Язык как средство общения

Язык как средство общения

Технологическая карта урока «Язык и общение» (5 класс)

Язык и общение

(технологическая карта урока русского языка в 5 классе)

Гвоздева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 29» г.о. Саранск Республики Мордовия

Тема

Язык и общение

Цель

Формирование культуроведческой компетенции учащихся

Задачи

Образовательные: показать значение языка как важнейшего средства общения.
Развивающие: учить выделять главное, развивать мышление, способность мыслить и

сопереживать; стороить логически обоснованные рассуждения.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.

УУД

  • Личностные УУД: уважение к учителю и сверстникам, самоопределение, самооценка готовности к уроку, положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, участвовать в творческом процессе, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

  • Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

  • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила речевого поведения; уметь высказать и обосновать собственную точку зрения, уметь слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  • Познавательные УУД: выделять главное, стороить логически обоснованные рассуждения.

Планируемые

результаты

Предметные:

  • Знать виды и цели речевого общения.

  • Уметь строить аргументированный ответ на вопрос.

Личностные: адекватно оценивать себя и свои достижения, осознание чувства гордости за родной язык, свою этническую принадлежность.
Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;

умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;

способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные понятия

Язык, общение, виды общения

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Мультимедийный проектор, экран,

раздаточный материал,

учебник: Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. — М: Дрофа, 2013.

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Дидактическая
структура
урока

Ход урока

УУД

Организационный момент
Время: 2 мин.
Основные этапы: мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный фон:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок русского языка в новом учебном году. Желаю вам успехов. А поговорим мы с вами о важнейших понятиях – языке и общении.

Учащиеся определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм.

Уважение к учителю и сверстникам, самоопределение, самооценка готовности к уроку (Л)

Изучение нового материала
Время: 20 мин.
Этапы: введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Учитель: Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык. Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас? Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Обсудите в парах, как можно сформулировать тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Ответы учащихся: Язык, общение, человек.

Слова выводятся на экран.

Тема урока – «Язык и общение», проблема – определить, как связаны между собой язык, общение, человек. (Тема урока и проблема выводятся на экран.)

Учитель: Как связаны между собой эти понятия? Найдите ответ в учебнике.

Учащиеся: Язык — средство передачи мыслей, знаний, чувств и т. д. Пользуясь языком, люди общаются между собой, т.е. обмениваются информацией, мыслями, впечатлениями, чувствами; передают накопленный опыт в области науки, искусства, культуры и т. д.

Учитель: Что нужно, чтобы возникло речевое общение? Хотя бы два собеседника. Также необходимо, чтобы собеседники хотели общаться.

Препятствовать общению может незнание языка. Об этом говорит широко известное библейское сказание о Вавилонской башне, которую в глубокой древности решили построить люди, чтобы добраться до самого неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг горы строился и разрастался город Вавилон. Но когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побрели в разные концы, бросив работу. А башня стала разрушаться.

Собеседники, не знающие языка друг друга, могут общаться через переводчика.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р).

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соблюдать правила речевого поведения, слышать и слушать других (К).

Закрепление нового материала
Время: 15 мин.
Этапы: Развитие учебноязыковых умений. Решение жизненной ситуации.

Работа с текстом. Тексты раздаются ученикам до начала урока.

1. Прочитайте текст известного писателя Л.Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, что ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза…

Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.

Ответы учащихся: Вся жизнь человека с самого раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Без языка нельзя работать согласованно. Без языка не было бы развития науки, искусства, техники.

2. Какими примерами из своей жизни вы можете доказать, что язык — это средство общения?

Ответы учащихся: ученики приводят примеры из своей жизни, например, рассказывают о том, как общение помогает решить задачу, найти дорогу и т.д.

Групповая работа. Представьте, что вы приехали на Всероссийский фестиваль народного творчества, в котором участвуют представители многих наций и народностей, живущих в Росссии. Продумайте всевозможные формы приветствия и прощания, используемые в контактном речевом общении.

Ответы учащихся: До свидания! Всего хорошего! Прощайте! Здравствуйте и др. в русском языке. В мордовских языках слова прощания звучат так: До свидания — Вастомазонок! Уледе шумбра! Няемозонк! В татарском языке формула прощания следующая: сау булыгыз!

Строить логически обоснованные рассуждения, высказывать предположения на основе наблюдений (П.Р).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

Контроль
Время: 5мин.
Этапы:

Что такое общение?

(Взаимодействие людей между собой посредством языка)

Что нужно, чтобы возникло речевое общение?

(Чтобы собеседники хотели общаться)

Что такое речевой этикет?

(Это нормы поведения в речи)

Как связаны речевой этикет и народные обычаи?

(Формулыречевого этикета очень древние, они

связаны с народными обычаями, отражают ритуалы и сложившиеся привычки, выражающие особенности быта)

Интересная информация:

Русские спрашивают: “Как здоровье?” А древние египтяне при встрече интересовались: “Как вы потеете?” Почему? Они полагали, что при мимолетном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: “Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете?” Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит “целую руку”, не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Древние греки приветствовали друг друга: “Радуйся!”, а современные греки: “Будь здоровым!” Арабы говорят: “Мир с тобой!”, индейцы одного из племени: “Все хорошо!” Согласно речевому этикету Китая, после приветствия следует обмен репликами: “Ты ел?” — “Ел” (или “Еще нет”).

Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе. Даже существует оборот “уйти по-английски”, то есть незаметно, и поэтому не прощаясь.

Строить логически обоснованные рассуждения

интерес и уважение к другим народам (Л)

Рефлексия
Время: 3 мин.
Этапы:

Какой была тема урока? (Язык и общение)

Какую проблему мы решали? (Как связаны язык и общение)

Как её решили? (Вся жизнь человека с самого раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Без языка нельзя работать согласованно. Без языка не было бы развития науки, искусства, техники)

Чему научились на уроке? (Речевому этикету)

Что следует доработать? (Нормы речевого этикета)

Учитель благодарит учащихся, выставляет отметки.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

Домашнее задание

Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите, что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт. (Текст раздается учащимся.)

Люди научились говорить, потому что они остро нуждались в общении. Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.

Прошло немало времени, пока люди научились передавать словами, как надёжнее всего добывать еду, охотиться на диких животных, договариваться о совместных делах и т. д.

При помощи слов они могли вместе вспоминать о прошлом и строить планы на будущее. Слова помогали людям объединяться, обмениваться разными сведениями.

Список использованной литературы

  1. Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. — М: Дрофа, 2013.

Использованные Интернет-ресурсы

Лингвистические аспекты общения

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека — это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

передается и усваивается социальный опыт;

происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук — философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследуют формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.

Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.

Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Социальная природа общения

Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах:

историческая связь актов общения друг с другом;

способность общения быть выразителем общественного сознания;

способность общения формировать и использовать культуру.

Профессор Ю.В. Рождественский пишет об этом так: «Историческая связь с общественным производством, способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в членораздельной речи» (Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., Добросвет, 2000. С. 33). Членораздельность речи, по мнению ученого, «является социальной чертой акта общения, так как позволяет строить новые высказывания из материала прежних и тем самым удовлетворять потребность роста культуры, изменения общественного сознания и организации производства» (там же).

Всякий акт общения включен в историческую последовательность других актов социальной речевой деятельности, а отдельные высказывания соотносятся с другими по форме и содержанию. Люди понимают высказывания потому, что в них заключена историческая преемственность.

Внешней причиной актов общения являются общественные отношения людей, которые устанавливаются и развиваются с помощью языка.

Разделение труда и обмен его продуктами, организация коллективной жизни социальных групп и всего общества не возможны без речевого общения.

С помощью актов речи можно описывать и прогнозировать свойства объектов, сообщать о положении дел, договариваться о коллективных действиях с вещами, устанавливать общность мыслей и направлять чувства. Это определяет важную роль речевого общения в жизни общества. Не случайно, что слова общение и общество являются однокоренными.

Во многих актах общения происходит обмен информацией новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.

Социальный аспект речевого общения включает:

статутные и ролевые различия между людьми;

общественные стандарты и требования, предъявляемые к тем или иным формам речевого поведения;

социальные различия между говорящими в их отношении к собственным и чужим моделям речевого поведения;

социальные различия между говорящими в их отношении к выбору языковых средств;

социальную значимость речевых актов.

Психологическая природа общения

Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

Общение как психологический феномен определяется:

общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи;

этнопсихическими особенностями нации;

социально-психологическими особенностями социальной группы;

индивидуальными психологическими особенностями личности.

Рассматривая психологическую природу общения, необходимо учитывать, что:

1) общение является формой психической деятельности;

2) общение является формой поведения человека;

3) общение представляет собой межличностное взаимодействие индивидов;

4) в общении проявляются психологические свойства личности, ее темперамент и другие психолого-типологические характеристики;

5) личность человека формируется в процессе общения.

1. Общение как форма психической деятельности. Общение как деятельность регулируется мотивами и целями.

Мотив представляет собой причину, побуждающую человека к определенной деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми.

Цели речевой деятельности включают поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.

Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность имеет иерархическую структуру, включающую ведущий и фоновый уровни.

Ведущий уровень составляется основными действиями, направляющими всю деятельность к реализации цели, фоновый уровень включает дополнительные действия, обеспечивающие выполнение основных.

Действия фонового уровня чаще всего характеризуются автоматизмом. В общении ведущие действия состоят в формировании и восприятии содержательной стороны высказываний, а фоновыми являются психические операции озвучивания и восприятия высказываний. Речевая деятельность на родном языке в нормальном случае характеризуется очень высокой степенью автоматизма.

В структуру деятельности входят также образ результата и регуляция промежуточных этапов деятельности.

Образ результата представляет собой психическую модель реализованной цели деятельности.

Регуляция предполагает сознательный контроль выполнения отдельных действий и их соответствия конечной цели деятельности.

2. Общение как поведение. Общение как поведение представляет собой избранный личностью тип организации речевого взаимодействия с окружающими, соответствующий мировоззрению и психическим особенностям личности.

К речевому поведению относятся такие феномены, как:

подражание (сознательное и неосознанное) речи других людей;

эмоциональное «заражение»;

подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям или нарушение этих норм;

лидерство в общении или склонность к пассивному участию в общении.

3. Межличностное взаимодействие. Межличностное взаимодействие в общении характеризуется как объективными данными, свидетельствующими о влиянии отношений собеседников на характер общения и речевых действий на развитие этих отношений, так и субъективным восприятием участниками общения речевых действий друг друга.

Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:

межличностные отношения > характер общения;

характер речевых действий > развитие личных отношений;

восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;

восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.

4. Психологические характеристики личности. Психологические характеристики личности, например темперамент, существенно влияют на характер речевого поведения человека. Психологический аспект общения в зависимости от типологических признаков личности говорящих подробно исследован в работе Е.Ю. Чеботаревой, В.Н. Денисенко и А.И. Крупнова «Психолингвистический анализ речевых действий» (М.: Изд-во РУДН, 1998).

В этой работе выделяются следующие компоненты психологического аспекта речевых действий:

Операционно-динамический компонент, который включает следующие показатели:

объем высказывания;

темп (скорость говорения);

лексическая вариативность;

синтаксическая вариативность;

отказ от коммуникативного намерения;

длительные паузы.

Мотивационный компонент, который характеризуется такими показателями, как:

количество фраз, в которых автор говорит о других;

количество фраз, в которых автор говорит о себе;

количество фраз, содержащих обращение к собеседнику;

свернутость (неполнота) фраз.

Когнитивный компонент, который содержит следующие параметры:

количество фраз, содержащих оценочность;

количество фраз, содержащих сопоставление;

наличие названий тем сообщений;

количество фраз, содержащих обобщения;

выражение причинно-следственных связей;

описания внешности;

описания действий.

Результативный компонент, который характеризуется следующими показателями:

содержательность;

понятность;

выразительность;

количество затронутых тем;

количество описанных людей;

грамматическая правильность;

фонетическая правильность;

использование риторических приемов.

Эмоциональный компонент, который представляет собой характеристику степени эмоциональной выразительности высказывания и количества и эмоционально окрашенных лексических единиц.

Регуляторный компонент, который характеризуется количеством таких речевых действий, как:

уточнения;

повторы;

самоперебивы;

вопросы;

короткие паузы;

ссылки.

(Чеботарева Е.Ю. и др. Указ. соч., с. 70).

5. Роль общения в формировании личности. Роль общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. В общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого — социализация личности и корректировка поведения человека.

«Как свидетельствуют психологи, именно вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребенком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые в свою очередь вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности» (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. С. 65).

Общаясь со взрослыми, ребенок не только узнает, как называются те или ине предметы окружающего мира, но и то, как надо обращаться с различными предметами, как устроен мир, как относиться к людям и как общаться с людьми. Вне языковой среды ребенок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно.

Как пишет В.В. Соколова, «речь окружающих, их речевое поведение, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни звучащее слово — основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет содержание, — в известной мере задает направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина» (там же, с. 72).

Культурологические особенности общения

Речевое поведение в том или ином национально-культурном сообществе представляет собой сложное явление, которое требует всестороннего рассмотрения. Специфика речевого поведения в таком сообществе во многом определяется его культурными традициями.

К числу культурологических особенностей общения относятся следующие:

дистанция между собеседниками;

активность в использовании невербальных средств общения;

использование интонации для выражения эмоций;

устойчивость набора речевых формул и невербальных знаков для ситуаций повседневного общения;

интенсивность использования стереотипных речевых формул;

степень активности адресанта и адресата;

тенденция к индивидуализации стандартных речевых средств;

роль говорящего в процессе общения;

отношение к собеседнику;

типичная для сообщества степень вежливости.

Лингвистические аспекты общения

Лингвистические аспекты общения связаны с внутренней структурой языка и ее функциями в речевой деятельности человека.

К лингвистическим относятся следующие аспекты:

фонетический, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию;

грамматический аспект, который заключается в языковых правилах построения словоформ и предложений;

семантический аспект, который состоит в соотнесении языковых знаков со смысловым содержанием.

При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три уровня:

языковой уровень, к которому относятся объем высказываний, лексическая насыщенность и вариативность, наполненность, правильность;

речевой уровень, к которому относятся связность между частями предложений и между частями текста, усложненность высказываний синтаксически сложными построениями и обособленными оборотами, экспрессивность, употребление цитат и фразеологизмов, употребление неинформативных слов;

содержательно-смысловой уровень, признаками которого являются количество затронутых вопросов, следование теме, логичность и последовательность изложения, а также выраженность смысловых категорий (Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. М.: Изд-во РУДН, 1998. С. 69).

Домашняя работа

1. С мыслительной деятельностью человека язык связывает:
А) когнитивная функция;
Б) эмотивная функция;
В) фатическая функция;
Г) апеллятивная функция.
2. Универсальным средством общения людей язык является, выполняя:
А) коммуникативную функцию;
Б) фатическую функцию;
В) метаязыковую функцию;
Г) эмотивную функцию.
3. К характеристикам языка относятся (несколько вариантов):
А) абстрактность;
Б) активность и подвижность;
В) достояние всех членов общества;
Г) уровневая организация;
Д) ситуативная обусловленность.
4. Для называния объектов окружающей действительности служит:
А) номинативная функция языковой единицы;
Б) коммуникативная функция языковой единицы.
5. Для передачи информации служит:
А) номинативная функция языковой единицы;
Б) коммуникативная функция языковой единицы.
6. Видами общения не является:
А) непосредственное;
Б) опосредованное;
В) социальное.
7. Основными единицами речевого общения являются:
А) речевое событие; речевое взаимодействие;
Б) речевое отношение; речевая ситуация;
8. Язык отличается от других знаковых систем тем, что он:
А) материален;
Б) социален;
В) обслуживает общество во всех сферах его деятельности
9. В модель речевого общения не включается:
А) адресат;
Б) адресант;
В) предмет речи;
Г) ситуация общения
10. Аспектом культуры речи не является:
А) социальный;
Б) коммуникативный;
В) нормативный;
Г) эстетический
11. Признаками литературного языка являются:
А) нормированность; кодифицированность; единство книжной и разговорной формы; диалектная дифференциация;
Б) нормированность; кодифицированность; единство книжной и разговорной формы; стилистическая дифференциация;
В) нормированность; единство книжной и разговорной формы; стилистическая и социальная дифференциация;
12. Языковые нормы могут быть:
А) диспозитивные и вариативные;
Б) императивные и диспозитивные;
В) императивные и обязательные;
13. Языковая норма имеет следующие особенности:
А) устойчивость, стабильность, общеобязательность, авторитетность, динамический характер, сосуществование нескольких вариантов;
Б) устойчивость, синкретичность, локальность, авторитарность, структурность, сосуществование нескольких вариантов.
14. Коммуникативными качествами речи являются:
А) правильность, логичность, точность, ясность, богатство, выразительность, чистота, уместность.
Б) правильность, социальность, вариативность, диспозитивность, лаконичность, линейность.
15. Разделами науки о языке не являются:
А) фонетика, морфемика, семантика, морфология, риторика;
Б) фонетика, морфемика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис.
16. Основные периоды формирования русского языка:
А) IX–XIV древнерусский период; XIV–XVII период Московской Руси; XVII–XVIII период формирования национального русского языка ; XIX–XXI период современного русского литературного языка.
Б) IX–XV – начальный период формирования; XV–XVI период оформления национального языка; XVII–XXI период современного русского литературного языка.
17. Просторечие, жаргоны, арго, территориальные диалекты – это разновидности:
А) литературного языка;
Б) общенародного языка.
18. Мировыми языками являются (несколько вариантов ответа):
А) немецкий;
Б) английский;
В) французский;
Г) испанский.
19. К естественным знакам относятся (несколько вариантов):
А) знаки-признаки;
Б) желтые и красные листья на деревьях;
В) дым в лесу;
Г) символы.
20. К искусственными знакам относятся (несколько вариантов):
А) знаки-информаторы;
Б) знаки дорожного движения;
В) морозный узор на стекле;
Г) языковые знаки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *