкам

· Необходимость в здоровом образе жизни

· Развитие таких человеческих качеств, как доброта, уважение, любовь

Завет Ключевского:

«Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь»

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один всем знакомый, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой, когда учащиеся приобщаются к решению педагогических задач, сотрудничают с педагогом в достижении общей цели.

Сложно отходить от стереотипов, в которых мы выросли сами. Нас так учили в школе, мы так должны были работать после окончания института. А сейчас необходимо перестраиваться. Время требует перемен.

Перед собой я ставлю задачу. как можно быстрее перейти ко второму подходу обучения, когда учащиеся самостоятельно, с помощью педагога получают знания. Я считаю, что это сейчас особенно необходимо. Это является одним из факторов, стимулирующих стремление учащихся к учебе.

Очень сложно заинтересовать молодое поколение учебой. Нужно быть не только талантливым педагогом, но и «артистом» и тонким психологом.

Я хочу научиться работать так, чтобы каждое мое слово доходило до учащихся, чтобы научный язык химии и биологии стал для них понятным.

Я считаю, что настоящий педагог, не тот кто много знает, а тот кто умеет эти знания довести до ребят, да так, чтоб эти знания остались на всю жизнь и пригодились в жизни.

Для этого мне необходимо:

— изучить современную методику преподавания предмета

— ознакомиться с опытом работы других преподавателей

— больше использовать новые технологии в работе.

Я не только педагог, но я еще женщина, я –мать. У меня кроме основной работы есть другие увлечения. Я люблю готовить, создавать уют в доме, вязать и выращивать комнатные растения.

«Цель любого образования – научить любить красоту»

Платон

Я» как ядерная структура в ведущих психологических концепциях личности (У. Джеймс, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс и др.)

Одним из первых проблематику Я — концепции начал разрабатывать У. Джеймс. Целостное «Я» он расчленил на взаимодействующие составляющие — «Я»-осознающее и «Я»-как-объект, — первое из которых представляет собой чистый опыт, чистое сознание, второе – содержание этого опыта. «Я»-как-объект Джеймс в свою очередь разделил на духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Очевидно, что невозможно представить себе как чистое сознание, лишенное какого-либо опыта, так и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания, и поэтому конструкция У. Джеймса скорее гипотетическая, но ей следует отдать должное: она послужила точкой отсчета исследований в интересующей нас области. К тому же именно У. Джеймсу принадлежат первые мысли о столь значимых, в понимании современной нам психологии, структурах Я — концепции, как самооценка и уровень притязаний. И именно он описал знаменитую формулу «Самооценка = успех / притязания».

Спустя некоторое время после работ У. Джеймса, в первые десятилетия нашего века, изучение Я — концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Ч. Кули и Дж. Мид – представители символического интеракционизма. Символический интеракционизм – здесь надо отметить – опирается на три основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от того значения, которое они придают элементам своего окружения. Во-вторых, это значение является продуктом социального взаимодействия. И, наконец, в-третьих, — эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. «Я» и «Другие» образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида.

На основании работ, проведенных в рамках этой концепции, было доказано, что главным ориентиром для представлений человека о самом себе, т.е. для Я-концепции, является Я другого человека, т.е. представление индивида о том, что о нем думают другие. Ч. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я, выдвинув в 1912 году теорию «зеркального Я». Эта идея была развита Дж. Мидом, который, вкратце говоря, детально показал, каким образом именно на основании социального взаимодействия происходит формирование того, что У. Джеймс называл «Я-как-объект». Механизмом была названа интериоризация установок, т.е. смыслов и ценностей, принадлежащим «Другим».

Следующий существенный вклад в формирование современной нам теории Я-концепции был сделан Э. Эриксоном. Подход Эриксона по сути являлся развитием концепции Фрейда, и проблематика Я-концепции рассматривалась Эриксоном сквозь призму т.н. эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Во многом механизм формирования эго-идентичности, описываемый Э. Эриксоном, схож с описанным у Кули и Мида, но при этом Эриксон считает, что этот процесс происходит в основном в сфере бессознательного и критикует статичность модели Я — концепции. В контексте проводимого исследования нельзя обойти стороной и т.н. феноменологический подход к пониманию Я — концепции. Иногда этот подход называют перцептивным или гуманистическим, а основан он на положении о том, что поведением человека управляет его восприятие и осмысление окружающего его мира. Не явление само по себе, но уникальное восприятие индивидом этого явления рассматривается гуманистическими психологами как подлинная реальность. Очевидно, что исследования Я — концепции должны являться одним из наиболее значимых направлений в этой психологической школе.

Современное понимание Я — концепции в гуманистической психологии основывается преимущественно на работах К. Роджерса. Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я — концепцию заключается в следующем: личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я.

Юнграссматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – «Я»; 2) индивидуальное бессознательное – «ОНО»; 3) «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов». Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует «персону» («маску»), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, – это «тень» («тень» носит врожденный характер: если «сорвать «маску», то увидим «тень», которая проявляется в комплексах, симптомах»). Психологическая коррекция эффективна, лишь если происходит коррекция «тени» и «персоны».

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». «ОНО» – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»; проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и желает смерти ему и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

Олпорт характеризует свою теорию как «конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки» (Allport G. Personality. A PsychologicalInterpretation. N.Y., 1938. P. IX).
 Выделяя общие принципы развития личности (например, принцип функциональной автономии мотивов, общие качества личности — черты, установки, Я) мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных. Но при качественном анализе личности мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры Я. Исследование личности под таким ракурсом требует применения идиографического метода, использующего понятия «особенный», «единичный», «индивидуальный». Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

детская стадия;

стадия относительной дифференциации;

стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу «все или ничего». На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.
 «С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания» (Allport G. Personality. A PsychologicalInterpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща «Я». «»Я» является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность» (Там же).
 Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.
 Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистическиепсихоолги — АбрахамМаслоу и КарлРоджерс.

3. Структура и функции Я-концепции, по Р. Бернсу.

Р. Бернс представляет Я-концепцию как иерархическую структуру. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Физическое Я в структуре Я-концепции

Страница 1

Пионерами в области изучения физического Я в истории психологии были представители психоанализа. Собственно, сам психоанализ «возник благодаря изучению психосоматического аспекта органической симптоматики истерии и невроза страха» (Аммон, 2000; с.9). З. Фрейд подчеркивал важнейшую роль тела как психологического объекта в развитии эго-структур, а также в генезе психопатологии, в частности в развитии симптомов конверсионной истерии. Соматические проявления по Фрейду имеют символический смысл: они представляют собой «язык тела», выражающий в искаженной форме как запретные инстинктивные импульсы, так и защитные силы. Процесс развития в генетической теории Фрейда представлен как процесс изменения «локализации либидо». Фиксация интереса к определенной зоне тела становится начальным пунктом процесса формирования характера определенного типа (Соколова, 1989).

А. Адлер, изучая особенности формирования личности в онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом Я и самооценкой. В частности, он утверждал, что некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела. Так, Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в которых у человека может возникать чувство неполноценности: физическая, умственная, психологическая, социальная и экономическая. Первая может включать в себя такие явления, как недоразвитие органов, инвалидность, деформации, уродства, физическая слабость, ожирение, болезненность, сексуальная фрустрация и т.д. (Stein, 1997; p.1).

Позднее Адлер пришел к отрицанию правомерности разделения личности на психическую и соматическую составляющую: он считал, что личность может быть понята только как целая, неделимая единица. Изучать человека, разлагая на атомы, значит не постигнуть полностью природу человека. По Адлеру вопрос стоит ни “Как сознание воздействует на тело?”, ни “Как тело воздействует на сознание?”, а скорее “Как личность использует тело и сознание при достижении целей?”: «можно было бы предположить, что для определения того, где лежат интересы ребенка, нам нужно только выяснить, какой орган является дефектным. Но не все так просто. Ребенок воспринимает факт неполноценности органа не так же, как его видит внешний наблюдатель; он модифицируется исходя из существующей схемы восприятия индивида» (Мосак, 2000; с.62).

Таким образом, Адлер непосредственно поставил вопрос о существовании тесной связи между физическим Я человека и его социальным поведением: не просто наличие телесного дефекта, а, прежде всего, его восприятие как такового (т.е. телесный образ Я), оказывает определяющее влияние на формирование личности и в большинстве случаев ведет к развитию стремления к превосходству над другими людьми. Но сам автор позднее существенно трансформировал свою теорию, заменив реальную неполноценность органа чувством социальной неполноценности. Адлер утверждал, что цели и ожидания человека больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, тем самым подчеркивая большую важность для индивида социальных интересов — чувства общности, кооперации и альтруизма. Таким образом, вопрос о роли физического Я в представлении индивида о себе и его связь социальной мотивацией не получил в психоанализе дальнейшего развития.

В психологии существуют различные подходы к определению места и роли телесного Я в Я-концепции человека – от почти полного исключения его из структуры самосознания до рассмотрения физического Я как одного из ведущих факторов организации психики (хотя очевиден сдвиг в сторону первого подхода). Выше мы упоминали подход У. Джемса, выделявшего в личности две подструктуры: cознающее Я (I) и эмпирическое Я (Me). Под эмпирическим Я (или «Мое») Джемс понимает совокупность, итог всего того, что человек мог назвать своим: собственное тело и психические силы, а также дом, семью, предков, репутацию, творческие достижения и т.д. «Физическое», или «материальное Я», в которое Джемс включает телесную организацию, одежду, семью и имущество, рассматривается автором как одна из подсистем эмпирического Я наряду с двумя другими: «социальным Я» (то, чем признают данного человека окружающие) и «духовным Я» (совокупность психических особенностей и способностей). Эти же компоненты структуры личности могут быть названы и ее уровнями: «различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке… можно представить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной – наверху и различными видами материальных (находящихся вне нашего тела) и социальных личностей в промежутке» (Джемс, 2000; с.20).

Р. Бернс, как уже было указано, рассматривает физическое Я как один из аспектов установки личности на саму себя. Телесное Я является интегральной составляющей каждого из 3 элементов установки – образа Я, самооценки и поведенческих реакций – и может быть представлено в различных модальностях. Данная схема удобна в методических целях, так как позволяет «дробить» единый предмет исследования на различные компоненты в зависимости от уровня анализа. Так, на когнитивном уровне изучается телесный образ Я как представление о своем теле (образ тела, схема тела, внешность, половая принадлежность и т.д.), на эмоциональном – самооценка (внешности, телесных проявлений), на динамическом – поведение человека в связи с представлением о своем теле и его самооценкой. Каждая из этих составляющих может рассматриваться как Я-реальное (как человек видит и оценивает свое телесное Я и как в связи с этим действует), как Я-идеальное (каким бы он хотел видеть свое тело и внешность и как это отразилось бы на его активности) и как Я-зеркальное (как, по его мнению, его тело и внешность видится и оценивается другими людьми, и как это представление сказывается на его поведении). Степень совпадения этих показателей может говорить как о гармоничности личности, высокой удовлетворенности собой, низкой тревожности, так и о неразвитости самосознания, завышенной самооценке и вытеснении тревоги. Поэтому сами по себе эти показатели имеют малую диагностическую и прогностическую ценность для исследователя, а должны анализироваться в общем контексте жизнедеятельности индивида.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Отражение отношения к смерти в художественной литературе.
Выше нами было рассмотрено отношение к смерти с различных сторон, т.к. философия, медицина, психология, а также религия. Однако, хотелось бы отметить, что и в литературе данной проблеме уделяется большое внимание. Несметное количество поэ …

Типология индивидуальности Э. Кречмера.
Ещё до систематизированных научных исследований в этой области некоторые люди начали подмечать соответствия характера с выражением индивидуальных особенностей человека в его внешнем облике. Но обычно принято говорить, что это “народная пр …

Движение в кадре и монтаж
Телевидение позволяет не только показать форму предметов, но и их движение, развитие действия в пространстве и времени. Движение на телеэкранах присутствует в трех видах. Перемещение людей, предметов перед неподвижной камерой принято наз …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *